Живешь только дважды: поправимость vs. непоправимость
С течением времени человеческая жизнь становится все более поправимой, и этот феномен отражается в разных областях культуры: литературе, кинематографе, особенно отчетливо проявляясь в рекламе.
Компьютеры бесповоротно сменили пишущие машинки, и отныне единственная опечатка уже не способна загубить целую страницу текста: ошибку можно поправить, нет необходимости искуплять ее собственной кровью. Остался в прошлом культ девичьей невинности, дававший героине, романной или реальной, единственную попытку прожить свою жизнь. Отныне романист уже не может бесцеремонно вывести из игры однажды согрешившую героиню: он обязан придумать более правдоподобный поворот сюжета. Раненный на дуэли герой тоже остается равноправным участником повествования - возможности медицины за последние сто лет сильно изменились.
Эстетика поправимости в литературе и кинематографе характеризуется прежде всего возможностью пересказать историю еще раз (или даже несколько раз, если потребуется) и постепенно все исправить. Смерть и драма оказываются ненастоящими. Отдельные примеры такого рода можно встретить и в более ранних произведениях (например, история зайчика, несмотря на происки охотника, оставшегося в живых), однако феноменом культуры поправимость стала относительно недавно, в последние десятилетия прошлого столетия, а феноменом массовой культуры - совсем недавно.
|
|
Следуя собственным литературным пристрастиям, упомяну «Назову себя Гантенбайн» М. Фриша и «Глиняную книгу» О. Сулейменова (у читателя, вероятно, возникнут свои, не менее достойные, примеры), а кроме того, «Принцессу и людоеда» Г. Сапгира, «Жил-был слоненок» Э. Успенского и «Сказку по вашему вкусу» Р. Кено. Поправимость особенно характерна для детской литературы: взрослые относятся к себе чрезвычайно серьезно, гордясь тем, что все в их жизни не случайно и непоправимо. На экране эстетика поправимости породила, в частности, такие сюжеты, как «День Сурка», «Беги, Лола, беги», «Любит - не любит».
Реклама, вероятно, древнейший и упорнейший носитель философии глобальной поправимости. Любой, самый невзрачный, продукт помогает кардинально изменить жизнь (Лоск -вы неотразимы!). Перемотаем пленку назад и встретим хорошенькую девочку уже со жвачкой в зубах - и все поправится. Союз «и» в значении «следствия» - символ поправимости: и пятен как ни бывало, и перхоть отступает, и все микробы врассыпную, и последние станут первыми, и без кипячения! Живите без боли, по крайней мере на этот раз! Так изящная литературная игра стала массовым развлечением.
|
|
И чаша - через край, уже даже заметен некоторый отход назад, в сторону поправимости. Появляются рекламы-самоопровержения и фильмы-предостережения: «Да прекратите вы играть, мадмуазель Амели!» Похоже, скоро будет спрос на драмы в духе античности, ибо «жизнь дается человеку один раз и прожить ее нужно так, чтобы не ошибиться в рецептах».
В общественном сознании еще не закрепилась мысль, что реклама - своеобразная плата за демократию и свободу слова. Без рекламы будут существовать только избранная информация (государственные каналы) и информация для избранных (платные каналы). Кампания, разъясняющая, что реклама необходима, проводилась лишь однажды: сериальный герой-любовник пояснял сериальной героине, что их свадьба отменяется, поскольку зрители отказались от рекламы и каналу не на что закупать новые серии. Кампаний, воспевающих рекламу, не было вовсе, а у читателя наверняка найдется немало доводов в ее защиту.