Роль прокурорского надзора в обеспечении законности. Отличие прокурорского надзора от других видов государственной деятельности

Роль прокурорского надзора в обеспечении законности и отличие его от других видов государственной деятельности определяется следующим:

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства;

Прокурорский надзор действует на всей территории страны;

Прокурорский надзор распространяется на соблюдение всех законов, декретов, указов и иных нормативных актов, действующих на территории РБ;

Прокурорский надзор осуществляется только за тем кругом объектов, которые определены в Законе о прокуратуре. При чём надзор действует и в отношении тех органов, которые сами призваны осуществлять контроль за исполнением законов.

В прокурорском надзоре нет административно-властных отношений (за исключением прокурорского надзора за соблюдением законодательства органами, осуществляющими ОРД, предварительное следствие, дознание). Прокурор не выносит решений о праве, не применяет наказание к нарушителю закона, а лишь требует, чтобы объекты прокурорского надзора (предприятия, учреждения, должностные лица, и пр.) в пределах своих полномочий устранили нарушения законодательства и приняли меры воздействия к нарушителям.

№13 Подбор, расстановка и воспитание кадров в органах прокуратуры. Руководство и контроль исполнения.

В соответствии с положениями Гл. 13 ЗоП служба в органах прокуратуры является видом государственной службы в Республике Беларусь.

Порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками регулируются

1) Законом о прокуратуре,

2) Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь (Указ ПЗ от 27 марта 2008 г № 181)

3) Законодательством о государственной службе (З-н о гос сл), а также законодательством о труде (ТК)

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь + имеющий высшее юридическое образование + обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами + отвечающ иным требов-м по зак-ву о гос службе (4)

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

Лицо НЕ м.б. принято на службу в орг прок-ры/ нах-ся на ней, если оно:

1. не им гр-ва РБ

2. признано по з-ну недееспос/ огранич дееспос

3. лишено судом пр заним гос должность в течение определ времени

4. имеет судимость

5. ранее соверш умышлен прест-е

6. имеет мед подтвержденное заболевание по Перечню ПВ

7. сост в близком родстве/ св-ве с прок работником, если их служба в орг прок-ры связана с непоср-ной подчиненностью/ подконтрольностью др др

8. отказывается от прохождения спец проверки и процедуры оформления допуска к гос секретам, если должность, на к-рую претенд лицо, связано с использованием таких сведений

9. в др случаях по з-дат актам - НЕ исчерпыв.

Лица, в1ые поступ на сл в прок сдают квалификационный экзамен (цель – установление соотв-я ур-ня их проф знаний/ умений/ навыков требованиям службы) – провод-ся комиссией Гепрок-ры по кадровым вопросам (ее персон сост, порядок и форма проведения экзамена: билеты, собеседование, тест – определяется Генпрокуратурой). Вопросы для экзамена разрабатываются в Генпрок-ре совместно с Академией управления и Институтом переподготовки и повышения квалификации БГУ и утверждаются Генпрок. Вопросы экзамена включают знания основ конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, хозяйственного, хозяйственно-процессуального, административного, админ-процессуального, уголовного, уг-процессуального, уг-исполнительного, основ гос сл, в т.ч. ПН, основ гос кадровой п-ки, идеологии бел гос-ва, информатики, делопр-ва. По рез-там экзамена – решение о сдаче/нет, срок для которого = 1 год. Если экзаменуемый несогласен – апелляция в Генпрокуратуру, к-рый рекоменд/ нет повторную сдачу. Лицо, не сдавшее экз вправе обращ-ся для поступления в прок не ранее, чем ч/з год. Сдача экз НЕ есть безусловное основание для назначения лица на должность прок раб-ка. Если должность на конкурсной основе – экзамен ДО конкурса.

Лицо, сдавшее квал экз зачисл-ся на прохожд 6 мес стажировки в орг прок – изуч-ся его делов, профес и моральн кач-ва в целях рацион-го исп-ния обяз-тей по должности. Стажировка = 3 недели обучения в Инст повыш квалиф БГУ практике примен зак-ва в д-ти прок по учебн прогр, согласов с Генпрок + практическая подготовка в 1 из прок-р за счет ср-в, выделяемых органам прок-ры на эти цели. Общее руков-во стажировкой возлаг-ся на прок обл/ Мн. Со стажерами заключ-ся срочный ТД на время стажировки, время засчит-ся в стаж службы в прок. В срок стажировки НЕ засчит-ся п-д времен нетрудоспос и др п-ды отсутств по уваж причинам.

!!! По решению Генпрокуратуры на службу в прокуратуру БЕЗ прохождения стажировки м.б. приняты имеющие необходим квалиф для замещения соотв должностей лица, уволенные с военной службы, ОВД, органов ЧС, орг фин расслед КГК, ДЛ др гос орг, адвокаты.!!! (п. 13)

+ БЕЗ стажировки принимаются лица, ранее проходившие службу в органах прокуратуры.

С лицом, назначенного на должность прокурорского работника – контракт от 1 года до 5 лет.

Требования для отдельных должностей по стажу:

- в Генпрок – лица, им стаж службы прокурорского раб-ка/ др стаж по п.13 – не менее 5 лет

- в прок обл, Мн и приравнен – стаж не менее 3х лет, а на должности прокуроров обл/ Мн – не менее 5 лет

- в прок р-нов, р-нов в гор, м/рай, приравнен – лица, отвеч требованиям прок раб. А на должности прокуроров – не менее 3 лет + не моложе 25 лет.

Данный стаж, кроме стажа для должности прокурора, м.б. снижен по решению Генпрок.

Служба в орг прок засчит-ся в стаж гос службы. Лицо, впервые назначаемое на сл в прок приносит Присягу, текст к-рой – см. ст. 50 ЗоП

2. Расстановка кадров – аттестация (?)

В соответствии со ст. 52 ЗоП прокурорские работники подлежат аттестации с целью объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы.

Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Аттест замГенпрок, прок обл/Мн и приравн-х – в порядке, установлен ПЗ.

Задачи аттест: установление соотв-я должности + выявление потенц способностей и возм для дальнейшего продвижения по службе + опред-е необх-ти повышен квалиф/ переподготовки.

Сроки: каждые 3 года аттест комиссиями, создав-ми в их же прок-рах (если л в1ые/ имеет перерыв в стаже не менее 1 года – аттест по истечении 3 лет непрерывного пребывания на службе; если в отпуске по уходу за реб до достижении им 3х лет – аттест не раньше, чем ч/з 1 год после выхода с отпуска).

Освоб-ся от аттест: прок раб, нах-ся менее 1 года в данной должности + беремен женщины.Основание д аттест: приказ руководителя прок-ры, к-рым устан-ся срок, список работников, состав аттест комиссии, график провед аттест – приказ д.б. доведен до сведения не позднее чем за 1 мес до начала аттест.

На каждого аттест работника за 10 дней до начала аттест в комиссию предост-ся служебн х-ка за подписью руководит орг/ нач-ка стр-рного подраздел с О-ной оценкой его практич д-ти, ур-ня проф подготовки, прав культ, умения работать с людьми. Аттест ознакамл-ся с х-кой за 7 дней до аттест.

Аттест ком проводит аттест в присутствии аттестуемого и приним решение:

1) о соотв занимаем должности

2) о неполном соотв с отсрочкой аттест на 1 год при усл-ии выполнен рекоменд комиссии

3) о несоотв заним должности

Решение счит-ся принятым, если проголосовало больш-во, при рав-ве голосов – в пользу аттестуемого. Рез-ты объявл-ся сразу после голосования.

Решение аттест ком носит рекомендат х-р и перед-ся руковод соотв-го органа в 5 дней для принятия окончат решения соотв-м приказом руководителя.

У военных = также, с учетом особ-тей воен службы.

В соответствии со ст.45 ранее д-шего ЗоП 1993 прокуратура Республики Беларусь могла создавать учебные заведения, учреждения по повышению квалификации, выпускать специальные издания, иметь полиграфическое предприятие. В ЗоП 2007 г. такой статьи нет.

В соотв с нынешним ЗоП к вопросу воспитания кадров м отнести:

а) служебная дисциплина: ст. 53 – соблюдение зак-ва, Присяги, контракта, актов Генпрок при исп-нии обяз-тей и др огранич по гос сл + правил внутр распорядка соотв прокуратуры (руковод несет персональную ответ-ть за служ дисциплину)

б) меры поощрения и ответ-ти: ст. 54,55

в) повышение квалиф и переподготовка: созд-ся надлеж усл-я д этого, в т.ч. возм-ти для получения 2го высшего/ др спец образования в соотв УО + для стажировки и самообразования. Для этого д-ет система обучения и повышен квалиф в Институте переп и повыш квалиф судей, раб прок, учрежд юст БГУ. Повышение квалиф – служ обяз-ть прок раб, причина повышен по службе

г) Генпрок имеет возможность учреждать печатные издания

Руководство и контроль за работой органов прокуратуры осуществляет Генеральный прокурор РБ посредствам издания: приказов, указаний, распоряжений, а также через подчинённых прокуроров.

Требования к руководству:

- живость (активное сотрудничество прокуроров);

- конкретность (прокурор должен хорошо знать состояние дел в нижестоящих прокуратурах);

- оперативность (быстрое устранение недостатков, квалифицированная помощь в их выявлении).

Руководство осуществляется путём:

1. Выезды на места для проверки и помощи;

2. Оказание методической помощи;

3. Дача подчинённым прокурорам письменных указаний, обзоров прокурорской деятельности;

4. Вызов прокурора в вышестоящую прокуратуру с докладом и объяснениями о выявленных нарушениях;

5. Организация повышения квалификации прокуроров.

Контроль исполнения имеет свои направления:

1. Контроль и проверка исполнения актов Президента;

2. Регулярный и систематический контроль за исполнением приказов Генерального Прокурора;

3. Проверка работы с кадрами;

4. Организация работы внутри аппарата прокуратуры по исполнению планов и поручений вышестоящих прокуроров.

Выделяют три вида контроля:

а) самоконтроль – планирование учёта и затрат времени, фактической результативности, определений мероприятий;

б) контроль руководителя – организация и контроль работы каждого подчинённого;

в) контроль вышестоящего прокурора – проверка законности в нижестоящих прокуратурах в целом. Вышестоящему прокурору предоставляются отчёты (квартальные, полугодовые, годовые).

№14 Планирование работы в органах прокуратуры. Учет и отчетность. Контроль исполнения в прокуратурах Приказов Генерального Прокурора РБ.

Планирование. Организационной основой решения задач, поставленных пред прокуратурой является совершенствования планирования работы органов прокуратуры. Согласно Приказу Генпрокурора "Об основах организации надзора и управления в органах прокуратуры": планирование работы - эффективное средство руководства и управления деятельностью органов прокуратуры, рационального распределения сил, позволяющее мобилизовать подчиненных на решение наиболее острых вопросов. В РБ работа в органах прокуратуры планируется по полугодиям. Руководители структурных подразделений республиканской прокуратуры, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур:

- изучают планы работы нижестоящих прокуратур

- требуют внесения в них необходимых коррективов

- обеспечивают продуманную избирательность в выборе объектов для проверок и предметов для изучения, профилактическую направленность прокурорского надзора

- ежегодно анализируют практику планирования работы и контроля исполнения плановых мероприятий.

Планирование обеспечивает:

1. Определение первоочерёдных проблем, которые должны разрешить прокуроры в конкретный отрезок времени (квартал, год, полугодие);

2. Разработку программ мероприятий для решения этих проблем;

3. Координацию правоохранительной деятельности и взаимодействие с другими государственными органами;

4. Установление ответственности за выполнение мероприятий и распределение времени исполнения.

Для прокуратуры характерно планирование проблемных направлений и деятельности отделов по решению проблем.

В зависимости от сроков различают:

А) Перспективное планирование (комплекс мероприятий на длительное время);

Б) Текущее планирование (предназначено для решения промежуточных задач в краткие периоды времени).

Учёт и отчётность.Одна из обязательных посылок управления работой прокуратуры – наличие необходимой информации о происходящих здесь процессах. Для этого существует учёт поступающей и исходящей информации и отчётность.

Учёту подлежит информация:

- материалы статистики;

- уголовные дела, в тч учет УД по нераскрытым уб-вам;

- материалы проверок исполнения законодательства;

- материалы обобщения прокурорской практики.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Статистическая отчётность представляет собой обобщение необходимой информации, показателей работы прокурора по некоторым отраслям прокурорского надзора, а также работы следственного аппарата прокуратуры, закрепление данной информации в специальных бланках и направление ее по подчиненности. Это важнейшая информация, дающая наиболее обобщённое представление о всех участках работы органов прокуратуры.

Статистические отчёты составляются лично прокурорами района. Прокуратуры областей учитывают объём работы, проведённой ими, а так же сводные отчёты работы нижестоящих прокуратур. Прокуратура РБ учитывает свою работу и единый сводный отчёт работы всей системы (Гос ком стат). К статистической отчётности предъявляются требования: а) объективности;б) полноты;в) оценки результативности прокурорской деятельности.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

При ведении отчетности работники прокуратуры обязаны учитывать фактически выполненную работу. По каждому виду отчетности существуют бланки определенной формы. В районной прокуратуре ведутся следующие виды статистической отчетности:

1. Отчетность о следственной работе.

2. Отчетность о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.

3. Отчетность по основным показателям работы органов следствия.

4. Отчетность о работе прокурора.

Причем прокуроры областей составляют, кроме своего отчета, отчет о работе прокуратур области, а ГП – РБ.

Регулярный и систематический контроль за исполнением приказов Генерального прокурора выполняет заместители Генерального прокурора, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, структурные подразделения республиканской прокуратуры, персонально лица, на которых контроль возложен правовым актом Генерального прокурора. Контроль за исполнением правовых актов Генерального прокурора, осуществляется путем: накопления структурными подразделениями республиканской прокуратуры оперативной информации о состоянии исполнения требований правовых актов Генерального прокурора; проведения в сроки, установленные правовыми актами Генерального прокурора, либо по мере необходимости обобщений и анализа практики прокурорского надзора и исполнения требований правовых актов Генерального прокурора и выработки на этой основе эффективных управленческих решений и соответствующих организационно-практических мер для всей системы органов прокуратуры и др.

№15 Отчетность, делопроизводство, систематизация законодательства в органах прокуратуры.

1. Отчётность – см. вопрос № 14.

2. Делопроизводство. Составная часть учёта – делопроизводство, предст собой работу с документами. В него входят:

- регистрация и контроль прохождения документов;

- регистрация и контроль нахождения уголовных и гражданских дел;

- регистрация и контроль почтовой корреспонденции, жалоб;

- регистрация и контроль сообщений представителей организаций об имеющихся нарушениях законодательства.

Вся почта принимается секретарём прокуратуры и регистрируется в соответствующем журнале. Журналы также ведутся по нах-ся в пр-ве делам и сведениям о ЗПС (арест-х). Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры определила наличие «нарядов» – занумерованных папок с документами, нормативными актами, планами работы и т.д.

(СМ. Закон «об обращениях граждан»; Положение по ведению делопроизводства в органах прокуратуры по жалобам»)

В некоторых прокуратурах до сих пор используется картотечная система регистрации, т.е. регистрация:

А) в алфавитных карточках (лицо, на которое жалуются/ по какому делу);

Б) ссылочные (на тех, кто жалуется).

Формир-ся 2 картотеки: алфавитн и справочн, жалобы хран-ся там до окончат разрешения, после чего они перенос-ся в архив, о чем делается отметка.

В настоящее время система регистрации и хранения информации компьютеризируется. Создаются электронные базы данных.

Порядок и основн положения делопр-ва – см. Инстр по ведению делопр-ва – Приказ Ген прок

Систематизация законодательства осуществляется на основе приказа Генпрокурора и инструкции, в соответствии с которыми:

принимаются меры к надлежащему материально-техническому обеспечению, включая: оснащение компьютерной техникой, установку правовой базы и контроль за ежемесячным обновлением, обучение прокурорских работников навыкам работы с базой. В прокуратурах районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуратурах обязанности по ведению систематизации законодательства возлагаются на заместителя прокурора, старшего помощника или помощника прокурора. Прокурорский работник, на которого возложено ведение систематизации законодательства:

- ведет систематическую картотеку нормативных правовых актов;

- поддерживает в контрольном состоянии фонд актов законодательства на бумажных носителях;

- проводит не реже одного раза в месяц обновление базы.

В аппаратах прокуратур областей, города Минска, прокуратур работу по ведению систематизации законодательства возложена на прокурорского работника, который также проводит стажирование работников нижестоящих прокуратур, ведущих систематизацию законодательства, организует обучение их навыкам работы с ЭБДПИ, осуществляет контроль за состоянием работы по ведению систематизации законодательства в нижестоящих прокуратурах. В аппарате республиканской прокуратуры работу по ведению систематизации законодательства возложена на работника отдела правового обеспечения, который также осуществляет контроль за исполнением требований о систематизации, проводит учебно-практические мероприятия по ведению систематизации законодательства и работе с базой, организует рассылку в областные и приравненные к ним прокуратуры установочных комплектов и компакт-дисков обновления правовой базы для прокуратур.

№16 Роль прокуратуры в проведении пропаганды и правовом воспитании личности

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что участие прокурора в правотворческой деятельности тесно связано с его деятельностью по осуществлению надзора за исполнением актов законодательства. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий
необходимости совершенствования действующих нормативно-правовых актов вправе вносить в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или принятии законов или иных нормативных актов.

Формами участия прокуратуры в правотворческой деятельности является участие прокуроров в «рабочих группах», формируемых из депутатов и представителей других правоохранительных органов, высших юридических учебных заведений и Центра законопроектных работ при Президенте Республики Беларусь; дача заключений и отзывов на подготовленные проекты нормативных актов.

Наряду с участием в правотворческой деятельности органы прокуратуры проводят большую работу по правовому воспитанию. Они активно участвуют в правовой пропаганде, выносят на обсуждение населения вопросы укрепления законности, совершенствуют связи с общественностью и трудовыми коллективами как одно из действенных средств воспитания граждан в духе уважения к закону, создания обстановки нетерпимости к его нарушениям.

№18 Классные чины работников прокуратуры РБ. Поощрения и ответственность

Прокурорскому работнику присваивается классный чин в соответствии с занимаемой им должностью.

Положением установлены соответствующие воинским званиям следующие классные чины: младший юрист – младший лейтенант; юрист 3 класса – лейтенант; юрист 2 класса – старший лейтенант; юрист 1 класса – капитан; младший советник юстиции – майор; советник юстиции – подполковник; старший советник юстиции – полковник; государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор; государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант; государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник.

Поощрения работников прокуратуры.Согласно ст. 54 за: (4)

- успешн и добросовестн исп-ние прок раб служебн обяз-тей

- продолжит и безупречн службу в орг прок

- выполнен заданий особой важности и сложности

- др достижения по сл

… руководителями орг прок к прок раб-кам примен-ся меры поощрения по зак-ву о гос сл и труде. Допуск-ся примен-е одновременно нескольких мер поощрения!

Мерами поощрения являются: (Гл. 5 Положения)

1.объявление благодарности

2. единовремен ден вознагражд

3. ценный подарок

4. Почетная грамота Генпрок

5. занесение на Доску почета Ген прок-ры

6. досрочное присвоение кл чина

7. присвоение очередн кл чина на 1 ступень выше полож-го по занимаем должности

8. присвоен кл чина на 1 ступень выше очередного

9. награжден нагрудным знаком орг про

10. присвоен званий «Заслуж раб орг прок РБ», «Заслуж юрист РБ» и др гос награды

11. досрочное снятие дисциплин взыскания

12. др меры поощрения по зак-ву о гос сл и труде

А) Ген прок им пр применять все меры поощр, кроме присвоен чинов гос сов юст 1,2,3 и награждения гос наградами РБ.

Б) Прок обл/Мн/приравнен им пр примен: № 1-3,11

В) Прок р-нов, р-нов в гор, гор, м/рай, приравнен им пр примен: №1, 11

Применение меры поощрен оформл-ся приказом, к-рый объявл-ся прок раб и прилаг-ся к его личному делу. К прок раб им дисципл взыск м примен-ся только № 11 – осущ-ся ДО истечен 1 года со дня его наложения приказом прок, его наложившего/ приказом вышест прок, если прок раб себя положит-но зарекомендовал по сл.

Прок обл/Мн/приравнен вправе ход-ть о примен к их подчинен соотв-х поощрен п/д Генпрок, а прок р-нов/гор… - п/д прок обл/Мн/приравнен.

Ответственность прок раб-ка (ст. 55 ЗоП, гл.5 Полож-я) наступает за: (4)

- неисполнен/ ненадл исп-ние по его вине возлож-х на него служебн обяз-тей

- превышение должност полном

- нарушение служ дисциплины, совершен д-ий, к-рые дискредитируют звание прок раб и не совместимы со сл в орг прок

- несоблюдение устан-х Конст, ЗоП и др з-дат актами ограничен по гос сл

… несет дисц/ админ/ угол и др ответ-ть в соотв с з-дат актами.

За совершение вышеуказ-х дисциплинарных проступков на прок раб м.б. наложены следующ дисциплинарные взыскания:

1. замечание

2. выговор

3. предупрежд о неполном служ соотв-ии

4. понижен в классном чине на срок до 6 мес

5. понижение в должности на срок до 6 мес

6. лишение нагрудн знака орг прок

7. освобожд от занимаем должности (увольнение)

8. освоб от занимаем должности с лишением классного чина

При выборе дисц взыскан учит-ся: тяжесть дисц проступка + обст-ва его совершения + предшествующ сл и поведение на сл.

Порядок наложения:До примен дисц взыск руководит орг прок обязан затребовать письмен объяснение прок раб-ка, при необх-ти назнач-ся и провод-ся служебн проверка. За 1 и тот же проступок м.б. наложено только одно дисц взыск.

!!!№19 Виды специализ. Прокуратур и особ. Их деятельности

Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей межгарнизонные и приравнен к ним военные прокуратуры – Гл. 16 ЗоП

Система военных прок = (ст. 72 ЗоП)

1) Бел воен прокуратура (на правах обл/Мн)

2) военная прок по надзору за зак-тью в частях ВВС и войск противовоздушн обороны

3) военная прок по надзору за зак-тью на Гос границе и в пограничн войсках РБ

4) м/гарнизон военные прок-ры (р-ный ур-нь)

Военные прокуроры и следователи военных прокуратур имеют статус военнослужащих, осуществляют полномочия в ВС РБ, пограничных, иных войсках и воинских формированиях РБ, гос органах, где предусм военн служба, и обладают в пределах своей компетенции всеми полномочиями прокурорских работников, определенными законом о прокуратуре и иными законодательными актами.

На сегодн день их 14 шт = Бел воен + 11 м/гарнизон (все обл + Барановичи, Бобруйск, Борисов, Полоцк, Слуцк) + на границе + в ВВС

Особ-ть в прав регул: на них кроме ЗоП и Полож-я, распростр-ся д-е З-на «О воинской обяз-ти и воинск службе», Положения о порядке прохожден воен сл (Указ ПЗ №186) и др з-дат актов, регул вопросы матер и соц обеспечения в/сл офиц состава ВС РБ.

На должности воен прок назн-ся л, отвеч требов прок раб-ков + проходящие воен сл по контракту/ призыву + имеющ воинск звания офицерск состава. Им присваив-ся воинск звания, к-рым соотв кл чины прок раб-ков по Положению. Перечни должностей, подлежащих замещ-ю военными прок и следоват + определение на сл и увольнение в запас/ в оставку + присвоение воинск званий по подполковника юст включтит-но = осущ-ют соотв-но Мин-р обороны, Председ ГКпогран войск, руковд др гос орг, где предусм воен сл по представлению Генпрок/ согласовано с Генпрок.

Финансир-е д-ти воен прок + их мат-технич обеспечение осущ-ся Мин-вом обороны, ГКпогран войск и др соотв гос орг.

Существует приказ Генпрокурора "Об особенностях организации работы военных и транспортных прокуратур", где перечислены преступления, подлежащие рассмотрению следователями этих прокуратур, а также указывается, что надзор за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности возлагается на транспортного прокурора, а надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществляется территориальным прокурорам. Транспортным прокурорам, их заместителям с участием следователей, судебно-медицинских экспертов, специалистов железнодорожного, водного, воздушного транспорта предписано незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений и аварий, гибели людей и других происшествий, повлекших тяжкие последствия.

Ранее также сущ-ли прок в местах л/с, природоохранные прок, однако впоследствии они б упразднены.

Все специализированные прокуратуры строятся на общих для органов прокуратуры принципах. Они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; используют те же средства прокурорского надзора на выявленные нарушения закона. Особенность специализированных прокуратур:

- в их системно-структурном построении;

- в объектах по осуществлению надзора за исполнением законодательства.

- в особ-тях прав регул и специфике д-ти

!!!№21 Представление соответствующих прокуроров о даче судам руководящих разъяснений о несоответствии закону Постановлений Пленума Верховного Суда РБ. (??)

Закон о прокуратуре 2007 г. в ч.3 ст. 13 в рамках направления по нормотворч д-ти и совершенстов практики примен зак-ва указывает на особые полномочия Генерального прокурора: только Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума ВС РБ и Пленума ВХС РБ предложения о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения зак-ва, при рассмотрении дел и исп-нии суд постановлений.

Право принесения протеста на судебные решения в Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принадлежит Генеральному прокурору Республики Беларусь, его заместителям.

№22 Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением зак-ва в Вооружённых силах РБ. Полномочия военных прокуратур

Военные прокуроры Белорусской военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, осуществляют полномочия в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, обладают в пределах своей компетенции всеми полномочиями прокурорских работников, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами. На должности воен прок назн-ся л, отвеч требов прок раб-ков + проходящие воен сл по контракту/ призыву + имеющ воинск звания офицерск состава. Им присваив-ся воинск звания, к-рым соотв кл чины прок раб-ков по Положению. Перечни должностей, подлежащих замещ-ю военными прок и следоват + определение на сл и увольнение в запас/ в оставку + присвоение воинск званий по подполковника юст включтит-но = осущ-ют соотв-но Мин-р обороны, Председ ГКпогран войск, руковд др гос орг, где предусм воен сл по представлению Генпрок/ согласовано с Генпрок.Финансир-е д-ти воен прок + их мат-технич обеспечение осущ-ся Мин-вом обороны, ГКпогран войск и др соотв гос орг.Сущность надзора военных прокуратур состоит в выявлении и устранении специфическими средствами нарушений законодательства в Вооружённых силах РБ; воинских формированиях, дислоцирующихся на территории РБ; в военных учреждениях; предприятиях; военно-учебных заведениях, а так же нарушений закона военнослужащими ВС РБ. Т.о. на военную прокуратуру возлагаются те же задачи, что и на территориальные прокуратуры, но с учётом специфики объекта надзора.Постановлением о взаимодействии военных комиссариатов, органов внутренних дел и прокуратуры по исполнению Закона РБ "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" военным комиссарам совместно с органами внутренних дел и прокуратуры РБ предписывается анализировать причины нарушений Закона РБ "О всеобщей воинской обязанности и военной службе", разрабатывать и осуществлять меры, обеспечивающие его соблюдение всеми гражданами и должностными лицами РБ. Прокурорам предписано организовывать активную правовоспитательную работу среди молодежи призывного возраста.По представлению военными комиссарами материалов на лиц, уклоняющихся от призыва на срочную военную службу, от воинского учета, принимать решение о рассмотрении данных материалов непосредственно прокуратурой или о направлении их в соответствующие органы дознания.Приказом Генерального прокурора "О совершенствовании организации прокурорского надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных в том числевоеннослужащими пограничных и внутренних войск в связи с их служебной или профессиональной деятельностью, и расследования уголовных дел этой категории прокурорам предписано обеспечить разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных военнослужащими пограничных и внутренних войск РБ в связи с их служебной или профессиональной деятельностью, а также расследование уголовных дел этой категории в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства и положениями настоящего приказа, а также приказано: по поступившим заявлениям и сообщениям о совершении преступлений военнослужащими, в связи с их служебной или профессиональной деятельностью организовать незамедлительное производство неотложных проверочных и следственных действий, осмотров мест происшествий с целью отыскания, закрепления и изъятия следов и орудий преступлений. Ежедекадно проверять в гауптвахтах законность и обоснованность задержания граждан привлеченных к дисциплинарной ответственности военнослужащих, обращая особое внимание на наличие у задержанных телесных повреждений. Принимать меры к установлению обстоятельств их причинения.

№23 Назначение,подотчётность Ген. Прок. РБ. И порядок назначения нижестоящих прокуроров. Сроки полномочий ниж. Прокур..Участие прокурора в правот. Деятельн.

Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Сообщения о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации. Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами. В отсутствие Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, а в случае отсутствия первого заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей. Президент Республики Беларусь может возложить исполнение обязанностей Генерального прокурора Республики Беларусь на первого заместителя или одного из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Прокуроры областей, города Минска, Белорусский военный прокурор, Белорусский транспортный прокурор, прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры и приравненные к ним военные, транспортные прокуроры, прокуроры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь (статья 14 Закона “О прокуратуре”).

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров – 5 лет (статья 15 Закона “О прокуратуре”).

№25 Организация работы в районных (городских) прокуратурах.

Единство и неделимость прокурорского надзора особенно чётко прослеживаются на уровне районных (городских) прокуратур, как основного звена органов прокуратуры.

Там, в отличие от Генеральной и областной прокуратуры нет специальных структурных подразделений (отделов, управлений), занятых различными отраслями надзора.

Структура районной (городской) прокуратуры:

- прокурор района (города);

- заместители прокурора района (города)

- помощники прокурора;

- старшие помощники прокурора;

- следственный аппарат:

следователи,

старшие следователи,

- канцелярия.

Полномочия прокурора района и города:

- руководит деятельностью соответствующей прокуратуры,

- издаёт приказы, распоряжения, даёт указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными им прокурорскими работниками и работниками прокуратуры,

- в пределах своей компетенции даёт письменные указания, обязательные для исполнения государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

№27 Коллегии органов прокуратуры

. Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.

2. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников.

Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь.

3. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.

Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.

4. На заседаниях коллегий:

рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;

обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;

заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;

заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства.

5. Перечень вопросов, обсуждаемых на коллегиях, определяется председателями коллегий.

№28 Научные и другие учреждения и организации при соответствующих прокуратурах, их значение в осуществлении прокурорского надзора и укреплении законности.

В соответствии со ст. 45 Закона о прокуратуре 1993 года прокуратура Республики Беларусь может создавать учебные заведения (на сегодняшний день таких нет), учреждения по повышению квалификации, выпускать специальные издания, иметь полиграфическое предприятие.

В частности, при Прокуратуре РБ создан центр повышения квалификации прокурорских работников. Здесь ведётся специализированное обучение прокуроров по основным направлениям деятельности, проводятся семинары, учебно-методические и научно-практические конференции.

Организуется внедрение научных рекомендаций в практику работы прокуроров.

№ 29 Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь

1. Генеральный прокурор Республики Беларусь возглавляет систему органов прокуратуры, организует и направляет работу органов прокуратуры, осуществляет контроль за их деятельностью и несет ответственность за выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для исполнения всеми прокурорскими работниками и работниками прокуратуры, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

2. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей:

заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

начальников структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и их заместителей, советников Генерального прокурора Республики Беларусь, старших помощников и помощников Генерального прокурора Республики Беларусь, помощников Генерального прокурора Республики Беларусь по особым поручениям, помощников заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, старших прокуроров и прокуроров структурных подразделений Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также работников Генеральной прокуратуры Республики Беларусь;

прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

заместителей прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров, начальников структурных подразделений прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур по представлению соответствующего прокурора;

руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь, по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами;

заместителей руководителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь;

прокуроров и заместителей прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним транспортных и межгарнизонных военных прокуроров по представлению соответственно прокурора области, города Минска или приравненного к нему прокурора.

№32 Характеристика процесса надзора за исп. Зак-ва.

Надзор за исполнением законодательства -- это базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель -- осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. С помощью надзора реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.Надзор за исполнением законодательства оказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.Он охватывает наиболее широкую область правовой действительности, которая связана с практикой исполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся тысячи законодательных и подзаконных актов.В надзоре за исполнением законодательства заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране. Надзор за исполнением законодательства обоснованно принято считать эффективным средством раннего предупреждения преступлений.Из сопоставления надзора за исполнением законодательства с другими отраслями прокурорского надзора видно, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане) надзорная деятельность прокуроров за исполнением законодательства является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значение этой надзорной деятельности прокуратуры с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства.Прокуроры, осуществляющие свои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, вместе с другими органами и организациями решают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национального и культурного строительства. От активности, инициативы, профессиональной подготовки прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства, много зависит в укреплении законности в государстве, в обнаружении нарушений закона и установлении их причин и способствующих этим нарушениям условий.

Нарушения законодательства как при издании правовых актов, так и при исполнении законов в управленческой деятельности органов государственной власти, контролирующих органов могут привести к созданию условий, благоприятных для совершения криминальных действий, оказываются теми причинами, которые вызывают преступления. Это характерно для деятельности в сфере приватизации государственной собственности, банковской сфере, в сфере налогообложения. Такое положение требует от прокурора особого внимания, так как, осуществляя надзор за исполнением законодательства, прокурор должен помнить о возложенной на него задаче осуществлять уголовное преследование и координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

* в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

* наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, в первую очередь преступлений;

* активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей независимо от их должностного и имущественного положения;

* доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

* выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

* повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.

В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.Основное требование, предъявляемое в настоящий период к прокурорскому надзору за исполнением законов, -- повышение его эффективности, выражающейся во влиянии на конечный результат, -- состояние законности и правопорядка.

№36 Протест

1. Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Протест приносится в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

2. В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательству правового акта, решения или прекращения незаконного действия.

3. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

4. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения (действия).

5. При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста.

6. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

7. В случае отклонения протеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренном настоящим Законом (за исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу).

8. Если в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

9. Принесение, рассмотрение и разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

№ 37 Представление

Представление – акт ПН, содерж-й требование об устранении наруш зак-ва, причин и усл-й, способств-х этим нарушениям. Оно внос-ся прок/его замом в гос орг/ др организ/ ДЛ, к-рые правомочны устранить допущен нарушения и принять меры к устранен способ-х прич и усл-й. Оно подлежи безотлагат рассм-ю. В 1 мес со дня его поступления дб приняты соотв меры по выполнению содерж-ся в нем требований. В этот же срок прок/заму дб письменно сообщено о принятых мерах. При рассм-ии протеста коллег органом прок/ его заму заранее сообщ о дне, времени, месте проведения заседания. Прок/его/др прок раб по поручению им пр приним участие в рассм-ии протеста. Отдельная ст по представлению в УПК – ст. 199 УПК

Данное ср-во примен-ся достат часто. Оно внос-ся на основе проведенной проверки, анализа выявл-х нарушений и обст-в, им способств-х. В описат части обычно перечисл выявлен нарушения и обст-ва + виновные лица. Это универсальн акт реагир-я, к-рый позволяет ставить различн вопр, направлен как на устранен предупрежд и нарушен зак-ти, так и на привлечен к отв-им виновных.

Требования к ф и содержанию представления:

1. ист сведений (мат-лы проверок, обощение практики, анализ обращения и т.д.)

2. исчерпыв ссылки на з-дат акты

3. конкретные предложения по устранению нарушений

4. прок не м приним меры гражд/ админ х-ра

5. опротест т нарушения прав х-ра (н-р, не Мб предложен, направлен на измен технологич процесса)

ИСКЛ: экспертиза, ревизия, т.е. у прок есть заключение

Отличия от протеста:

- по предмету: направлено на устранение в т.ч. причин и условий, способ-х нарушениям

- по целевому назначен: представление – это многоцелев акт, а у протест цель устранен нарушен; при этом для представления устранен нарушен НЕ основн цель, а его осн цель – устранить причины и усл-я!

- по основаниям: представление – реакц на неоднократн нарушен/ установл-ю тенденцию к росту в будущем; протест – реагир-е на единичн факт нарушения

- по содержанию: протест констатир невыполнен предписания; представлен – общая х-ка неоднократн нарушений

- по юр силе: протест – это требов-е немедленно устранить факт наруш-я, т.е. у руков-ва как бы нет выбора; представлен – вскрыть прич и усля+ конкр рекоменд и предложения по этому вопр, но руков-во м предпринять и др меры; Т.о. протест это БОЛЕЕ властный акт

- по д-ю: протест приостанавлив д-е опротест акта; представлен – нет

- по сроку: протест рассм-ся 10 дн и Мб меньше; представлен – 1 мес

№ 38 Постановление

1. Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

2. Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

3. Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления.

Иные постановления подлежат рассмотрению и исполнению в срок, установленный прокурором или его заместителем.

4. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

5. Постановление до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

№ 39 Официальное предупреждение

1. Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

2. Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.

3. При несогласии с официальным предупреждением должностное лицо, иной гражданин, в отношении которых оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

№ 40 Надзор порокурора за исполнением законодательства об охране гос. Собств.

Борьба с нарушением законодательства об охране государственной собственности – одна из целей прокурорского надзора.Основа успеха в этой работе – тщательный анализ прокурором материалов, характеризующих положение дел с исполнением законодательства об охране государственной собственности в различных учреждениях, предприятиях, организациях.

Прокурор изучает:

1. материалы уголовных дел о хищениях, растратах, недостачах;

2. материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел этой категории;

3. материалы прекращённых дел этой категории;

4. результаты проверок в порядке общего надзора;

5. письма и заявления граждан о хищениях.

Кроме того, анализируются данные других государственных органов (в частности контролирующих). На основе анализа намечаются и проводятся конкретные мероприятия по надзору. Как правило, это проверки. Прокурор в ходе проверок должен установить, как руководители исполняют требования закона о контроле за:

- своевременным проведением инвентаризаций (есть обязат случаи провед инвентариз: смена руководит/ соб-ка; реорг/ ликвид; выявлен случаев хищения/ недостач;);

- за оформлением материалов по недостачам, растратам;

- за законностью списания с баланса недостач и потерь.

При выявлении фактов недостачи, невыполнения должностными лицами своих обязанностей, прокурор истребует объяснения от этих лиц, а затем решает вопрос об ответственности нарушителей законодательства.

По результатам проверок прокурор вносит представления об устранении нарушений законодательства об охране государственной собственности, о привлечении виновных лиц к ответственности.

В соответствии с законом о прокуратуре прокурор вправе требовать проведения проверок, ревизий, экспертиз от должностных лиц и от руководителей тех или иных органов. Эти требования данные лица должны выполнить в течение 10 дней со дня поступления таких требований.

Среди актов Генпрокурора можно выделить приказ "О порядке согласования в республиканской прокуратуре проектов документов об акционировании объектов государственной собственности", которым установлено согласование поступивших проектов документов по каждому конкретному объекту государственной собственности путем визирования (с замечаниями или без замечаний) в 10-тидневный срок зам-лями Генерального прокурора РБ или начальниками управлений и отделов республиканской прокуратуры.Охрана государственной собственности предполагает своевременное возмещение вреда. Существует приказ "Об организации надзора за исполнением законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями государству, а также юридическим лицам государственной формы собственности", согласно которому прокурорам предписано обеспечить постоянный и действенный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о возмещении материального вреда, причиненного преступлениями и иными правонарушениями государству, юридическим лицам государственной формы собственности, сосредоточив особое внимание на возмещении материального вреда, причиненного хищениями, бесхозяйственностью, производственным травматизмом, нарушениями финансового, банковского и трудового законодательства.

№41 Прокурорский надзор за исполнением зак-ва об охране труда и технике безоп.

Охрана труда – сист обеспечения безоп ж/зд раб-ков в проц трудов д-ти, включ прав, соц-эконом, организац, технич, психофизиолог, сан-гигиен, леч-профилакт, реабилит и др меропр и ср-ва.Прокуроры должны остро ставить вопрос об ответственности должностных лиц за нарушения трудового законодательства.

Контроль за соблюдением трудового законодательства в области техники безопасности и производственной санитарии осуществляют многие специализированные органы (Министерство труда и соц.защиты; различные ведомства, исполнительные и распорядительные органы + непоср-но службы безопасн на предприятии). Органы прокуратуры не должны подменять указанные органы!!!!Прокурор при проведении проверок исполнения законодательства в сфере охраны труда исследует:

- сведения о производственном травматизме;

- данные о несчастных случаях на производстве со смертельным исходом;

- данные о групповых несчастных случаях и мерах, принятых администрацией к предупреждению несчастных случаев;

- сведения о наличии на предприятии тяжёлых и вредных профессий.

Прокурор должен тщательно разобраться, нет ли укрывательства со стороны администрации фактов и лиц, виновных в несчастных случаях; принимались ли меры по ликвидации причин производственного травматизма; соблюдаются ли установленные нормы техники безопасности на предприятии.

По результатам проверок прокурор вносит представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда и правил техники безопасности.

При выявлении опред-х признаков пр/нар прок м усмотреть основания для ВУД

- по ст. 301: нарушен правил произв-техн дисц и ТБ на О, связ-х с исп ядерн энергии

- по ст. 302: нарушен правил произв-техн дисц и ТБ на взрывоопасн предпр и работах

- по ст. 303: нарушен правил безоп горных и строит работ

- по ст. 304: нарушение правил пожарн безоп

- по ст. 305: нарушен ТБ при стр-но-монтажн работах

- по ст. 306: нарушение правил охраны труда (ТБ, пром санитария и т.д.)

№42 Санкции при производстве предварительного расследования. Полномочия прокуроров, их заместителей на дачу санкций на заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого.

УПК ст.6 санкция прокурора - письменное решение прокурора или его заместителя о проведении процессуальных действий в случаях, предусмотренных УПК.

Прокурор санкционирует:

1) заключение лица под стражу,

2) домашний арест

3) залог;

4) производство обыска, осмотра жилища;

5) наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении,

6) арест на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку,

7) на выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

8) прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров;

9) извлечение трупа из места захоронения (эксгумация);

10) помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение;

11) отстранение обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных УПК (иная мера проц принужден)

Право дачи санкций принадлежит следующим прокурорам:

- генеральному прокурору Республики Беларусь и его заместителям,

- прокурорам областей и приравненным к ним прокурорам, и их заместителям;

- прокурорам районов и городов, и их заместителям;

- межрайонным и приравненным к ним прокурорам и их заместителям.

Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении действий (мероприятий) и скрепляются гербовой печатью прокуратуры.

В случаях, не терпящих отлагательства, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители дают санкцию на проведение процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий по месту их проведения.

Прокурор, давший санкцию на проведение процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий в 24 часа уведомляет об этом прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства при расследовании преступлений и осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

УПК ст.126 Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2-х лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность либо они скрылись от органов уголовного преследования или суда. При решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу прокурор или его заместитель обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях. В случае отказа прокурора или его заместителя в даче санкции на заключение под стражу повторное обращение за санкцией в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, дающих основание для применения данной меры пресечения. Указанные правила действуют также при повторном применении данной меры пресечения после ее отмены судом.

Прокурорам и их заместителям при решении вопроса о даче санкции на заключение под стражу или применение в качестве меры пресечения домашнего ареста, а также при рассмотрении ходатайств о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей или домашним арестом лично изучать материалы уголовных дел, глубоко вникать в объективность и достаточность собранных доказательств, обоснованность предъявленного обвинения.

Ср





Подборка статей по вашей теме: