Ведущие сферы формирования культуры личности

Воспитание – целенаправленный, систематич., программируемый процесс передачи культ.опыта и восприятие его подрастающим поколением. Воспитание существовало всегда.

На формирование личности влияет также стихийный поток воздействия микросреды (ближайшего окружения) и макросреды (жизнь общества и события в мире). Рассогласованность этих потоков

· Снижает эффективность воспитания

· Порождает двойной стандарт (одно думаю, другое говорю)

· Нигилизм

· Стрессы и разлад внутр.мира личности

Сочетание потоков образует процесс социализации личности – процесс освоения ценности социальных ролей, в которые ставит человека жизнь в обществе (соц.роль – нормативно – определенное содержание и порядок действий личности в соц.ситуации; ожидаемое поведение); освоение норм, традиций. Всякое общество формирует тип личности для него приспособленный. Для общества нужна трудовая, творческая и социальноактивная личность.

Формирование гармоничной, творческой, соц.актив.личности – стратегическая цель СКД. Культура личности – достижение такого уровня культуры человека, при котором возникает потребность в саморазвитии.

Сферы формирование культуры личности:

1. СЕМЬЯ -первый во времени воспитатель, определяет рисунок фундамента, основную структуру личности; особенность детско-младенч.восприятия (блоками) и семьи – обеспечивает непротиворечивость процессов социализации. Параллельное влияние на личность оказывают СМИ, школы, КДД – требуется взаимодейтсвие их с семьей в целях достижения единства требований, их согласованности; традиционный скинстиут, создает благоприятную морально-псих.обстановку. это приводит к улучшению досуг.ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми нетрадиц.формами, сближению семьи.перед общество задача – полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Духовная культура супругов- гумманистич.основа семьи. Но безнравственность супругов, низках досуг. Квалификация приводит к забвению материнского и отцовского долга, пьянству. Наркомании. В семье основа – саморазвитие, творческая инициатива самодеяетльсности. В госуд.политике должны быть меры по укреплению ск и пих.реабилитации семей.

2. ШКОЛЫ – дает систему знаковых понятий по основным отраслям знаний и учит методам познавательной дея-ти. Воспитательная роль реализуется через содержание программ и личности учителя;

3. СМИ - назначение –формирование отношения, мнения к основным вопросам и фактам общественной жизни, распространение культурных ценностей. Это роднит СМИ со школой и КДД, предполагает их взаимосвязь, возможность оперативного одновременного воздействия на рассредоточенную аудиторию. Качество информации – особенная возможность СМИ. Уязвимость их – недостаток обратной связи, что требует взаимодейтвие с другими соц.институтами. СМИ оказывают огромное воспитательное воздейтсвие (печать, радио, ТВ). Участвуют в формировании мнений, оценок, установок ценностых ориентаций, влияют на труд.и обществ-полит.активность человека, его участие в обществ.жизни, организацию досуга. Здесь информация выступает кроме звучания и печатного слова в виде зрительного образа. Развивающая и рекреационная роль радио, ТВ печати определяется свойственными им функциями. Их черты – массовость, мобильность, оперативность усиливают их роль. Динамика развития и широкий разбросом дух.интересов и запросов – особенность СМИ. Но есть присущие каждому виду особенности:

· Радио – больше, чем газеты и ТВ возможности для оператив. подачи информации, распространение Суз.программ. это информатив.канал.

· ТВ – ситметич.вид.журналичтики – наглядность, достоверность, создание иллюзии сиюминутности и сопричастности зрителя. Изображение + звук = максимальный эмоц.канал. ТВ играет определ.организаторскую роль, помогает быть в центре событий, получать советы, соц.проблемы, способствует созданию благоприятного эмоц.состояния.

· Пресса –более систематизируетинформацию, анализ, комментарии, доступна в любое время.

4. Трудовой коллектив – имеет свою нишу в формировании личности. Проф-трудовое формирование личности, развития и реализация ее общественно-полит.активности, особенное отличие ТК – референтная группа; на базе его действуют партии и профсоюзы. На этом основаны идеи координации влияния на личность в сфере труда, быта, досуга.

5. КДУ – гармонично восполняет односторонности и специализации неизбежной в трудовой деятельности. особенная возможность: потен. возможность охватить влиянием все слои населения; одновременная деятельность на разных уровнях культур. интересов и культур. ориентаций людей, ненормативная свободная деятельность по интересу поднимает планку ее формирующего влияния на личность и раздвигает горизонт интересов; универсальность средств воздействия, динамич. сочетание эмоционально-образных и рационально-логических средств.

6. КДД – специализироанная подсистема дух-культ.жизни общества, функционально объединяющая соц.институты, призванные обеспечить распространение дух.культур.ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творческой активности личности. Распространение дух-культ.ценностей не монополия КДД, но в отличии от СМИ, школ, предполагается активное и творческое освоение!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: