Сюжетные схемы: продуктивность и степени свободы
Внутри телевизионной кампании ролики часто строятся по заданной схеме. Чем больше ограничений присутствует в схеме, тем менее она продуктивна. Своим студентам я предлагаю различать 3 типа схем. Строгие определения дать невозможно (копирайтинг все-таки не математика), зато точные описания - вполне реально.
Ограничительная схема - готовая история, куда подставляются персонажи. В этом случае все элементы фиксированы и в наличии только одна степень свободы, то есть только один компонент схемы варьируется по ходу кампании. Обычная продуктивность такой схемы 2-3 ролика.
Так, в рекламе пива «Туборг» единственной переменной величиной был пол героя. «Мой отец хотел бы видеть меня такой...» - говорила девушка. «Мой отец хотел бы видеть меня таким...» - вторил ей юноша. Очевидно, продуктивность этой симпатичной схемы невысока: параметр «пол» имеет всего два возможных значения.
«Пока кто-нибудь еще не купил вам это, Стиморол pro-z, тот, что с голубыми кристаллами» - родственники и знакомые советуют друг другу жевать мятную жвачку, чтобы перебить аромат лука. Разумеется, в заданной ситуации простор для вариаций минимален.
«Без Комета, милочка, без Комета» - энергичная соседка с неизменной белой бутылью «продержалась» в эфире дольше обыкновенного.
Ограничительные схемы встречаются относительно редко. Гораздо чаще попадаются конструкции следующего типа.
Полуограничительные схемы - заданная ситуация, наполнение которой варьируется. Чаще всего схема описывает определенное психологическое состояние: ожидание, разочарование, удивление. Продуктивность схемы может доходить до 4-5 роликов.
Попытка скрасить ожидание, скоротать время - типичный повод для наслаждения продуктом: «Передохни. Кит-Кат отломи», «Сделай паузу. Скушай Твикс», «- Ты где был? - Пиво пил!» - по сути, одна и та же схема.
Другие примеры полуограничительных схем: «Имидж ничто, жажда все», «Шок - это по-нашему», «Время есть. Есть Меллер».
В свободных схемах присутствуют заданные персонажи, с которыми может приключиться почти любая история (полная противоположность ограничительных схем). В этом случае фиксирован только один, хотя и весьма важный, элемент, чаще всего - герой или компания героев. Продуктивность почти не ограничена. Такая схема характерна для рекламных кампаний M&M's (говорящие конфеты), Нескафе Классик (компания молодежи), пива «Пит» (пивовар и его милые соседи).
Почти любой ролик может заложить основу целой серии, стать первым в кампании. Абсолютно уникальный случай ролика, не допускающего продолжения, - историческая рекла-^ ма «Apple», отсылавшая к знаменитой антиутопии и показанная в эфире лишь однажды, в канун 1984 года.
Вообще, логическая схема — аналог допинга: на место популярным, отработавшим свое, будут приходить новые, совершенно неожиданные. А самым смешным и эффектным будет то, что вообще не укладывается ни в какие схемы.
В наше время рекламные кампании непохожих продуктов перекликаются между собой, заимствуют друг у друга сюжетные схемы. Удачные приемы тиражируются из ролика в ролик. Этому феномену и будет посвящено финальное упражнение нашей, вопреки названию, затянувшейся главы.