Безнаказанность, безответственность, бездоказательность i
Всех нас с детства учат быть правильными и совестливыми. Мы «в ответе за всех, кого приручили», за преступлением неизбежно последует наказание, а жизнь следует прожить так, чтобы не было потом мучительно стыдно. Мы существуем в мире, где раз и навсегда восторжествовал разум, а справедливость уверенно победила в гостях со счетом Один-ноль. Большинство произведений мировой культуры не оспаривают этих постулатов: сколь хитроумной ни была бы интрига, в финале злодей непременно будет наказан.
Тем обаятельнее редкие произведения (или хотя бы эпизоды), где проступок остается безнаказанным. Когда Гумберт Гумберт говорит ни в чем не повинному дантисту Куилти, что пломбы он будет делать у гораздо лучшего дантиста... Когда Малыш кричит новому увлечению сестры, что «Бетан всех целует, это уж точно»... Когда герой, шлепающий собственную секретаршу в стране победившей политкорректности, попадает не на скамью подсудимых, а под венец... Когда табачный лоббист в прямом эфире заявляет о вреде Вермонтского сыра... Когда продюсер по ошибке убивает не того сценариста, а в финале, свободный от мук совести, предлагает руку и сердце жене покойного...
|
|
Они глумятся, хулиганят, попирают законы - и все им сходит с рук, потому что их так немного, милых разбойников, вышедших из-под пера Астрид Линдгрен и Григория Остера, трогательных разгильдяев в духе Вуди Аллена и братьев Коэнов.
Их недолгий триумф бывает ярким и кратким, как у героя «Американской красоты», искавшего самую безответственную работу... Казалось бы, никто ничего не запрещает, но в каждом, почти каждом авторе живет внутренний цензор, не позволяющий переступить черту.
А вот в рекламе можно практически все. Здесь своя логика, своя система счисления, свое представление о добре и зле, о честности, справедливости и гармонии. Внутренний цензор отдыхает. Реклама - апофеоз безнаказанности, безответственности, бездоказательности. Только все это почему-то совершенно необаятельно...
Впрочем, существуют и весьма достойные образцы «рекламного абсолютизма». Как правило, они реализуют одну из двух моделей. Модель первая: «Я - особенный!» (с обязательным упоминанием особенностей), модель вторая; «Я - самый-самый!» (патетическая конструкция без упоминания, конкретных достоинств). Особенно удачной мне представляется первая модель. Приведем примеры.
Конструкция первого рода:
Philips. А кто сказал, что он должен быть похож на другие? Ролик Фольксвагена: «Все современные производители тщательно проверяют качество автомобиля на пути к потребителю (на экране возникает галочка). Мы проверяем дважды (возникает вторая галочка, образуя логотип)».
|
|
Конструкция второго рода:
In piu, с'ё Punto! (Более того, это Пунто!)
Первый среди равных. (Мониторы SyncMaster)
Ни один корм не приносил столько радости моему маленькому зверьку. (Вискас)
И все-таки бездоказательной пафосности превосходной степени большинство рекламодателей предпочитают кажущуюся убедительность степени сравнительной.
Задание №58. «А этот круглый!»
Рынок детских творожное представлен продуктами «Агуша» (плоские упаковки по 50 и 100 граммов), «Растишка» (в упаковке четыре цветных стаканчика по 50 граммов), «Фрук-тошка» (то же самое, только стаканчики - полосатые) и «Онткен». Последние визуально отличаются от конкурентов. В округлой 110-граммовой упаковке помимо собственно продукта содержится коробочка с подарком, доступ к которой ребенок получает, расправившись с творожком. Подарок представляет собой маленькую игрушку (тигренка-футболиста к чемпионату мира, тыкву к Хэллоуину, Деда Мороза к Новому году). Придумайте «Онткену» слогам и рекламное объявление для глянцевых журналов с использованием превосходной степени.
8.1.2.
Прямое сравнение: «Соревноваться с Коперником!» Дискредитировать конкурентов напрямую решаются немногие. Вошел в историю поединок Пепси- и Кока-Колы. Хрестоматийный ролик из той памятной дуэли: профессор ведет студентов на место раскопок, показывает клык мамонта и прочие древности, а завидев банку колы, недоуменно восклицает; «А это еще что?» И слоган: «Новое поколение выбирает Пепси». Впрочем, называть конкурентов поименно сегодня уже невозможно, что отнюдь не мешает глумиться над ними в прямом эфире.
8.1.3.
Пародия на конкурента: «О заюшка, ужасен жребий твой!» Во всякой рекламной кампании помимо названия продукта
присутствует целый ряд узнаваемых компонентов. Слоган, джингл, логотип, выбор актеров и интерьеров, слов и интонаций, круг сюжетов, особенности монтажа... Каждая из этих характеристик может стать роковой под безжалостным пером копирайтера-пародиста. Чтобы дискредитировать конкурента, совершенно необязательно прилюдно его обругать, достаточно просто от души над ним посмеяться.
Самый свежий пример из отечественной практики - поединок Би-Лайна и МТС, который, начавшись изящными анекдотами «Удивлены состоянием счета», завершился откровенной перепалкой «А дырки от сыра вешать?»
Солодов, став «маркой года», с удовольствием поиздевался над многими своими конкурентами, спародировав их рекламные кампании и завершив свою 30-секундную шалость слога-ном: «С тобой лучше, Солодов!»
Задание №59. «"Санта-Панта" глумится»
Придумайте 30-секундный ролик для кофе «Санта-Панта», в котором высмеивались бы элементы рекламных кампаний конкурентных марок кофе.
8.1.4.
Абстрактное сравнение: «Ты перестала пить коньяк по утрам»
Впрочем, чаще рекламисты идут по другому, более невинному пути, выбирая на роль антагониста не реального, а абстрактного, усредненного конкурента. При таком обезличенном сравнении возникает ложная презумпция, своего рода «ты перестала пить коньяк по утрам», ибо на второй чаше весов лежит нечто, лишенное характеристик. Другой хороший порошок никогда не заменит семь обычных батареек просто потому, что его не существует в природе, а пустому множеству можно приписать любые свойства.
Конечно, зайцы «Энеджайзер» выглядят весьма обаятельно, пассажиры на рекламе «Austrian Airlines» более чем убедительны, но в обоих случаях именно симпатичное наполнение спасает проигрышную модель.
8.1.5.
Самопародия: «Будь я не еврей, а падишах...» Самый эффектный ход - самопародия. Мы смеемся над собой, но в проигрыше, как ни странно, остаются конкуренты. Когда все прокладки были на экране исключительно серьезны и в разговоре с потребительницами предпочитали интимно доверительный тон, на их фоне выигрышно смотрелись те, единственные в своем роде, что позволили лирическим героиням нелепо подпрыгивать попкой кверху, дабы разглядеть свое отражение в стекле проезжающего автомобиля.
|
|
Впоследствии, осмелев, все прокладки принялись сулить потребительницам спортивные подвиги и невероятные свершения, уверять, что теперь счастливые девушки могут все, и в этот торжественный момент отличились те из них, что вальяжно пояснили: девушки вовсе не обязаны всем эти заниматься, они просто могли бы...
Ход эффектный, но редкий. На практике не всякий клиент позволит смеяться над своим товаром. Иные заказчики убеждены: их тональный крем (стиральный порошок) должен истуканом стоять на пьедестале, его предназначение столь высоко, что ирония здесь неуместна. Смерив копирайтера презрительным взглядом, они пояснят: «Мы бы предпочли вариант поспокойнее...» Не их ли имел в виду Монтескье, говоря: «Серьезность есть щит для глупца».
8.1.6.
Нулевое сравнение:
«Я - последний поэт цивилизации»
И наконец, можно сделать вид, что никаких конкурентов не существует вовсе, что наш товар - просто-напросто «вещь в себе». Чем «имиджевее» продукт, тем чаще можно встретить такую модель. Мы создаем себе целевую подгруппу, выбираем из общей с конкурентами целевой группы тех, кто разделит наше настроение, нашу философию. Повествуя об объективных достоинствах товара, мы так или иначе сравниваем его с соперниками. Подчеркивая субъективные преимущества, эстетические и психологические достоинства, мы ни с кем напрямую не соревнуемся, мы просто пытаемся произвести впечатление, выделиться на общем фоне.
Этот путь уместен не только в случае имиджевого товара. К аналогичному решению конкуренты зачастую приходят на густонаселенном рынке.
8.2.
Монополия, олигополия и конкурентный рынок Некоторые товары, в силу своего устройства или же вследствие несовершенства рынка, почти не имеют конкурентов.
|
|
Другие товары, напротив, вынуждены сосуществовать со множеством соперников. Специфика конкретного рынка влияет на выбор степени сравнения. Для каждой конкурентной ситуации характерен определенный набор приемов.
8.2.1.
Монополия
Если у товара нет конкурентов, он все равно стремится повысить свои показатели. Исторический слоган «Летайте самолетами Аэрофлота!» не призывал потребителя отказаться от услуг других авиакомпаний, он рекламировал не Аэрофлот, а воздушные перелеты как таковые, агитировал пассажиров заделаться авиапассажирами.
Аналогичным образом первые в рекламном пространстве подгузники конкурировали с марлей как с пережитком прошлого, первые тампоны - с прокладками как классом, первые шоколадные батончики - с безродным печеньем. По мере того как на рынок приходили конкуренты, пионерам пришлось оставить борьбу с предрассудками и переключиться на традиционную рыночную борьбу.
Если конкурентов у товара (или, что случается чаще, услуги) не предвидится, он может изредка напоминать о себе эффектным выходом: «Заплати налоги и живи спокойно. Налоговая полиция».
Итак, из рассмотренных выше моделей сравнения для монопольной ситуации наиболее характерны превосходная степень и нулевое сравнение.
8.2.2.
Олигополия
Если рыночная ниша поделена между немногочисленными соперниками, они будут энергично друг с другом соревноваться. Такая ситуация характерна, в частности, для рынков мобильной связи, колы, йогуртов, подгузников, прокладок…
В данном случае все действующие лица хорошо известны, расстановка сил ни для кого не является тайной, целевая группа тоже есть некоторая данность. Задача каждого из конкурентов -переманить на свою сторону часть потребителей. У каждой из марок есть свой сложившийся круг покупателей, разница в объективном качестве товаров и услуг несущественна, поэтому удачная рекламная политика имеет огромное значение.
В ситуации олигополии чаще всего встречаются прямое сравнение (Пепси - Кока), пародия (Би-Лайн - МТС) и самопародия (Олвейз- Либресс). Рекламное пространство, подобно рыночной нише, делится между конкурентами. Их рекламные кампании находятся в дополнительном распределении, планируются с учетом кампаний конкурентов.
Ведущим параметром становится «интонация». Чаще всего один из двух главных соперников «идет по прямой»: делает информативные ролики, ролики-свидетельства, интервью с экспертами, а второй, напротив, ролики подчеркнуто игровые, имиджевые, житейские, зачастую «хулиганские». Так «Чудо-йогурт» демонстрировал своих веселых поедателей в противовес Данону, поразившему мир «синюшным семейством» с шестеренками внутри и псевдонаучным тоном. В то время как кошачьи корма «Вискас» рекламировались при помощи свидетельских роликов, «Фрискис» предпочел инсценировки. Собачьим кормам «Фрискис», также игровым, противостояли корма «Педигри», сделавшие ставку на экспертов. Когда ролики «Олвейз» и «Памперс» отличались последней прямотой, «Либресс» и «Хаггис» изящно пошли в обход.
Впрочем, порой рекламные кампании конкурирующих брэн-дов вызывающе похожи. Например, слоганы двух ведущих продуктов под общеродовым названием «вафли в шоколаде» в свое время звучали так: «Передохни - Кит-Кат отломи» и «Сделай паузу - скушай Твикс», а их ролики были построены по одной и той же сюжетной схеме. Впрочем, в ту пору на рынке была такая нехватка опытных копирайтеров... Аналогичным образом в одну и ту же точку били тампоны «Тампакс» и «o.b.», эпиляторы «Браун» и «Филипс». В этом совпадении трудно усмотреть нарочитый прием. Странно притворяться единственным, когда вас на рынке двое! Возможное объяснение: рекламная стратегия определяется производителем, а копирайтер придумывает оригинальное наполнение для схемы, заданной извне.
В данном случае речь идет об исключениях. Чаще всего немногочисленные конкуренты либо откровенно воюют друг с другом, либо демонстративно расходятся в разные стороны, что тоже есть род борьбы.
Принцип «брейк - дальний угол» тем более важен, если одному производителю принадлежит несколько брэндов, которым ни в коем случае не следует конкурировать между собой. Так, «Щеба», «Вискас» и «Китикэт» сделали все, чтобы не пересечься в рекламном пространстве: ролики-свидетельства для «Вискас», игровые ролики для «Щебы» и «Китикэт», выдержанные в совершенно разной эстетике. Каждый из брэндов обратился к своему целевому подмножеству из мощного множества кошковладельцев. А «Л'Ореаль Пари» и «Мэйбеллин» благополучно столкнулись лбами и, вместо того чтобы давить конкурентов, принялись перетягивать друг у друга потребительниц.
Чем больше ведущих брэндов, тем труднее им разойтись с подобающим достоинством. В треугольнике возможна, например, комбинация: «ролик-свидетельство» («С этим мылом я впервые ощутила себя женщиной!») - «повседневный сюжет» {«- Вася, вымой руки! - Уже бегу, бабушка!») - «имиджевый ролике поэтизацией ингредиентов» («А экстракты календулы и рододендрона, смешанные нами в уникальной пропорции»}. Добавьте сюда «национальный сюжет» («Здесь, в Новой Зеландии, женщины смолоду заботятся о своей коже, от бабушки к внучке передавая секрет истинного мыла») - и конкуренты разведены по углам.
Впрочем, в тройственном союзе тоже возможны совпадения. Три ведущие зубные пасты на телеэкране ведут себя одинаково. Единственное утешение: полсотни пивных брэн-дов к подобному единодушию не придут никогда.
Задание №60. «Три морковки атакуют»
Еще один пример олигополии - сети супермаркетов. Придумайте рекламное объявление для прославленной сети «Три морковки» с использованием сравнительной степени, отличной от нулевой.
8.2.3.
Совершенная конкуренция
В рекламном пространстве парадоксальным образом смыкаются монополия и совершенная конкуренция. Так, один из стиральных порошков борется не с конкурентами, но с кипячением, делая вид, что он «вещь в себе». Налицо игровой прием, попытка притвориться монополией.
Наряду с нулевым сравнением на густонаселенных рынках изобилуют превосходные степени и абстрактные сравнения, что вполне логично. В ситуации бинарной конкуренции единственный соперник на виду, мы не рискуем добавить ему популярности. При совершенной конкуренции бессмысленно воевать направленно. Пародируя одного из бесчисленных соперников или идя на прямое с ним сравнение, мы тем самым позволяем ему прославиться за наш счет, выгодно отличиться на фоне остальных двадцати трех.
Не случайно реклама таких товаров, как пиво, сок, кофе, чай, шоколад, детское питание, бытовая техника, автомобили и глянцевые журналы, предпочитает не замечать конкурентов вовсе или, напротив, выдумывать новых, смешных и неправдоподобных.
Давайте посмотрим, как это происходит.
Задание №61. «Плотный рынок»
Придумайте название своей марки пива и напишите сценарий
ролика, где соблюдалось бы одно из следующих условий:
• участвуют животные;
• участвуют спортсмены;
• участвуют известные актеры;
• пиво помогает герою утолить жажду;
• пиво помогает герою преуспеть в жизни;
• пиво выручает героя в романтической ситуации. Напоминает ли ваш сценарий рекламу кого-либо из реальных конкурентов?
В аудитории каждому студенту можно предложить свое условие.
Оказывается, густонаселенный рынок отнюдь не помеха для творчества. Более того, товарная категория обрастает своей мифологией, своими клише. В этой ситуации, издеваясь над устойчивыми стереотипами, мы пародируем не отдельно взятых конкурентов, а существующий порядок вещей.
Задание №62. «Плотный рынок-2»
Придумайте сценарий 30-секундника, где соблюдалось бы максимальное количество условий из задания № 61. Можно ли считать ваш ролик пародийным?
Напоследок подытожим информацию об использовании степеней сравнения на разных рынках.
Таблица. Рынки и популярные приемы
Монополия Олигополия Конкуренция
Превосходная степень * *
Абстрактное сравнение * *
Конкретное сравнение *
Пародия *
Самопародия *
Нулевое сравнение * * *
Казалось бы, для копирайтеров, работающих над рекламой пива, настали суровые времена: помимо условий, продиктованных рынком и заказчиком, возникают дополнительные ограничения, заданные «сверху». Однако каждая из перечисленных выше особенностей уже присуща одной из существующих рекламных кампаний. Таким образом, несоблюдение всех этих условий аналогично условию «не повторяться» (точнее, условие «не повторяться» строже). Просто представим себе, что наш заказчик жаждет оригинальности, просит не повторять элементы кампаний конкурентов, и получим следующее задание, которое читателю, вполне возможно, не раз придется выполнять на практике.