В 1938 г. американский социолог Курт Левин – 1-я попытка систематизации стилей:
Авторитарный (автократический)- жесткие способы управления, руководитель сам ставит задачи, характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера. Руководитель отрицает инициативу подчиненных.
Демократический - при котором руководитель, прежде чем принять решение, советуется с членами группы. Затем принятое решение реализуется. Ответственность - общая. Для этого стиля характерна коллегиальность, поощряемость инициативы, уважение чужой субъективности.
Либеральный (попустительский, анархический) – дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнение, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. Этот стиль самый не продуктивный и гибельный для группы. Этому стилю характерны пассивность, анархичность, отказ от управления.
К досуговой деятельности применим 2) стиль. Первый стиль характерен для банды.
|
|
Личность руководителя:
Критерий структурирования стилей руководителя доминирует направленность усилий руководителя на участок работы, 2 вида:
1) инструментальный стиль - направлен на дело, где руководитель выполняет функцию организатора, добирается до сути, проявляет инициативу, решает задачи и не обращает внимания на окружающих.
2) экспрессивный – ориентирован на межличностные отношения, связи, контакты. Руководитель дает почувствовать каждому участнику его личную значимость.
Принципы руководства самодеятельными объединениями:
1. принцип взаимодополняемости субъектов управления. Поиск руководителем актива по своему подобию и образу. Сущность: Стиль руководства д. б. дополнен противоположными по стилю лидерством.
2. принцип единства соц. восприятия и самореализации личности:
- дошкольники (аудитория), педагог – носитель дидактической единицы.
- подростки (аудитория), необходимое сотрудничество
- взрослые – педагогическая деятельность не нужна
Осуществление: субъект – педагог, объект – личность, предметная деятельность
Педагогическое влияние через предметную деятельность дает обратную связь.
- не надо заставлять человека делать то, что ему не хочется.
- надо поднимать планку выше, ребенок должен знать, что он будет гением.
3. принцип диалогичности отношений: выразить себя и дать возможность выразить себя др. по отношению к себе.
4. принцип содержательного и организационного многообразия коллективной деят-ти:
(сочетание различ-х видов деят-ти (систематическая индивид-я деят-ть совместно с вз/действующей).
выход за рамки предметной деятельности, существует совместная форма деятельности, совместная – последовательная (кройка и шитья), совместная – взаимодействия.
Все принципы должны сочетаться!!!!