Функции СКД

СКД - общественно-целесообразная, нравственно-мотивированная деятельность по созданию, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры

Субъектами СКД могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.

СКД создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека. В условиях деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства. Участие в социально - культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек вырабатывает высоко моральные и духовные качества.

· средства СКД – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды;

· методы СКД – это совокупность приемов и способов, направленных на решение конкретных просветительских, воспитательных и иных культуросозидающих задач;

· формы СКД – это стабильно применяемая совокупность средств и методов идейно – эмоционального воздействия, обеспечивающие осуществление социально – культурных процессов.

Функции СКД – формы общественной практики, обеспечивающей реализацию механизма усвоения культуры:

1. Адаптивно – нормативная – связана с хоминизацией личности, освоением индивидом основ санитарно-гигиенических качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

Функция предполагает поэтапное включение личности в мир культуры, учитывая особенности ее развития: человек – живое существо, отличающееся сознанием, индивид – конкретный человек, отличающийся определенным соматическими (строение) и иными особенностями, личность – индивид, усвоивший нормы и принципы поведения в обществе, овладевшей ее мировоззрением и утвердивший себя действием. Личностью не рождаются, но становятся в процессе освоения норм межличностного поведения. Индивидуальность – личность, проявившая себя уникальным способами, дарованиями, результатами жизнедеятельности. Этапы реализации функции:

1. Хоминизация индивида – процесс приобщения общегуман. нравств. качеств, основ физиологической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, адаптация органов восприятия к конкретным формам при. и культ.среды

Социализация индивида – процесс и результат включения человека в социум, освоение и воспроизводства им соц.опыта, принятие требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация гражд, нравст., профес, обществ., семейн. функций.

2. Инкультурализация - вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о миров. И отеч. К-ре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-культ.установках; вовлечение в культуроохран., культуросозид., культуротвор.дея-ть, постижение ис-ва и культ-инф.процессов, достижение автоматизма в наиболее общих стрндартах к-ры.Процесс инкульт-и носит постоянный и непрерывный хар-р. Необходимо учитывать возрастн. особенности индивида к восприятию информации и опред.культ.ценностей.

3. Индивидуализация – это создание благоприят.условий для творч.потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных прир. и соц.сов-в человека, обществ. Признание его уник.вклада в СКтво-во.

2. Образовательно-развивающаяся - обеспечивает освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурализации и индивидуализации личности;

3. Преобразовательно - созидающая – вовлекает человека в процесс создания ценностей культуры, в различные формы хадож., тех., соц.тво-ва;

4. Эколого-охранительная – концентрируется на формировании эколог. К-ры, сохранении культ.наследия природ и культур.среды;

5. Информационно-просветительская – выражается в накоплении, хранении и распространении информации в КДД, формировании нтеллект. иных качеств необходимых человеку информационного общества.

6. Интегративнокоммуникативная – осущетсвляет диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений нац. и культ. культур

7. Рекреативно – игровая – формирование празднично-обряд. и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекат.досуга.

7 функций СКД обеспечиваются функциями прикладной культурологии:

1. научно-методическая – методологическое обоснование созидающего потенциала СКД и МО процесса его реализации

2. политико-проективная – правовое, эк,полит, дух.обеспечение СКД

3. культуроохранительная – обосновывает технологии сохранения прир. и культ.среды, ценностей культуры

4. культуросозидающая - раскрывает пути и средства разработки и реализации механизма последовательного вовлечения личности в мир культуры (хоминизация, социализация, инкульт-я, индивид-я), формирование разносторонне развитой духовно богатой личности

5. культуротворческая – выражается в методическом обеспечении процесса вовлечения человека в информационное общество 21 века и различные формы сктво-в

6. взаимообогащающая - выявляет принципы реализации дух.потенциала общения, разрабтку методики вовлечения человека в систему соц.коммуникаций

7. культуроориентирующая – раскр. Всепоглащ. хар-р культуры, механизма обеспеч культуры труда,познания, быта, досуга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: