Телеграмма Поверенного в Делах СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

5 июля 1925 г.

Несмотря на оговорку о свободе действия, общее впечатление некоторых депутатов от сегодняшних заявлений Чемберлена в парламенте110 очень оптимистическое. По их мнению, его оговорка предназначается для дайхардовцев *. Самое существенное, однако, это частное конфиденциальное сообщение, сделанное в кулуарах Чемберленом Понсонби, что английское правительство не намерено рвать и не намерено даже посылать ноту Советскому правительству.

Во всяком случае считаю, что сегодняшнее заявление Чемберлена резко отличается от предыдущего, которое вызвало большую тревогу в Сити. В результате этого английское страховое общество денонсировало свой контракт с Госстрахом, и переговоры о возобновлении Русско-Английского хлебного общества натолкнулись на препятствие политического характера. После сегодняшнего дня рассчитываю, что и в Сити атмосфера разрядится. Перемену или, правильнее, колебания в английской политике нужно объяснять как в связи с настроением тред-юнионов, так и в связи с углубляющимся антагонизмом с Америкой в китайском вопросе. Возможно также, что были и попытки вовлечения против нас Франции и Японии, которые не удались или продолжаются. Поэтому я считаю, что опасность не миновала и что всякий новый инцидент может опять дать оружие сторонникам разрыва.

Поверенный в Делах СССР в Великобритании

Лечат, по арх.

225. Речь Председателя Центрального Исполнительного Комитета СССР М. И. Калинина при вручении верительных грамот Послом Турции в СССР Зекяи-беем

9 июля 1925 г.

Господин Посол,

Имею честь принять от Вас верительные грамоты, коими г. Президенту Турецкой Республики угодно было аккредитовать Вас при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла.

* — твердолобых (англ.). Крайне реакционное крыло в консервативной партии Англии.

14* 419


Я был очень счастлив услышать от Вас о чувствах, одушевляющих турецкий народ, а также г. Президента и Правительство Республики по отношению к Союзу Советских Социалистических Республик. Народы и Правительство Союза испытывают те же чувства искренней дружбы к великому дружественному народу, который Вы будете, г. Посол, представлять в нашей стране. С величайшей симпатией и вниманием следили онн за героической борьбой турецкого народа за свои права и свободу, и с глубоким удовлетворением они отмечают успехи Турецкой Республики в деле государственного строительства на новых основах.

Дружба и доверие, столь счастливо существующие между нашими народами, стремящимися следовать по мирному пути прогресса и экономического развития, а равным образом их тесное сотрудничество являются залогом, что эти цели будут ими достигнуты.

Я хочу Вас заверить, г. Посол, что при выполнении возложенной на Вас высокой миссии Вы неизменно встретите полное мое доверие и поддержку Союзного Правительства, и я твердо уверен, что Ваше присутствие в Москве будет действительнейшим образом способствовать еще большему укреплению превосходных отношений дружбы, связывающей наши народы.

Печат. по газ. ^Известия» Л£ 155 (2488), ÎQ июля 1925 г.

Речь JVL И. Калинина явилась'ответом на следующую речь Зекяи-бея: «Господин Председатель,

Имею честь передать Вам верительные грамоты, коими г. Президенту Турецкой Республики угодно было аккредитовать меня при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла,

Весьма счастливый порученной мне этой высокой миссией, я направлю все мои усилия к укреплению уз искренней дружбы, соединяющей наши страны.

Я убежден, г. Председатель, что вполне правильно передам чувства турецкого народа, а также г. Президента и Правительства Республики, заявляя, что они воодушевлены глубокой симпатией по отношению к народам, образующим Союз Советских Социалистических Республик.

Мы следим с живейшим интересом за культурным и экономическим развитием великой дружественной нации и желаем ей достигнуть в атмосфере мира наиболее ощутительных результатов на пути прогресса. В этих намерениях как турецкая нация, так и ее Правительство выражают твердое намерение продолжать и укреплять отношения добрососедства и искренней дружбы между обеими странами,

Я надеюсь, что направленные к этой цели мои усилия неизменно встретят поддержку и ценное содействие со стороны Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, и я приношу наиболее искренние пожелания благоденствия народам Союза, а Вам, г. Председатель, пожелание счастья».


226. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Италии П. М. Керженцеву*

9 июля 1925 г.

Уважаемый товарищ,

Посылаю Вам еще дополнительные сведения о южноафриканских политических деятелях, которые обратятся к Вам, к т. Юзбашеву и в Париже к т. Красину. Одни из них, Пинар, является комиссаром по торговым сношениям Южно-Африканской федерации в Европе. Другой, Пнро, является депутатом южноафриканского парламента и членом господствующей партии африкандеров. Тот самый Де Вет, который в начале войны восставал против английской империи в Южной Африке, теперь находится у власти **. Партия африкандеров имеет большинство только в союзе с рабочей партией ***, которая носит английский характер и поддерживает власть Британской империи. Партия африкандеров поэтому принуждена идти на ряд уступок и компромиссов. Линия правительства, являющегося коалиционным, есть линия далеко идущей автономии и далеко идущих сепаратных прав Южной Африки, но в известных пределах, начертанных рабочей партией. Между прочим, как правительство, так и партия африкандеров желают вступить с нами в сношения прежде всего для торговых целей, но, кроме того, и для политического контакта.

После ознакомления с положением дел СССР и после переговоров с нашими руководящими хозяйственниками **** южноафриканские делегаты решили создать с нами постоянную связь и надеются через некоторое время прислать в Москву постоянного делегата для контакта..Этот делегат будет носить название торгового делегата, но будет служить вообще контакту между нами и Южной Африкой. Он будет принадлежать к партии африкандеров. В торговом отношении Южная Африка сильно заинтересована в том, чтобы получать от нас товары и продавать нам товары непосредственно, без лондонских посредников. В частности/Южная Африка приобретает нефть от «Стандард ойл». Нет сомнения, что наша нефть через посредство «Стандард ойл» попадет п Южную Африку. И для последней и для нас гораздо выгоднее непосредственная продажа нефти от нас Южной Африке. Теперь в Москве произошел только первый контакт с этими делегатами. Они были поражены прекрасным внутренним

* Печатается с сокращением. ** Имеется в виду националистическая партия африкандеров, одним ил основателей которой являлся Де Вет (3854—=1922). *** Речь идет о лейбористской партии. **** См. док. №227.


состоянием СССР. Они обратятся к Вам в Риме, к т. Юзба-шеву, к нашему торговому представительству в Милане и к т. Красину в Париже для налаживания непосредственных торговых связей, причем это налаживание связи будет преследовать отчасти цель политического контакта, [,..] С товарищеским приветом

Чичерин

Печат. по арх,

227. Письмо Заместителя Народного Комиссара Внешней Торговли СССР Торговому Представительству СССР в Германии

9 июля 1925 г.

О посещении представителей Южно-Африканской Республики. Вчера посетили меня с рекомендацией НКИД представители Южно-Афрнкаиской Республики Пннар и Пиро*. Один из них является коммерческим представителем Республики для континента Европы, с постоянным местопребыванием в Милане, а второй — депутат южноафриканского парламента нз антианглийской партии Герцога, ныне находящейся у власти в Южной Африке,

Южноафриканское правительство интересуется завязать непосредственные торговые сношения с другими странами, минуя Англию. Упомянутые лица приехали в Москву с целью выяснить возможность непосредственной торговли с СССР. Онн заявили при этом, что британское представительство в Южной Африке дает неблагоприятные справки о торговле с нами, подчеркивая нестабильность правовых взаимоотношений и рискованность всяких сделок.

Данная им общая информация с указанием в особенности на торговые обороты с Англией и на предоставление нам многолетнего кредита крупнейшими английскими фирмами произвела на них большое впечатление. Они изъявили в Принципе готовность продавать нам в кредит шерсть, хлопок и подошвенную кожу, обещав урегулировать вопрос о сроке и стоимости кредита со своим правительством. На мое заявление, что наиболее интересующий их экспортный товар — шерсть мы можем покупать в настоящее время лишь с 6-месячным полным кредитом, они ответили, что, очевидно, и им придется на эти условия пойти, объяснив, что в той или другой форме в кредитовании должно будет принять участие их правительство. Они примирились также с тем, что мы требуем бланковый, необеспеченный кредит.

См. док. № 226.


На вопрос, какие иашн органы закупают шерсть за границей, я ответил, что главным образом Берлин и Лондон*, Они заявили, что хотелн бы вести с нами переговоры и опе-ряциы вне Лондона, н просили связать нх с Берлином.

Они уезжают сегодня, с тем чтобы скорейшим образом гнестись нз Милана со своим правительством и сделать нам предложение. При этом депутат Пиро заявил, что в данный момент в Южной Африке накопились большие запасы шерсти H что цена падает за последнее время.

Так как, по словам моих посетителей, Южная Африка экспортирует ежегодно шерсти на сумму около 15 млн, ф, ст., из которой только 15% грубой, а все остальное количество —

мериносовые шерсти, непосредственная связь с Южной Африкой представляет для нас крупный интерес. Я прошу вас приложить все усилия, чтобы эту связь закрепить и наладить такие взаимоотношения, При которых мы могли бы получать п кредит дешевую мериносовую шерсть из первого источника.

Главным препятствием является то обстоятельство, что Южная Африка вывозит преимущественно немытую шерсть. Однако мои посетители упомянули, что за последнее время мытье шерсти делает у них значительные успехи.

Относительно результатов ваших переговоров НКВТ просит держать его в курсе.

Замнаркомвнешторг

Стомоняков

Исчат, по арх.

228, Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Персии К. К. Юреневу

9 июля 1925 г.

Лазарев сообщает: на первом заседании погранкомиссни 1 июля персидская делегация отказалась приступить к работе, требуя предварительно очищения нами Баграм-Тепе. Последнее требование для нас неприемлемо и заставит нас прервать работы комиссии- В беседе с Реза-хаиом укажите, что мы не стремимся к каким-либо территориальным захватим, но хотим лишь восстановить соответствующее договорам положение. Сообщите Реза-ханут что все карты и документы ясно говорят, что Баграм-Тепе никогда не был персидской территорией и лишь в 1922 г. был захвачен персидской погранохраной. Наша делегация готова доказать это рядом официальных карт и документов. Убедите Реза-хана

* Имеются в виду советские торговые организации в Германии и Англии.


в полном нашем миролюбии, в стремлении разрешить вопросы границы в точном соответствии с договорными актами. Отметьте, что во время революции персами был занят ряд кусков советской территории. Добивайтесь, чтобы персидской

комиссии были даны указания немедленно приступить к деловой работе.

Чичерин

Печат. по арх.

229. Сообщение Полномочного Представителя СССР во Франции о беседе с Председателем Консультативной комиссии по русско-французским делам Дальбиезом*

// июля 1925 г.

Дальбиез занят сейчас избирательной кампанией в Пиренеях и приехал для свидания со мною лишь на 2—3 дня в Париж. Мы виделись с Дальбиезом в четверг 9 июля. Между прочим, он с большой тревогой смотрит на войну в Марокко, где положение, по его словам, гораздо хуже, чем это можно заключить из газет. Я начал с того, что поблагодарил Даль-биеза за переданное им Давтяну сообщение о состоявшемся принципиальном решении о безоговорочной выдаче нам флота**. Телеграмма об этом сыграла роль главного аргумента в Москве для серьезного продолжения переговоров, и, как только правительство официально известит меня о выдаче нам флота, мы немедленно готовы сделать известные конкретные предложения и по вопросу о долгах. Дальбиез ответил на это, что ои немедленно попытается поймать Пен-леве и Бриана, чтобы добиться у, них официального постановления о флоте. Трудность только в том, что в этот день были большие дебаты в палате и до конца сессии и премьер и Бриан чрезвычайно перегружены. Тем не менее Дальбиез надеется провести вопрос о флоте на этих же днях. Хотя, продолжал он, мы выдаем флот безоговорочно, но для оправдания этой меры перед общественным мнением нам необходимо иметь уверенность, что по поводу урегулирования претензий по русским бумагам вы действительно склонны сделать кое-какой шаг нам навстречу. Я был бы поэтому очень благодарен Вам, если бы Вы могли сказать мне, что могу я в этом смысле передать Пенлеве и Бриану.

Я заявил, что наши предложения не могут быть сделаны до того, как вопрос о флоте получит окончательное решение. К тому же я ожидаю т. Рейнгольда, который должен привез-

* Из доклада в Народный комиссариат иностранных дел СССР от 11 июля 1925 г.

** См. док. № 219.


ти с собой цифровой материал, собранный нами в Москве, H данный момент, исходя из его заверения, что решение о выдаче уже состоялось, я могу ознакомить его лишь с тем общим методом разрешения проблемы, который мы выдвигаем. Принципиальную постановку вопроса о признании царских долгов мы по-прежнему категорически отклоняем, и наше предложение просим рассматривать не как признание долгов, а как деловой компромисс для устранения спорного вопроса, при котором каждая из сторон сохраняет свою принципиальную точку зрения. Мы исходим из цифры долга, установленной экспертами, причем надо будет еще каким-то образом устранить разницу в определении этой цифры (9 млрд. по нашим и 10 с половиной по французским данным). Далее сумма подлежит редукции вследствие отпадения Польши и лимитрофов, а также поправки на Бессарабию, отторжение которой Франция, вопреки трактатам, признала*. Далее следует уменьшение суммы при переходе на золотое исчисление п соответствии с падением стоимости франка. Затем необходима известная поправка, т. е. опять-таки уменьшение признаваемой нами суммы долга, вследствие того что, вероятно, не менее 80% займов, полученных царским правительством 1чо Франции, было затрачено на крепости, стратегические железные дороги, оружие, патронные и пороховые заводы, на вооружение армии, на флот и другие военные и морские цели. По этой части долга Россия заплатила своим участием в мировой войне миллионами убитых и раненых и неисчислимыми потерями территории, имущества и экономическим разорением. Полученная после всех этих редукций сумма долга частично может быть погашена теми принадлежащими СССР активами, которые находятся в руках французского правительства. Мы согласны будем по представлении нам этих, активов более или менее значительную их часть выделить для погашения части общей долговой суммы. На остаток последней либо будут выпущены особые обязательства Советского правительства, на которые в течение известного срока должны быть обменены царские бумаги, либо, если французское правительство пожелает субституировать ** самого себя на место французских держателей бумаг, эта сумма будет зачтена как долг Советского правительства правительству Франции с уплатой ежегодно того же процента, как и по вышеупомянутым советским облигациям, с тем что в этот процент входит и амортизация долга. Однако необходимо иметь еще в виду, что Советское правительство с самого начала наших сношений с Европой ставило условием какого-либо урегулирования вопроса о долгах предоставление СССР

* См- т. VII, док. №77, 82. ** —поставить (фр*)щ


займов, могущих содействовать экономическому восстановлению страны, ибо без этого принятие долговых обязательств явилось бы для нас непосильным. Поскольку французское правительство выдачей флота приближает нас к установлению нормальных отношений и поскольку мы действительно желаем скорейшего соглашения с Францией, мы готовы в этом пункте сделать громадной важности уступку, соглашаясь отказаться от требования займа и заменить его требованием кредитов, даже кредитов в материальной товарной форме, сроком от 7 до 10 и 15 лет в зависимости от рода товаров.

Дальбиез внимательно выслушал мое сообщение и тут же заметил, что проведение этой программы встретит значительные затруднения и самое главное препятствие будет в нашем требовании кредитов. Вам хорошо известно финансовое положение Франции и, в частности, затруднения нашего государственного казначейства. Откуда правительство может получить те миллиарды, которые будут необходимы для предоставления просимых вами кредитов. Ведь Вы хорошо знаете, что сама промышленность кредитовать даже на 5 лет никого не может. Всякий заводчик и фабрикант работает на занятые деньги, и никогда банк не даст ему таких денег, которые по-зволили бы ему не требовать от покупателя уплаты за доставленные товары в течение 5, 7 и даже 15 лет. Правительство само вынуждено искать повсюду деньги, чтобы как-нибудь справиться с предъявляемыми к нему внутренними и внешними кредиторами требованиями. Свободных денег для организации таких кредитов у правительства нет, как нет и источников, из которых их можно было бы взять. Организовать группу каких-либо частных финансовых институтов было бы, по-видимому, наилучшим способом, но и это при настоящих условиях задача весьма трудная, а главное требующая значительного времени. Если мы будем ждать с соглашением о долгах, пока удастся сорганизовать такую группу банков, я очень опасаюсь, что мы никогда не придем к соглашению. Отсутствие соглашения создает и в прессе, и в финансовых кругах атмосферу недоверия, в которой трудно организовать требуемые кредиты. В то же время имеется большая опасность в затягивании переговоров, Кайо уже в ближайшем будущем вынужден будет поехать в Англию для переговоров об урегулировании нашего долга Англии. Не подлежит сомнению, что в Лондоне будет оказано на него

наибольшее давление, и, вероятно, одним из условий отсрочки и облегчений по английскому долгу будет выставлено требование ие заключать с Советским правительством того соглашения, о котором мы сейчас с Вами говорим. Да и здесь, в Париже, в частности и в министерстве иностранных дел, имеется не мало людей с английской ориентацией. Вот по-


чему, продолжал Дальбиез, я считал бы более правильным, если бы ваше правительство отказалось от ультимативного требования кредитов. Тогда мы могли бы закончить наши переговоры в 2—3 недели и поставить Англию перед совершившимся фактом. Если бы Кайо мог сказать в Англии, что мы пришли с советским послом к соглашению об урегулировании претензий держателей русских бумаг, то уж никакие требо-вания англичан не будут нам страшны, ибо мы всегда противопоставим им интересы двух миллионов наших держателей бумаг, и дело будет сделано.

Я возразил Дальбиезу, что мы от требования кредитов отступиться не можем не только по чисто материальным соображениям, но и потому, что это единственный способ убедить наших крестьян и некоторым образом хотя бы примирить их с признанием нами известного долга по отношению к Франции. В то же время замена требования займов товарными кредитами необыкновенно облегчает задачу французского правительства. Ведь речь идет не о чем ином, как об облегчении нам возможности помещать наши заказы на французском рынке. Беря на себя обязательство учета наших векселей, французское правительство или группа банков тем самым обеспечивает французской промышленности наш рынок. Одно из двух: либо мы не используем предоставляемых нам кредитов, потому что найдем в других странах еще более благоприятные условия, — тогда Франция ничем не рискует, ибо предусмотренные соглашением суммы кредитов

вовсе не будут использованы; либо мы кредиты используем, и это будет означать, что на всю эту сумму французская промышленность получает от нас заказы, и, конечно, каждый такой заказ будет приносить и французскому промышленнику, и железным дорогам, и банкам, и страховым обществам Франции известный доход, а, несомненно, французская промышленность уже сейчас начинает ощущать некоторые затруднения в сбыте. В сущности говоря, эти же самые кредиты вы должны предоставить нам, исходя исключительно из интересов вашей собственной промышленности. Надо иметь в виду еще и то, что при наличности таких кредитов Франция, несомненно, будет становиться и центром нашей торговли, что также даст большие выгоды Парижу и французским портам. Я напомнил здесь Дальбиезу также возможность использовать для этой цели поступления от Германии по плану Дауэса. Дальбиез возразил указанием на ту трудность, что по договору поставки Германией натурой не могут быть выводимы за границу. Пришлось бы, следовательно, сговариваться по этому поводу с германским правительством, а это, кроме всего прочего, потребует значительного времени. Вмешательство Англии представляет весьма большую н весьма реальную опасность, и я еще раз» не из желания торговаться,


а из искреннего стремления как можно скорее заключить договор, советую вашему правительству пересмотреть вопрос о требовании кредитов и не ставить его ультимативно. Как только договор о долгах будет нами заключен, общественная атмосфера во Франции значительно разрядится, и тогда с большим успехом можно будет приступить к образованию нли смешанного русско-французского банка для финансирования необходимых вам кредитов, или к формированию консорциума французских банков. При увеличившемся доверии, может быть, окажется возможным привлечение и каких-либо иностранных капиталов, в частности американских. Дальбиез проявляет значительный интерес к спичечной концессии, о которой подал заявление банкир Лесин. Концессия его интересует главным образом ввиду участия в спичечном синдикате Рокфеллера, Моргана и видных французских капиталистов. По его мнению, уже переговоры об этой концессии могли бы создать благоприятное настроение в Америке и облегчить финансирование.

На этом окончился наш разговор с Дальбиезом, и теперь я жду результатов его свидания с Пенлеве.

Полпред СССР во Франции

Л. Красин

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: