В процессе строительства автомобильных дорог происходит массовое перемещение различных строительных грузов.
По назначению и дальности возки транспортные работы на дорожном строительстве делятся на две группы:
К 1 группе относятся транспортные работы, являющиеся составной частью технологического процесса строительно-монтажных работ или производственного предприятия (так называемый технологический транспорт).
Примерами работ 1 группы являются:
Ø Перемещение грунта при отсыпке земельного полотна (до 500-1000 м) (бульдозер и т.д.)
Ø Перемещение строительных материалов на строительстве мостов и гражданских зданий (краны, автопогрузчики, транспортеры).
Ø Перемещение щебня, песка, гравия из штабелей к смесителям и дозировочным установкам с помощью ленточных транспортеров, канатных скреперов, бульдозеров и т.п.
Ø Перемещение цемента, минерального порошка, извести со складов к смесительным и дозировочным установкам по трубопроводам или с помощью транспортеров
Ø Перекачка битумов, дегтей, различного жидкого топлива, воды по трубопроводам.
Организация работы технологического транспорта полностью подчинена требованиям общей схемы технологического процесса и её разрабатывают при составлении технологических карт на соответствующие строительно-монтажные работы.
Особо следует выделить транспортировку грунта на значительные расстояния (2-3 км), выполняемую автомобилями или тракторными поездами. Стоимость перевозки грунта входит в суммарную стоимость земляных работ.
Ко 2 группе относят транспортные работы по доставке различных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий с места их заготовки к местам потребления.
Примерами транспортных работ 2 группы являются:
Ø Перевозка дорожно-строительных материалов (щебня, гравия, песка) из карьеров на дорогу или на производственные предприятия(АБЗ, ЦБЗ)
Ø Перевозка различных битумоминеральных и цементобетонных смесей с предприятия на дорогу
Ø Транспортировка продукции промышленности (цемента, битума, лесоматериалов) по железной дороге, водным путем или автомобилями на склады.
В работах 2 группы наибольший объем занимает вывозка различных материалов для устройства дорожной одежды.
Стоимость 2 группы работ в сметных и организационных расчетах выделяют отдельно.
При разработке организации транспортных работ учитывают также сезонные особенности дорожного строительства.
Транспорт, обслуживающий строительство автомобильных дорог условно разделяют на внешний и внутренний.
Внешним называют транспорт, осуществляющий доставку материалов на строительство из пунктов снабжения, расположенных вне района строительства.
Внутренним называют транспорт, осуществляющий перевозку строительных грузов внутри района строительства. Этот транспорт полностью подчинен дорожно-строительным организациям и независимо от того, является ли он собственным или приданным, работает по графикам и планам, составленным в соответствии с потребностями строительного процесса.
На дорожном строительстве используют различные виды транспорта:
Автомобильный, тракторный, железнодорожный, конвейерный, трубопроводный и т.д. Каждый из этих видов имеет свои преимущества, наиболее в определенных условиях.
Для наиболее массовых дорожно-строительных материалов (камень, щебень, песок, гравий) основное технологическое требование заключается в механизации его погрузки и разгрузки. Это требование удовлетворяется при использовании автомобилей-самосвалов.
Железобетонные изделия и детали следует перевозить на бортовых автомобилях и прицепах.
Ряд грузов (цементобетонные и горячие а/б смеси) имеют ограничения по времени своих свойств. Поэтому перевозка их осуществляется самосвалами.
Наибольшее распространение на внутренних перевозках в практике дорожного строительства получил автомобильный транспорт. Применение его всегда являетя наиболее экономически выгодным и технически рациональным при дальности возки от 3 до 40-50 км, а в отдельных случаях до 100 км и более. Это объясняется большей скоростью перемещения, маневренностью, наличием специальных кузовов.