Нота Полномочного Представителя СССР в Китае Министру Иностранных Дел Китая Шэнь Жуй-линю

23 мая 1925 г. № 35002/55

Милостивый государь господин Министр,

На основании ст. V соглашения о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой, подписанного 31 мая прошлого года в Пекине*, служащими Китайско-Восточной железной дороги должны и могут быть только граждане Китайской Республики и Союза ССР.

Для проведения в жизнь указанной статьи еще в октябре 1924 г. приказом управляющего КВЖД был запрещен прием на службу лнц, не состоящих в советском нли в китайском гражданстве. Но так как со времени подписания договора истекло около года, а со времени образования советско-ки-тпнекого правления и назначения нового управляющего КВЖД истекло 9 месяцев, на обязанности управляющего дорогой лежало предпринять дальнейшие шаги для осуществления указанной ст. V соглашения. Основываясь на правах, вытекающих из существующих положений и инструкций, и руководствуясь соглашениями между СССР и Китаем, строгое следование которым является важнейшей обязанностью управляющего дорогой, им был издан 9 апреля текущего года приказ за № 94, по которому все служащие дороги, которые к 3! мая с. г. не перейдут в гражданство Китая или СССР или не представят удостоверений от надлежащих властен Китайской Республики или консульств СССР о том, что ими возбуждено ходатайство о приеме в гражданство одной пли другой стороны, подлежат увольнению. Столь позднее падание такого приказа, объяснялось желанием управляющего дорогой дать возможность всем, кто хочет честно служить интересам Китая или СССР, в достаточный срок определить свое отношение к Китаю и СССР, т. е. к двум сторонам, интересам которых дорога должна служить- Главное;пк]чение приказа № 94 заключалось в настойчивой необходимости устранить со службы на дороге враждебные Китаю и СССР элементы и тем самым не только выполнить ст. V советско-китайского соглашения, но устранением безответственных и враждебных Союзу, так же как и Китаю, монархических элементов обеспечить дороге нормальное функционирование и надлежащий порядок.

Приказ № 94 вызвал, естественно, со стороны безответ-гтенпых элементов, подстрекаемых русскими монархистами и милитаристически-реакционными китайскими кругами, ожесточенные нападки. Совершенно естественно, когда остатки русской монархии объединяются с китайской реакцией для

* См. т. VII, док. № 158.


защиты врагов СССР, служащих.на КВЖД. Но совершенно непонятно, когда под монархическое и реакционное влияние подпадают чиновники, назначенные властями Китайской Республики. К сожалению, нападки на приказ № 94 начались и со стороны китайских членов правления, которые,.не смея взять под свою прямую защиту русских монархистов, предпочли выступить против приказа, как якобы выходящего за компетенцию управляющего и нарушающего права правления. Подобные голословные выступления получили неожиданно свое завершение в объявлении председателя правления и главного директора КВЖД ген. Бао Гуй-цина от 39 мая с, г.

39 мая с. г. по городу Харбину было расклеено его извещение, что он считает приказ управляющего дорогой за № 94 не имеющим силы и призывает служащих и рабочих не подчиняться ему. Упомянутый приказ при сем прилагается в копни*.

По поводу объявления ген. Бао Гуй-цина я имею честь сообщить нижеследующее:

3) Попытка ген. Бао Гуй-цина своим единоличным распоряжением отменить приказ управляющего КВЖД за № 94 ввиду ее явного н полного противоречия с подписанными как в Пекине, так и в Мукдене [Шэньяне] советско-китайскими соглашениями** является незаконным документом, ибо и по Пекинскому и по Мукденскому соглашениям «Главный Директор и Помощник Главного Директора ведут совместно дела Правления и должны подписывать все документы Правления совместно». Таким образом, объявление за единственной подписью ген. Бао Гуй-цнна не может иметь никакого официального и обязательного значения для учреждений дороги и в первую очередь для управляющего дорогой, для которого обязательны лишь распоряжения правления, получаемые им за подписью как председателя, так и товарища председателя правления.

2) Подобное выступление ген, Бао Гуй-цина, как ясно из вышеизложенных мотивов и оснований приказа № 94, есть открытая поддержка главным директором, назначенным Китаем, безответственных уголовных и монархических элементов, находящихся до снх пор на службе КВЖД. Подобное покровительстве, оказываемое монархическим элементам со стороны высокого чиновника, назначенного Китайским Правительством, является продолжением той политики интервенции, которую Китай совместно с империалистическими державами вел пять лет тому назад и которая, кроме несчастья, китайскому народу ничего не принесла. Тем более удн-

* Не публикуется. ** См. т. VU, док. № 158,222.


пительна подобная политика сейчас, когда даже империалистические державы отказались от всякого покровительства белым. Только китайская территория продолжает быть территорией, на которой русские монархисты пользуются покровительством и поддержкой и где их вооруженные силы продолжают существовать, несмотря на протесты Советского Правительства.

3) В объявлении теп. Бао Гуй-цин указывает, что увольнению подлежит на основании приказа № 94 несколько сот человек в то время, когда на дороге имеется около 17 000 служащих. Защита нескольких сот белогвардейцев против Î 7 000 китайских и советских служащих, против СССР и в нарушение советско-китайских соглашений не может квалифицироваться иначе, как безответственное и прямо враждебное СССР выступление. Подобное выступление усугубляется тем обстоятельством, что теп. Бао Гуй-цин, будучи назначен главным директором и председателем правления КВЖД, ни разу не был в Харбине и ни иа одном из заседаний правления. Это обстоятельство свидетельствует об отсутствии интереса со стороны формально назначенного и номинального председателя правления к делам дороги и о том, что упорное уклонение его от выполнения своих обязанностей является естественной причиной его полного незнакомства с тем, что происходит на дороге. При таких обстоятельствах являете«еще более странным выступление, которое нарушает советско-китайские соглашения н которое является поддержкой белогвардейских элементов.

4) По существующему положению управляющий дорогой имеет право увольнять служащих дороги с окладом до 36Q0 руб., а высших служащих он имеет право отстранять пт должности. Таким образом, приказ № 94 и меры в отношении увольнения служащих дороги, которые намечены управляющим дорогой, находятся в пределах его компетенции п не могут ни с чьей стороны вызвать возражений.

Доводя до сведения Вашего Превосходительства о вышеизложенном, я вынужден от имени Правительства СССР самым решительным образом протестовать против нарушения советско-китайского соглашения, подписанного в Пекине 31 мая 1924 г., и дополнительного к нему акта, подписанного п Мукдене 20 сентября того же года. Я должен также протестовать против нарушения ст. V соглашения о временном управлении Китайско-Восточной железной дорогой, проведению которого в жизнь оказывает сопротивление вышеуказанное объявление ген. Бао Гуй-цина.

Но еще более решительно я должен протестовать против продолжающегося покровительства белым монархическим элементам со стороны китайских властей, председателя правления и китайских членов правления КВЖД.


Ввиду этого я вынужден настаивать перед Вашим Превосходительством:

3) Об отдаче председателю правления КВЖД ген. Бао Гуй-цину надлежащих указаний: а) о строгом соблюдении соглашения от 33 мая 3924 г; б) о немедленной отмене его объявления, как угрожающего нарушить нормальное функционирование и порядок на дороге,

2) О приказе китайским членам правления вынести решение о немедленном увольнении нз состава служащих правления, на которых не распространяются права управляющего дорогой, всех, кто не состоит в китайском или советском гражданстве.

3) О строгом запрещении всем китайским властям и высшим китайским служащим на КВЖД всякого покровительства монархическим элементам.

4) Ввиду того что ген. Бао Гуй-цин в продолжение девяти месяцев не вступил в отправление своих обязанностей, что самым печальным образом отзывается на делах дороги, а также принимая во внимание, что стоимость канцелярии председателя правления и его оклад стоят дороге до 200 000 долл. ежегодно, я настаиваю на назначении нового председателя правления, который, находясь фактически в Харбине и принимая участие в работах дороги, тем самым способствовал бы строгому соблюдению соглашений, нормальному ходу работы и налаживанию дружной совместной работы с советскими членами правления.

Я не могу не подчеркнуть, что, несмотря m то что приказ № 94 был издан 9 апреля, председатель правления не созвал ни одного заседания правления, на котором мог бы быть обсужден приказ управляющего дорогой и найден дружественный выход, если бы китайская сторона его действительно искала.

Во избежание дальнейших осложнений на КВЖД я надеюсь получить удовлетворительный ответ Вашего Превосходительства в самом срочном порядке88.

Примите и пр.

Л. Карахан

Печат* по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: