Существуют различные подходы к делегированию полномочий и ответственности:
• делегируются только полномочия, а ответственность остается у руководителя (нерационально);
• делегируются и полномочия, и ответственность, причем их объемы совпадают (редко);
• делегируются полномочия и часть ответственности (самый распространенный подход).
Принято выделять следующие основные принципы делегирования:
• передача только реальных полномочий;
• выплата обязательного вознаграждения за эффективное использование делегированных полномочий и ответственности;
• подбор исполнителей с учетом характера поставленных задач.
Назовите основные разновидности департаментализации.
Департаментализация – это процесс группировки работ их исполнителей в соответствии с каким – либо логическим принципом.
Виды департаментализации:
1. Линейная – по количественному признаку разделили на подразделения. Используется при организации работ в низовых производственных звеньях, когда выполняемые работы однотипны, а исполнители не дифференцируются.
2. Функциональная – предполагает деление на отделы в зависимости от функций, которые выполняет сотрудник.
3. Продуктовая – подразумевает выделение подразделений по следующим признакам:
· По продукту (когда работы группируются вокруг какого-либо вида выпускаемой продукции);
· По потребителю (когда работы группируются вокруг конечного потребителя продукции);
· По рынку (когда работы группируются вокруг географических и отраслевых рынков производства или продажи).
4. Матричная – представляет собой попытку максимизировать преимущества и минимизировать недостатки как функционального, так и продуктового подхода.
Какими факторами обусловлен тип масштаба управляемости в организации.
-схожесть работ;
-территориальная удалённость работ;
-сложность работ.
Другая группа факторов связана с теми, кем руководят и кто руководит:
-уровень подготовки подчиненных;
-уровень профессионализма руководителя.
Самая многочисленная группа факторов имеет отношение к самому руководству и организации:
-степень ясности в делегировании прав и ответственности;
-степень чёткости в постановке целей;
-степень стабильности в организации;
-техника коммуникации;
-иерархический уровень организации;
-уровень потребности в личных контактах с подчиненными;
-степень объективности в измерении результатов работы.