T04. Заявление Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР об антисоветских измышлениях югославских правительственных кругов

23 марта 1926 г. *

За последнее время правительственными кругами Югославии распространяются слухи о том, будто в результате недавних массовых арестов в местной коммунистической и рабочей среде обнаружилось, что правительство СССР является вдохновителем различных организаций и течений,»оставивших себе целью уничтожение королевской династии и иизвержеиие всего политического и общественного строя триединого королевства. На основании этого в югославской прессе появился ряд сообщений и статей, в которых говорится о «московских эмиссарах» и о причастности Советской власти в лице некоторых полпредов к местному коммунистическому движению.

НКИД считает необходимым заявить со всей категоричностью, что ни Советское правительство, ни одно из полпредств СССР не имеют никакого касательства к внутренним югославским делам и никаких эмиссаров в Югославию не посылали и что все иисииуации и обвинении, распространяемые югославскими властями, являются чистейшим вымыслом, не имеющим за собой и тени основания.

Печат. па газ. ^Известия»66(2697), 23 марта 1926 а.

* Дата опубликования.

Î63


105. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Греции с Президентом и Председателем Совета Министров Греции Пангалосом

23 марта 1926 г.

Имел еппдяппе с Пангалосом. Выразил ему удовлетворенна ч)о благодаря проявленному им лично интересу к делу Л^мл и'рт! * последнее было ликвидировано; не будь этого вме-Hi.iir'iM'iH;!, оно тянулось бы еще долго, несмотря на явную in' ii-iinm. si неосновательность выдвинутых против Миллера

11.1ШЧ1ЛОС ответил на это, что «виновато во всем чрезмерное \i i'p те полиции», и заверил, что «приняты меры к тому, чтобы ("•эпоним инцидентам не было больше места»,

Оипкомил Папгалоса с нашей работой по снабжению 1|1гчч1ч11|-о рынка хлебопродуктами, скотом и рыбой, а также

< p'tHinni ни гО'аДШШЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ НАШИХ ВЫСТуПЛвНИЙ С

п. ijni4ij.n.i\ M.iMH, н чем должно быть весьма заинтересовано

1 |ii''H'i-hni- iip,ituii'f.fiM*iHo, Прицел ему несколько примеров и

i'lujip. in Mimumifii на «M'HoiHtnM штрудиении —отсутствии

inn î.i i (-мши If.iHiH пн}иепродуК1Ы но качеству и цене легко

Mim--- [mi|>v im i мнронымм фирмами; по мы не можем пред-

[.III. ищи iiii.i'i для греческого рынка цеи из-за накладных

I*«, ти, н!.[н'к,1101днх из-за отсутствия инсталляций, До-

i.i/i 1-м^ мо па примере имеющих сейчас место торгов на

|.|>гинн, [-и- мы но цене керосина идем вне конкурса; но

ирич ш ipi-ii-iKoo иргтптедьотво получит от этого ту вы-

i = i'i\. 1-..П vi" ч<»|'н> Г>ы подучить,™ и все из-за того, что мы

ир il mi ••) и мчпнчеекне затруднения, которые удорожают

ш\ м.1. 1.'н[.\ m ta отсутствия инсталляций.

<h J11 и il [-.иг к'ния перешел к вопросу об инсталляциях, ко-

• •-pin- iiju-.полагает соорудить для наших нефтепродуктов •-пина смешанное общество»; участок уже присмотрен и сторгован; псе было бы в порядке, если бы министерство путейсо-пощн'ки не чинило продавцам участка затруднений с выдачей рпфешопни-на постройку m этом участке инсталляций.

(Об этом же вскользь говорил на днях с мининделом.) Пангалое заметил, что в этом виновата «бюрократическая мжнппа, которая сочетает слово Россия с коммунизмом. Уви-.И'(ц что участок приобретается под русское предприятие, чи-пмтнши испугались, оии помешаны иа коммунизме»,— доба-•• I I Ипнгалос, смеясь, и заверил, что, поскольку это дело е. liiîM'pecfix греческого народа, ои будет содействовать его осу-

III«I И.ЛгППЮ.

'..и почти прощаясь, я завел разговор о планах Паигалоса

• ид. 'к юнщмм президентским выборам. Он мне заявил при-м«pint «дедуютее.

' f',f,i iipiMi, 2,


«Как Вы знаете, я осуществляю и олицетворяю собой режим диктатуры. Для меня отношение народа к президентским выборам будет санкцией проводимой мной политики. Я могу Вам совершенно откровенно сказать, что то, что я сейчас делаю,— не больше как маневр, так как я знаю заранее, что партии не столкуются на едином кандидате и иа единой платформе. После проделанного маневра у меня будет полная свобода для проведения намеченного мною нового режима». (Намек на урезание прав парламента и облечение президента диктаторскими правами в случае избрания Пангалоса президентом.)

Когда я ожидал приема, адъютант Пангллоса сообщил мне, что быв. президент не будет уже участвовать fiei предстоящих 25 марта по случаю годовщины независимости Греции торжествах.

Л. Устинов

Пенаг, по арх.

106. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Италии с Председателем Совета Министров и Министром Иностранных Дел Италии Муссолини*

23 марта 1926 г.

Задача свидания с Муссолини сводилась к передаче ему того нашего сообщения, которое касается конференции по разоружению.

Муссолини ответил, что Италия сочувственно относится к участию СССР в конференции по разоружению, но тут же стал говорить, что после женевского опыта вряд ли эта конференция соберется, что разговоры о разоружении — пустые слова («Франция только что спустила на воду новый крейсер»), что смысл разоружения все державы толкуют по-разному.

Разговор перешел на Женеву. Муссолини не скрывал своего злорадства по поводу Неудачи и сделал несколько ядовитых замечаний о будущности Лиги наций вообще. Он спрашивал, как оценивает СССР итоги Женевы. Я ответил, что еще не имею на эту тему никаких официальных материалов и даже газетных статей, но думяю, что наша отрицательная позиция и по отношению к Лиге наций, н по отношению к Локарно целиком подтвердилась. Женевские переговоры знаменуют не мир, а предвещают войну. Тут Муссолини заметил, что бесплодие Женевы есть следствие также того парламентаризма, которым проникнут устав Лиги наций.

* Из дневника полномочного представителя СССР в Италии П, М. Керженцева за 16—23 марта 1926 г.

Ш


Из разговора у меня создалось представление, что сам Муссолини (в отличие, например, от того, что мне несколько раз говорил Контарини) вовсе не является каким-то сторонником нашего вхождения в Лигу или участия в комиссии по разоружению.

В конце речь зашла об экономических вопросах. Alycco-лини сообщил, что созданное правительственное общество по нефти ие будет обладать моно-польными правами, поэтому мы сможем продавать нашу нефть, например, морскому министерству непосредственно. Во главе этого общества станет Пьетро Пирелли, а его брат, ездивший с Вольни в Америку, будет по главе Института внешней торговли.

С товарищеским приветом

Полпред СССР в Италии П. Керженцев

Uftar, no cipx.

107. Те.чнсм советской делегации, врученные французской делегации на советско-французской конференции в Париже, по вопросу о долгах

24 марта 1926 г. *

В соответствии с директивами, принятыми обеими делегациями, о выработке подкомиссиями конкретных предложений кик по вопросам, касающимся допоенных долгой, аннулированных декретами Сойотского Правительств,), так и по вопросам предоставляемых в распоряжение СССР кредитов, советская делегация имеет честь вручить французской делегации для передачи подкомиссии по долгам нижеследующие тезисы:

1) Номинальные размерь! подлежащих удовлетворению требовании, относящихся к довоенным займам, выпущенным или гарантированным правительством Российской империи, должны быть установлены исключительно с учетом настоящих границ территории СССР.

2) Размеры сумм, подлежащих выплате, установленных в соответствии с вышеуказанным условием, должны быть сокрд-ini'iiu пропорционально сокращению ресурсов страны, вызванному:

я) участием России в мировой войне, которое по своим мж-чгглбам превышало ее экономическую мощь;

и) плительпоп гражданской войной, осложненной блока-itш'* и иностранной интервенцией со всеми пытскатощими от-(ии„1 ппгледствними;

И необходимостью посвятить все имеющиеся бюджетные ipi'M, H..I г.осетановленню народного хозяйства и уплате иро-м. |п*ш )fo -чаймзм реконструкции.


Примечание. Следует, кроме того, принять во внимание неучастие России в репарациях, что дает возможность соответственно увеличить долю ее бывших союзников.

3) Учитывая исключительные для СССР последствия, которые повлекли за собой события, связанные с объявлением воины, Советский Союз, которому будут предоставлены благоприятные условия для ликвидации довоенных кредитов, должен, кроме того, находиться в более привилегированном положении, чем страны, с которыми Франция уже заключила аналогичные соглашения.

4) Выполнение новых обязательств, принимаемых на себя СССР, должно осуществляться в течение многих лет и основываться на медленном росте ежегодных выплат, причем сроки выплат должны быть объектом специального рассмотрения.

5) Сумма ежегодной выплаты, определенная в результате этого соглашения и относящаяся как к процентам, так и к амортизации, будет установлена в золоте и включена в расходную часть бюджета СССР.

6) Порядок выполнения вышеуказанных положений, так же как точные суммы и сроки выплат, должны стать предметом дальнейшего изучения.

7) Принципы, выдвинутые в 'настоящих тезисах, применимы в течение периода, следующего за настоящим соглашением, и не имеют обратного действия.

Пвчат, по арх.

108. Тезисы советской делегации, врученные французской делегации на советско-французской конференции в Париже, по вопросу о кредитах

24 марта 1926 г. *

В соответствии с директивами, принятыми обеими делегациями, о выработке подкомиссиями конкретных предложений по вопросам, касающимся как требований французских держателей, так н кредитов, которые должны быть предоставлены в распоряжение СССР, советская делегация имеет честь вручить французской делегации для передачи подкомиссии по кредитам нижеследующие тезисы;

1) Кредиты, испрашиваемые СССР, будут использованы в производительных целях и предназначаются для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и прочих отраслей народного хозяйства Советского Союза.

2) Кредиты, которые Франция предоставляет Советскому Союзу, должны быть долгосрочными, на срок свыше пяти лет

* Дата вручения.


в зависимости от их цели, и должны включать товарные и денежные кредиты, причем сумма последних не может превышать лимиты, необходимые для использования товарных кредитов,

3) Рл)м<'|ш ассигнуемых кредитов должны находиться в t ïwim с принимаемыми Советским Союзом обязательствами по удгшлсиифенпю требований, связанных с довоенными долгами *.

4) Французское Правительство или же специально выделенные им организации гарантируют пли возьмут на себя ор-пшимшню 'лих кредитов.

5) Условия, предусматривающие точное и полное выполнение обязательств получателя кредитов по отношению к кредитору, равно как и условия, касающиеся уплаты процентов и амортизации капитала, будут определены в ходе иа-i |<;нпш\ переговоров.

{>) Фирм.! кредитов, их цель, спецификация, так же как н •-pnii.il и\ |H;i.Hi,taiutiif явятся предметом специального рас-

< МшрсМШ!

10Й. Письмо Полномочного Представителя СССР в Германии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

26 марта 1926 г,

Мнпгоупажаемшй Максим Максимович,

Но шорник 23 марта вечером у Фюрстенберга ** встретил Лкнерн и Штреземана. Узнал, что Штреземан 2 апреля уез-жнеч па две-три недели в отпуск. Условился, что приду к нему н четверг 25 марта.

H четверг 25-го, утром, вместе с Якубовичем был у Штре-(ем.'ша, Принял он иас один. Начал я разговор с нашего ген лишения. Вашу телеграмму о том, что вы соглашаетесь iH-рнугься в стратегических целях к вопросу о неограниченном нейтралитете, я получил лишь поздно вечером в тот же день. Ваше же письмо***, полученное предыдущей почтой и изла-i;mi!K'i' Паш разговор с Брокдорфом-ранцау, показывало, что vjhv могло краха Женевы38 Вы в своем разговоре с графом ut 1,!лнеь на почве прежнего решения. Поэтому я также исхо-• iI I in директив, полученных от Вас 5 марта****. Я изложил ill ipe п-ману наши поправки, передал тексты39. Я предупредил при îinM, что уже сговорился с Шубертом о встрече и что буду

С м лик.,№ 107.

П'п-н.чш (Заика «Берлпнер хакдельегезельшафт».

i U ПИК..Nï> 102.

< и л'!...М> 87.


вести с ним детальный разговор с редактированием пунктов и т. д, Но я считал необходимым до этого изложить ему и мотивировать паши предложении.

Ввиду предстоящего заседания с Шубертом Штреземан ие высказывался определенно по поводу поправок и, стало быть, не связался, но никаких возражений в процессе разговора он не приводил, и у меня осталось впечатление, что если будет спор, то только по вопросу об исключении слов «без провокации».

С Шубертом встречаемся завтра, и после этого, смотря по ходу нашего разговора, протелеграфирую или напишу Вам*,

Я сказал Штреземаиу, что хотел бы подписать соглашение до его отъезда и отпуск. В качестве одного из мотивов я привел то соображение, что 10 апрели у нес будет сессия Союзного ЦИК, которой желательно было бы представить соглашение и а ратификацию.

2. Штреземан спросил меня, какие переговоры ведем мы с рандштатами **. Я ответил ему, что, насколько я знаю, г, Литвинов держит графа Брокдорфа-Раицау в курсе наших переговоров, Мы не Прочь заключить с рандштатами соглашение о ненападении и нейтралитете, Штреземан спросил, относится ли к рандштатам Польша и каковы наша намерения по отношению к Польше. Я Ответил, что с Польшей мы хотели бы иметь надежные взаимоотношения, но что на пути к соглашению стоит Румыния и желание Польши выступать в качестве посредника между нами и рандштатами, на что мы, конечно, не согласились,

3, Я в свою очередь спросил Штреземана о перспективах их дальнейшей политики по отношению к Лиге наций. Штреземан ответил, что совершенно невозможно сейчас предсказать что-либо определенное. Вторично безрезультатно из Женевы уезжать они не согласны, поэтому поедут только наверняка. Их представитель вошел в комиссию по вопросу о расширении Совета Лиги наций. Он думает, что, вероятно, будет решено учредить три новых постоянных места и два непостоянных, Из трех постоянных одно — для Германии. Что касается двух остальных, то на одно, вероятно, в качестве кандидата будет утверждена Испания, а другое предоставят одному из неевропейских государств: или южноамериканскому, или Китаю. Кто из южноамериканских государств может войти? Может быть, Бразилии, может быть, Аргентина. Аргентина в последние три года не принимала участия и работе Лиги наций и даже не вносила своих взносов. В Женеве представителя Аргентины не было, но к концу была получена телеграмма из Буэнос-Айреса, что Аргентина высылает накопив-

* См. док, № 113. ** —- окрякпными государствами (нем).

17*


шуюся за ней денежную недоимку. Очевидно, ее взволновали претензии Бразилии, и она хочет против них выступить.

Все непостоянные члены Совета сложат свои полномочия, и в сентябре будут происходить выборы.не четырех, как теперь, а шести непостоянных членов Совета. Кто будет выбран и будет ли выбрана Польша, сейчас сказать нельзя. Прежде к Польше относились очень отрицательно, Сейчас Скшиньскии пользуется большими симпатиями, чем его предшественники, и Польша могла бы рассчитывать иа большее число избирательных записок. Но ведь.неизвестно, доживет ли кабинет Скшиньского до осени. Если же на место Скшиньского придет Пнлсудский, то шансы Польши на избрание в Совет сильно упадут.

Я заметил, что Англия вряд ли будет против Пилсудского и»по она окажет Польше поддержку на выборах. Штрсземап Согласился с этим, но сказал, что значение этой поддержки очень пг.шлчшглыю. Последняя сессия Лиги наций показала, что илтшт* иглнкнх держав на маленькие государства в таких 1Юиро*\"1я очень невелико, Англии, в частности, может рас-иорижгпьен голосами лишь очень небольшого числа членов Лиги наций. Поэтому Штреземаи затрудняется сказать вперед, попадет ли Польша в состав Совета,

4. Я перешел к вопросу о «консульских агентах»13. Я ого-порилея, что уже после того, как Вы писали мне, Вы имели уже разговор с Брокдорфом-Ранцау, но что я все-таки считаю полезным познакомить его непосредственно с положением лого дел а, так кик он перед своим отъездом в Женеву катался в разговоре со мною этого вопроса, Судебное следствие по долу закончено. Наши судебные власти хотят уже передать дело в суд. Хэй * и Брокдорф-Ранцау в Москве, миниете-риаль-директор Вальрот в Берлине поднимали вопрос, ие согласились бы мы прекратить дело и ограничиться высылкой арестованных «консульских агентов». Мы были бы, может быть, готовы пойти навстречу желанию германского правительства, но мы считаемся с неблагоприятным прецедентом по делу ТеммлераЧ Мы тогда прекратили дело и выслали Тем-мдера. Он же поднял в Германии против нас огромную газетную кампанию. Где гарантия, что того же не сделают высланные «консульские агенты»?

Нед и нам нужно будет выбирать между перспективой та-Miit кампании и той перспективой, что постановка дела иа i vu1 ш.иовет также некоторое возбуждение в немецкой прессе, мы молжпы будем выбрать все-таки второй путь, ибо ход су-дНтшчп следствия покажет самым неверующим, что обвинение, пре'1 ыжлонное арестованным «консульским агентам», иншнм!тк,пзмо,

* (чм мин; посольства Германии в СССР.


Мы можем пойти на прекращение дела и на высылку только в том случае, если германское правительство официально возбудит такое ходатайство и если оно даст гарантию, что газетная кампания в связи с этим делом не будет допущена и получит должный отпор со стороны правительства.

Штреземаи сказал, что дня четыре тому назад получено об этом сообщение от Брокдорфа-Ранцау, но не такое детальное и не такое определенное. Он просил разрешения ответить мне не сразу. Я сказал, что не возражаю против этого, но что все-таки нельзя долго тянуть с ответом, потому что наши следственные и судебные власти должны принять решение о том или ином направлении дела. Штреземаи сказал, что они сами заинтересованы в ускорении ввиду наличии запроса дейчиацио-нале.

5. У Фюрстенберга я переговорил с Лютером по поводу гарантии и кредитов, Я сказал, что вопрос о гарантии до сих пор не получил окончательного оформления и что даже те промышленники, которые подписали с нами соглашение о кредитах, не могут оформить правительственных гарантий этих кредитов. Г-н Стомоняков перед своим отъездом просил меня при ближайшей встрече обратить на это внимание канцлера и просить его ускорить дело с гарантией. Кроме того, я еще раз обратил его внимание на необходимость непосредственного финансирования государством средних промышленников, которые не могут получить выгодных кредитов и поэтому не в состоянии воспользоваться и гарантией, Если государство не начнет финансировать этих промышленников, то гарантией воспользуется лишь некоторое количество крупных капиталистов, и в большей своей части правительственная гарантия останется неиспользованной, Обо всем этом на днях будет говорить с министром Курцмусом г. Бегге, но необходимо, чтобы и г. канцлер вмешался в это дело.

Лютер ответил, что с этого вечера он освободился от забот, связанных с Лигой наций, н сможет заняться этим вопросом.

6. Тов. Ленгиель продолжает по этому кредитному вопросу разговоры с представителем Гарримана Росси и с ми-ннстериаль-директором Шеффером нз министерства народного хозяйства.

Шеффер сказал ему вчера, что гарантия вступает в силу с I апреля. Так как у нас есть только кредитные договоры с тремя фирмами («Отто Вольф», «Демаг» и «Бергма»), а конкретных заказов этим фирмам еще не выдано, то срок 1 апреля нас устраивает,

Хуже обстоит дело с Гарриманом41. Его представитель Россн, по-видимому, пытается договориться с германскими банками, добиться от них таких условий, которые были бы приемлемы для нас. Без германских банков ему, по-видимому,


начинать дело не хочется. Вследствие этого он под разными предлогами со дня на день откладывает начало совместной подготовительной работы своих и наших юристов.

7. Встречи. Во вторник 23 марта у Фюрстенберга видел канцлера, Штреземана, Шахта *. Последний интересовался тем, поехал ли Борис Спиридонович [Стомоняков] в Париж. Было много немецкого народа, а из дипломатов, кроме меня и моей жеиы, швейцарцы. Швейцарка сидела рядом со мною и, между прочим, заявила, что она думает, что если бы я и ее муж снова попытались договориться, как это имело место года полтора тому назад, то мы бы, вероятно, достигли ликвидации конфликта **, Так как муж ее ни одним словом об этом не обмолвился и не делал вообще попытки завязать какой-либо (кмшмор, то я думаю, что к словам швейцарки надо отнестись км«к безответственной любезности за столом, а не как к зон- \.\,h\ li'H-pn был у меня новый итальянский посол, вручивший i|ii-ii,riii пт Гпндгпйургу свои верительные грамоты. Сегодня пц м ifMHiiAi'T y <'i*f»ïi ирном длн глав миссий, чем избавляет псг> н;м" is errt«o'i пгириятнои процедуры индивидуальных от-ш'тпыч пн.н-пии. Вчгрл у моей жецы был последний приемный день» '-'том i4*'«)Hi', С) других свиданиях, имевших место за последние дни, пишу Вам в отдельном письме.

С товарищеским приветом

Н. Крестинский

Начат, пп арх,

НО, Нога члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах Финляндии в СССР Теслёфу

26 марта 1926 г. № 2961

Господии Поверенный в Делах,

5 сентября 1924 г, в Финляндии был утвержден закон, касающийся имуществ иностранцев, оставленных без ухода. Согласно этому закону собственники упомянутых имуществ, шпыняемые специальными публикациями компетентных судии, обязаны в течение 5-летиего срока с момента публикации оформить управление подобного рода имуществами н уплатить причитающиеся с ннх налоги и сборы. До оформления наложения этих имуществ указанным выше путем имущества, чрлпляются комитетом по оставленным имуществам ино-• ip.Him-n, а после истечения вышеупомянутого 5-летнего срока и,,. 1\мшот в распоряжение финляндской казны, Однако еще •I" и.нчупжчшя упомянутых условий комитет имеет право

ь {1(я> иш'иг к Рейхсбанка». •"•*** I VI, прим. 78.

| • •.......„,„,,:„л„, 177


продать такие строения (с принадлежащей им движимостью и с землей, па которой они расположены) s тех случаях, когда они но своей ветхости требуют значительных денежных затрат на дальнейшее поддержание, Вырученные от такой продажи деньги, за вычетом расходов, связанных с такой операцией, подлежат выплате собственнику имущества в течение того же 5-летнего срока,

По поводу упомянутого закона приходится в первую очередь отметить, что ои не содержал оговорки о неприменении его к тем гражданам Союза ССР, которые упомянуты в ст. 7 соглашения между СССР и Финляндией об эвакуации граждан обеих стран, подписанного 12 августа 1922 г. * Тем самым этот закон формально нарушил обязательства, взятые на себя Финляндским Правительством по упомянутому соглашению.

Поскольку Советское Правительство считало, что в законе от 5 сентября идет речь о чисто хозяйственных мероприятиях в отношении таких имугцеств, собственники которых действительно >не могут быть обнаружены, и поскольку оно полагало, что закон этот дает достаточные гарантии тем лицам, которые по независящим от иих причинам были вынуждены покинуть свои имущества, оно в свое время не сочло необходимым просить у Финляндского Правительства тех или иных разъяснений по поводу акта 5 сентября.

К сожалению, однако, практика проведения в жизнь мер, установленных этим актом, заставляет ныне Правительство Союза прийти к заключению, что целью закона от 5 сентября 1924 г. являются не столько хозяйственные мероприятия, сколько экспроприация всех решительно имуществ, в свое время по тем или иным причинам оставленных советскими гражданами в Финляндии. Кроме того, практика применения.,.** финляндских граждан за счет граждан СССР.

Следуя точным указаниям § 4 упомянутого закона, граждане Союза через своих поверенных и при участии консула СССР в Выборге представляют нужные документы и средства для урегулирования своих прав. Эти заявления граждан Союза остаются месяцами без рассмотрения, а имущества их •гем временем подвергаются принудительной распродаже. Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет сведения, что свыше 100 подобного рода ходатайств лежат с октября Î925 г, без всякого движения и комитете но охране имуществ иностранцев в Выборгской губернии, причем указанный комитет отказывается даже выдавать справки о положении отдельных дел.

Далее, постановление § 5 закона от Г) сентябри о нраве финляндских властей продавать, в виде исключения, до исте-

См г. V, прим. 164.

В арх. ни, утрачено две строки текста.


чеиия законных сроков строения, поддержание которых требовало бы непроизводительных расходов, на практике свелось к массовой распродаже не только строений, но и земель и лесов, распродаже, при которой граждане Союза, естественно, терпят совершенно незаслуженные убытки. Достаточно указать, что на аукционе 22 сентября 1925 г. было продано 27 гектаров леса, принадлежавших гр. Энгельгардту, и 40 гектаров леса, принадлежавших гр. Ивановым, за общую сумму в 79 000 финских марок, [хотя] указанными лицами еще до начала торгов были сделаны все шаги для оформления своих прав в порядке § 4 закона. Тем не менее торги состоялись, были утверждены и покупщики вследствие подобного образа действий финляндских властей получили к ущербу граждан Союза большие материальные выгоды.

Не считаясь с принципом гласности, проведенным как в законе, о котором идет речь, так и в уставе гражданского производства, финские власти всячески стремятся поставить дело лнкнидгщнн имуществ граждан Союза таким образом, чтобы эти граждане пе имели возможности знать, что те или иные меры будут приняты именно и отношении их имуществ. Достаточно указать, что объявления об аукционах даются в прессу п виде сообщений, отредактированных таким образом, что они могут быть понятны только узкому кругу профессиональных скупщиков имуществ,

Консулу же Союза ССР в Выборге уже в течение года отказывают под разными предлогами в выдаче списков взятых в казну русских имуществ и в сообщении данных о задолженности по этим имушествам. Между тем этот список и эти данные, несомненно, должны иметься, а наличие их облегчило бы гражданам Союза реализацию своих законных прав.

Что касается имуществ, собственники которых скончались и которые в порядке наследования подлежат переходу в руки граждан Союза, то финляндские власти, ссылаясь на действо-павшее до 1 марта с. г. в СССР ограничение наследственной массы 10 тыс, руб., просто отказываются утверждать утих лиц п правах наследства. Советскому законодательству при этом лается заведомо превратное толкование, несмотря на то что фактически ни в одном случае финляндские граждане в СССР не были лишены своих наследственных прав В результате г[.;ушцикн-профессионалы имеют возможность приобретать полипные наследственные массы часто только за несколько ты- i.-'лч марок.

Наконец, даже в отношении имуществ, в описанных выше утопиях незаконно проданных с аукционов, финляндские власти продолжают проводить политику нанесения ущерба интересам граждан Союза, не выдавая, несмотря на все представ-дошше документы, поверенным граждан Союза тех ничтож-lii.fv лгиожпых сумм, которые были выручены от указанных

iW 179


незаконных продаж. Сведения о таких лицах и следуемых им суммах, в некоторых случаях уже год неизвестно где хранящихся и как используемых, имеются в распоряжении Народного Комиссариата по Иностранным Делам,

Полномочное Представительство Союза ССР в Финляндии, а также консул Союза в Выборге неоднократно обращали внимание подлежащих властей Финляндии, и в частности Министерства Иностранных Дел, на отмеченные выше правонарушения. Однако эти обращения не имели никаких реальных результатов. В частности, Министерство Иностранных Дел в своей ноте от 23 октября 1925 г. за № 18416 сообщило хорошо известные моему Правительству формальные данные о правах и гарантиях, которые даны гражданам Союза законом от 5 сентября 1924 г., но на практике не сделало ничего конкретного в области практического закрепления этих прав и проведения в жизнь этих гарантий.

Указанные выше обстоятельства, не оправдываемые какими-либо исключительными положениями, заставляют Правительство СССР не только решительно протестовать против подобного рода обращенных теперь уже в систему актов, но и просить Правительство Финляндии принять нужные меры для того, чтобы:

1) Была прекращена массовая распродажа имуществ граждан Союза и была, в частности, приостановлена всякая продажа земель и лесов;

2) Были оформлены нрава тех граждан Союза, которые подали нужные заявления, До сих пор ие рассмотренные компетентными властями;

3) Полномочному Представительству СССР или консулу СССР в Выборге был сообщен список всех взятых в казну имуществ, принадлежащих гражданам Союза;

4) При объявлениях об аукционах соблюдался принцип гласности, а те имущества, о которых объявлено и собственники которых к моменту аукциона подали нужные заявлении, не подвергались принудительной продаже;

5) Решения компетентных властей, аннулирующие права наследования граждан Союза, были отменены и не имели места в будущем;

6) Все дела об оформлении прав граждан Союза на их имущества рассматривались в будущем с должной скоростью;

7) Консулу СССР в Выборге были немедленно внесены те денежные суммы, которые выручены от принудительных распродаж имуществ граждан Союза, представивших доказательства своих прав на эти имущества.

Я не сомневаюсь, г. Поверенный в Делах, что Финляндское Правительство пойдет навстречу перечисленным выше справедливым мероприятиям и тем самым предотвратит те неизбежные меры, к которым Советское Правительство будет вы-


нуждеио прибегнуть для компенсирования за счет имущественных интересов и прав финляндских граждан в СССР убытков граждан Союза, незаслуженно понесенных ими в Финляндии, В этом отношении мое Правительство всецело поддерживает те соображения, которые были выдвинуты Полномочным Представительством СССР в Финляндии в его ноте за №27324а.

Одновременно с изложенным считаю необходимым добавить в заключение, что мое Правительство с полной уверенностью ожидает, что До момента окончательного урегулирования, на основе приведенных выше положений, порядка ликвидации имуществ граждан Союза в Финляндии Финляндское Правительство примет незамедлительные меры к временной приостановке всякой ликвидации указанных имуществ.

В ожидании скорого ответа по настоящему делу, которому мое Правительство придает серьезное значение, прошу Вас, господин Поверенный в Делах, принять уверения в совершенном моем уважении.

Аралов

Начат, по арх,

111. Меморандум советской делегации, врученный французской делегации на советско-французской конференции в Париже *

29 марта 1926 г, **

В тезисах об урегулировании претензий по довоенным долгам, представленных Председателем советской делегации Председателю французской делегации***, наряду с другими проводится та мысль, что общая сумма претензий, которые могут быть предъявлены Правительству СССР, неизбежно должна быть сокращена как вследствие уменьшения территории СССР, так и вследствие всей совокупности событий, имевших место с начала мировой войны и создавших совершенно повое положение. Настоящий меморандум дает лишь краткое изложение наиболее важных фактов, цифр и аргументов, г неопровержимостью доказывающих справедливость требования о сокращении претензий.

Последствия мировой войны для СССР

Во время мировой войны Россия, выступавшая союзницей Франции, Англии и Италии, мобилизовала армию в размере | •!>Н тыс. трудоспособных мужчин, из которых в действую-

* Меморандум был озаглавлен: «О сокращении претензий, вытекаю-• ni тиоенных долгов правительства бывшей Российской империи». ** /Uta вручения. *** f м док. Mb Ï07.


щей армии па 1 сентября 1917 г. насчитывалось 7060 700 человек. Потери России в мировой войне равнялись: убитыми, изувеченными и пленными — 4 467 800, из которых 2'/а млн. только убитыми. Потери ранеными и больными составляли 4 269 500 человек, или 26,7% всего числа мобилизованных за время войны, Такое огромное напряжение привело к отвлечению от производства огромной части работоспособного населения. В то же время война сопровождалась колоссальным сокращением поголовья рабочего скота. В результате мобилизации у населения было забрано около 4 млн. лошадей из общего числа в 20 млн. Огромное количество рогатого скота пошло иа снабжение армии, в результате чего сельское хозяйство, в котором создается основная пасть национального дохода, было в корив подорвано. Воина обошлась государству с точки зрения непосредственных поенных затрат в 50,2 млрд. руб. Она повлекла за собой сокращение посевной площади на 20%, подорвала животноводство, вызвала ухудшение обработки земли, резкое падение урожайности с 1 десятины обрабатываемой площади и уничтожение всех свободных запасов зерна. Последнее обстоятельство предопределило беспомощность сельского населения перед лицом страшного голода 1922 г. Сельское население, всегда располагавшее определенными резервами зерна на случай неурожая, оказалось перед лицом этого стихийного несчастья без всяких ресурсов.

Уже на втором году войны стало сказываться истощение продовольственных ресурсов страны, особенно в городах. Продукты питания резко вздорожали, у лавок появились громадные очереди, каждый фуит хлеба доставался с большим трудом. Начались продоиольстпеиные волнения, голодный бунт в Петрограде и феврале 1917 г. был непосредственней прелюдией Февральской революции.

Огромный рост железнодорожных перевозок, вызнанный войной, нехватка металла, сокращение рабочей силы, отвлеченной иа фронт, вызвали страшное расстройство транспорта, изиос его основного капитала, резкое увеличение числа больных паровозов и вагонов, в результате чего наш транспорт к концу мировой войны потерял половину своей мощности.

Массовая мобилизация рабочих в голы войны повлекла за собой истребление лучшей части наиболее квалифицированных рабочих страны и нехватку рабочей силы в промышленности. В то же время износ основного кашггала, недостаток сырья, отвлекавшегося на нужды военной промышленности, резкое сокращение железнодорожных перевозок, обслуживавших промышленность, в корне расшатали нашу индустрию к моменту окончания войны, что привело к значительному сокращению нашего производства в 1917 г.

Огромное финансовое напряжение, вызванное войной, привело к крушению русского бюджета, а огромные эмиссии бу-

18/:


мажных денег привели к краху всей денежной системы. В 1917 г. дефицит по русскому бюджету составлял 81,7% от действительных расходов. Золотой запас Государствеииого банка с начала войны до момента Октябрьской революции упал с 1603,6 млн. руб. до 958,6 мли. руб., или сократился более чем на 40%, причем России не было возвращено на 640 млн, руб, золота, отправленного на подкрепление английского казначейства. Катастрофическое падение курса русской валюты выразилось в том, что русский рубль котировался иа 18 октября 1917 г. в Лондоне в 27,79°/о, в Париже — 28,5%, в Стокгольме— 18,2% от его золотого паритета, а его покупательная способность внутри страны уменьшилась в 5 раз.

Катастрофическое расстройство всего российского хозяйства, финансов и валюты привело к расстройству кредита страны и к резкому падению всех фондов государства, стоимость которых упала от 50 до 70% от номинала.

Военные действия привели к опустошениям иа огромной территории Российской империи и в корне расшатали все хозяйство районов, по которым проходили фронты.

В результате всех этих факторов, вызванных войной, национальный доход России к концу мировой войны резко сократился, население жило в условиях голодного режима, и систематическое недоедание привело к распространению массовых эпидемических заболеваний во всем тылу. Подсчет всех потерь, понесенных Россией в течение мировой войны, с неопровержимой ясностью показывает, что его сравнению со своими союзниками Россия принесла в этой войне жертвы, превышающие ее силы, и что и Февральская и Октябрьская революции были лишь политическим выражением того факта, что страна дошла до крайнего предела истощения всех своих ресурсов.

Последствия гражданской войны и интервенции

Гражданская война, в которой сложившаяся в ходе ре-•'»люции рабоче-крестьянская власть оборонялась против контрреволюционных восстаний имущих классов, не была ••шшь внутренним делом Советской России. В самом начале.'шгрреволюция была поддержана интервенцией и блокадой шпгтранных держав, в том числе и Францией, что необычайно • и.чило в материальном н моральном отношении армию мя- \ пинков значительно удлинило весь период гражданской импы и придало ей крайне опустошительный характер. Из эпи-••• - • мни Иандейского восстания контрреволюционный мятеж > l'Mitini олагодаря поддержке иностранных держав, принял 1'"1-%ц про нпжительиой гражданской войны, длившейся 3 года, •-ним иней i i ране неисчислимые страдания, повлекшей за собой


огромные жертвы людьми и колоссальные материальные потери. Вот почему ущерб, причиненный стране интервенцией и блокадой, неотделим от того ущерба, который был связан со всей гражданской войной в целом. Ответственность за этот ущерб ложится поэтому на те державы, которые участвовали в блокаде н интервенции. О размерах участия этих держав в поддержке контрреволюционного мятежа свидетельствуют не только та территория, иа которую непосредственно распространялась интервенция, не только размеры того непосредственного ущерба, который был причинен армиями интервентов национальному достоянию страны и имуществу частных граждан, но и та сумма, которая была израсходована участниками интервенции. По приблизительному подсчету, расходы иа воину одной лишь Англии составили примерно 100 млн. ф. ст. Между тем Англия прекратила свое участие в интервенции раньше Франции, которая еще продолжала поддерживать армию геи. Врангеля. Документами установлено также, что союзники использовали для борьбы с Советской Россией находившееся иа их территории военное имущество России, предназначавшееся для русской армни на австро-германском фронте.

Продолжавшаяся почти 3 года гражданская война, интервенция и блокада стоили стране I 203 000 убитых, умерших от рай и эпидемий и оставили 771000 инвалидов, содержанке которых теперь падает на Советское Правительство. На одном только Юге гражданская война и интервенция охватили территорию в 700—800 тыс. кв, км с населением в 35 млн. человек. Кроме этого, как известно, гражданская война охватила всю Сибирь, Урал, Поволжье, Кавказ, часть Туркестана, Северный район, территорию близ Петрограда и т. д. О размерах потерь, причиненных интервенцией и гражданской войной одному только транспорту, можно судить по тому, что поддерживаемые союзниками контрреволюционные генералы владели следующей протяженностью железнодорожной сети: Деникин—21909 верст, нли 34% всей сети, Колчак—18% сети, Дутов— 10,6%, чехословаки — 2398 верст и т. д. Перечислеине разрушений, произведенных на железных дорогах, составляет в документах Советского Правительства огромное исследование, из которого видно, что значительная часть всего железнодорожного имущества в районах, захваченных контрреволюцией, подверглась или полному, или частичному уничтожению. Столь же большие потери понесла страна в области своего речного и морского торгового флота. После гражданской войны и интервенции пригодные к эксплуатации речные паровые суда составляли лишь 53% от довоенного количества, а иепаровые суда — 52% по своей грузоподъемности. Что касается морского торгового флота, то его потери были еще более значительны н достигали 80% довоенного тоннажа.


Гражданская война и интервенция повлекли за собой не только огромное сокращение национального достояния, которое исчисляется специалистами-статистиками в размере более 'А довоенного достояиня России, равнявшегося 150 млрд. зол. руб. Подробный перечень причиненных стране гражданской войной, интервенцией и блокадой потерь будет составлять предмет особого счета, который будет представлен державам, принимавшим участие в интервенции и блокаде. В данном же меморандуме наша задача состоит в том, чтобы показать, каким образом и почему, отнюдь ие по вине Советского Правительства, была резко уменьшена экономическая мощь СССР, которая восстанавливалась потом исключительно усилиями его народов ие только без поддержкн со стороны держав, причинивших стране такой ущерб, но при противодействии, при отказе в признании СССР, что препятствовало Союзу, в особенности ввиду полного отказа в кредитах, развертывать внешнюю торговлю.

Гражданская война» интервенция, блокада, оторвавшие от Советской России такие жизненно важные, необходимые районы производства, как Донецкий бассейн и Урал, нефтяные районы, хлебные районы — Украину, Поволжье и Сибирь, вызвали колоссальное сокращение всего производства страны. Из трех основных промышленных центров страны гражданская война н интервенция охватили два, т, е, Урал и Юг, где сосредоточена почти вся металлургия, почти вся угольная промышленность страны. Таким образом, большая часть промышленности страны подверглась всем опустошениям ожесточенной войны. В результате доход сельского хозяйства сократился к 1921 г, наполовину, промышленное производство упало более чем в 5 раз, а ежегодный доход иа душу населения, равнявшийся до войны 101 р, 35 к,, сократился к концу гражданской войны до '/з по сравнению с довоенным уровнем. После окончания гражданской войны н интервенции хозяйственная жизнь страны начала постепенно восстанавливаться, •! если уже к концу текущего года или к началу следующего •та достигнет довоенного уровня, то это произойдет благодаря внутренним усилиям Советского Союза. Этот подъем ии в коем • 'лучае не может быть аргументом за принятие иа себя Советским Союзом обязательств свергнутого царского правительства, потому что он осуществлен не только без участия быв-ншх кредиторов Российской империи, ио при их систематиче-ком противодействии,

С одной стороны, необходимо иметь в внду, что почти пол-Н'«1 истощение национального богатства страны в результате тропой и гражданской войн, интервенции и т, д., огромный Minn основного капитала промышленности и транспорта, t mot сельскохозяйственного инвентаря, сокращение пого- itmt.it рабочего скота создают такое положение, при котором


теперешний уровень производства и его расширение в связи с ростом населения и ростом потребностей населения делают необходимым для СССР употребление всех свободных средств Страны на капитальные затраты. С другой стороны, создавшееся положение делает необходимым для государства употребление свободных ресурсов не на покрытие претензий по старым обязательствам, а на расходы но уплате процентов и погашений по новым восстановительным займам за границей, без которых дальнейшее восстановление страны может идти весьма замедленным темпом. К этим выводам приходят ие только все экономисты и политические деятели Советского Союза, но и беспристрастные исследователи нашего положения за границей. В числе этих исследований нельзя не упомянуть о работе известного американского проф. Моултона «Русские долги и восстановление России»*.

В названной книге автор путем обстоятельных цифровых расчетов с неопровержимой убедительностью доказал, что если СССР для восстановления народного хозяйства должен будет прибегнуть к внешним восстановительным займам в необходимом для страны размере, то уплата процентов и погашений по этим займам при теперешнем состоянии хозяйства СССР, размере его внешней торговли и валютных возможностях сделает для страны совершенно невозможным погашение старых долгов. Если же страна возьмет на себя уплату по старым обязательствам, она не в состоянии будет делать платежи по новым восстановительным займам. Этот вывод американского профессора объясняет, почему Советское Правительство в изъятие из закона об аннулировании внешних займов может Ставить вопрос лишь о частичном удовлетворении претензий по довоенным долгам и почему оно обусловливает свое согласие на такое урегулирование одновременным предоставлением ему долгосрочных кредитов.

К числу прочих мотивов, говорящих за абсолютную неизбежность серьезного сокращения претензий, относится и тот факт, что назначение заключавшихся царизмом займов совсем не соответствовало той мотивировке, которая пускалась в ход царским правительством при их подготовке. Во французской печати в качестве аргументов за признание Советским Союзом довоенных долгов часто фигурирует тот мотив, что полученные от этих займов суммы были вложены в народное хозяйство, главным ооразом в постройку железных дорог, и, следовательно, СССР владеет теперь соответствующими материальными ценностями. Между тем элементарное исследование этого вопроса показывает, что дело обстояло совершенно не

* Имеется в виду кн.: Leo Pasvolsky and Harolâ G. Moulton. Russian Debts and Russian Reconstruction, New York, London, ]924; русский перевод; Л. Пазвольский и Г. Моултон, Русский государственный долг и восстановление России, М,, 1925,


так. Достаточно указать на самый крупный заем Царского

правительства — на международный заем весны 1906 г., размещенный главным образом во Франции. Этот заем, как и два предыдущих, пошел целиком на покрытие расходов, связанных с преступной русско-японской войной, и на подавление революции 1905 г. Интересно будет здесь напомнить, что против этого займа протестовали не только все радикальные партии России, но даже умеренная Государственная дума" и представители кадетской партии, посылавшие за границу делегацию для предупреждения французского общественного мнения против поддержки царизма, В самой же Франции социалистическая партия во главе с Жоресом категорически протестовала против использования мелких сбережений французских держателей для поддержки кровавого царского режима и для подавления первой русской революции (см. «Юмаиите» от 7, \9 и 20 января 1906 г., от 5 марта, 9 и 15 апреля, И мая I90G г., статьи, в которых французские держатели предупреждались о том, что они потеряют свои сбережения, что они дают их un борьбу с революцией, статьи, основным лозунгом которых была фраза: «Пи одного гу русскому правительству» (статья М. Горького в «Юмаиите» от 9 апреля 1906 г,).

С другой стороны, необходимо помнить, что большая часть железнодорожных займов пошла на постройку и поддержание стратегических железных дорог на западной и юго-западной окраине России, причем эти дороги в настоящий момент в Полыней своей части перешли к окраинным государствам.

Наконец, необходимо принять во внимание и то, что вследствие отделения от старой России окраинных государств многие железные дороги, выходившие к портам или к границам иностранных государств, таких, как Австрия и Германия, потеряли свое былое экономическое значение даже в той их части, которая находится на теперешней территории СССР. К этому следует добавить значительный ущерб, причиненный железным дорогам в результате гражданской войны и интервенции.

Одним из важнейших аргументов в пользу сокращения претензий является точно так же и то обстоятельство, что бывшие союзники России вышли из войны с увеличением своей территории, тогда как бывшая Российская империя потеряла нррнторию в 924 520 кв. км, и, кроме того, она потеряла в ре чу.'пггате выделения из ее состава новых государств ряд по i-'î.'if.ko железных дорог, но и портов. Она оказалась почти полностью отрезанной от Балтийского моря и в этом отношении вернулась к тому положению, которое существовало при Мггре Великом, Это уменьшение территории с наиболее эко-нпмипоски развитыми районами уменьшило экономическую ыи\\(ь государства не па арифметическую сумму сокращения


территории, железных дорог и портов, а на значительно большую, поскольку страна в своих экономических сношениях с внешним миром зависит теперь от окраинных государств и вынуждена нести большие дополнительные транспортные расходы при перевозке товаров из страны и в страну.

Необходимо также упомянуть о том, что Советское Правительство, так много потерявшее в результате мировой войны, увеличило н количественно и в смысле реальности получения долю бывших союзников Российской империи, отказавшись от участия в своей доле репараций по Версальскому договору. Это обстоятельство тоже должно быть принято во внимание при определении размеров сокращения претензий к СССР, вытекающих из долгов Российской империи.

Опустошительная мировая война во всех странах, которые она прямо или косвенно потрясла пли разорила, привела к бесчисленному количеству банкротств; все ценные бумаги обесценивались, внутренние долги правительств или ликвидировались, или резко уменьшались вследствие падения курсов валют, долговые обязательства одних государств другим или сводились к минимуму путем обоюдного соглашения кредиторов и должников, или остаются до сих пор неурегулированными вследствие вполне обоснованного намерения должников или добиться полного аннулирования этих обязательств, или свести их к незначительной сумме. Так обстоит дело в странах, которые не пережили, кроме последствий войны, еще и последствий революции. Достаточно указать на то, что огромный внутренний долг Германии был ликвидирован вследствие краха немецкой марки, а довоенный внутренний долг Франции уменьшился в пять с половиной раз вследствие падения франка и в десять раз, если брать биржевую стоимость французской ренты.

Учитывая все эти обстоятельства, Французское Правительство было вынуждено при урегулировании долгового вопроса со своими должниками произвести значительное сокращение долговых обязательств по отношению к некоторым государствам, пользовавшимся кредитами во Франции, С этой точки зрения была бы бессмысленной надежда на то, что страна, пережившая все последствия не только тягчайшей мировой войны, ио и трехлетней гражданской войны, интервенции и блокады с участием в них своих стран-кредиторов, может и должна нести все обязательства свергнутого режима. Это означало бы, что при нсеобщих банкротствах, отказе от выполнения старых обязательств со стороны всех буржуазных стран территория СССР оказалась каким-то несгораемым сейфом для всех обязательств царского режима и что именно пролетарская революция, интервенция и блокада спасли эти обязательства от обесценения. Поскольку является абсурдной эта мысль, постольку, наоборот, является вполне реалистиче-


ским и вполне деловым предложение советской делегации иа [советско-] французской конференции о том, чтобы при учете претензий, вытекающих из довоенных долгов и могущих быть предъявленными СССР, все эти претензии были сокращены в несравненно большей степени, чем это было сделано по отношению к государствам, которые урегулировали свои долги Франции иа основе их сокращения.

Только при таких условиях и только при предоставлении СССР долгосрочных кредитов французские держатели могут надеяться на то, что Советское Правительство обяжется удовлетворить некоторую часть тех претензий, которые вытекают из довоенных долгов Российской империи.

Пенят, по арх.

1 12. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Польше с Председателем Совета Министров и Министром Иностранных Дел Польши Скшнньским*

29 марта 3926 г.**

Скшиньскйй меня принял у себя на дому в интимной обета-повке своего кабинета, в полутемноте, при свете огня в камине. Этот прием должен был знаменовать те дружеские чувства, которые должны были соответствовать разговору.

С самого начала Скшиньскйй заявил, что попросил меня прийти к нему, чтобы сообщить мне положение вещей с переговорами с Румынией, Если Румыния даст положительный ответ, то Скшиньскйй подпишет соглашение с Румынией26. Это соглашение будет целиком в духе Локарнских соглашений ***. Таким образом, это не будет прежний оборонительный договор, т. е, это будет, конечно, оборонительный договор, но целиком вытекающий и основывающийся иа Локарнских соглашениях. Бессарабия в этом договоре не будет затронута совершенно. Будет сказано о гарантии границ, но о самих границах будет сказано неопределенно, просто сказано: границы. Что касается нашего спора с Румынией по поводу Бессарабии, то для Скшиньского, согласно договору, этот спор будет спором юридическим. Это будет юридический вопрос между нами и Румынией. Поскольку этот договор целиком входит в рид договоров, заключаемых внутри Лиги наций, то самый спор о границах Румынии, т. е, вопрос о Бессарабии, является вопросом, в котором так или иначе замешаны державы,

* Печатается с сокращением. ** Беседа состоялась 26 марта 1926 г.

*** См, сборн «Локарнская конференция 1925 г. Документы», М-, 1959, стр. 482—498.


являющиеся гарантами границ*: Япония, Италия, Франция, Англия. Таким образом, для Скшиньского, поскольку он подписывает соглашение, это является вопросом юридического характера. Это соглашение построено на строгом основании статей 10 и 16 положения о Лиге наций :!!*.

Затем Скшиньский непосредственно заговорил о наших переговорах вообще. Он сказал, что для пего является более чем желательным немедленное продолжение переговоров, начавшихся перед его отъездом в Женеву, Он, Скшиньский, пользуется сейчас случаем, чтобы опровергнуть некоторое утверждение, столь распространенное у нас, У нас почему-то убеждены, что Скшиньский так или иначе вел переговоры с Англией в целях создания блока против mie. Это является совершенно неверным. Во время с моего пребывания в Англии и в других местах Скшиньский не видел ничего такого, что можно было бы вообще назвать стремлением со стороны англичан создать блок против пас ***. Но, так или иначе, он сам никаких разговоров с Англией, направленных против нас, не вел, и ои пользуется сейчас возможностью заявить это вполне определенно и ясно. Его стремление продолжать с нами переговоры, которые привели бы к желательному концу, остается таким же искренним, как оно и было раньше. Он вполне искренне стремится к счастливому завершению переговоров и сейчас это заявляет. Он намерен в скором времени отдать визит, который ему Георгий Васильевич [Чичерин] сделал в Варшаве ****, и отправиться в Москву. Ои хотел бы вернуть визит в самом непродолжительном времени. Для того чтобы можно было говорить в Москве, он хотел бы сильнейшим образом подвинуть переговоры н сделать что-нибудь к его приезду в Москву. Вот был вопрос о торговом договоре. Пожалуй, торговый договор сейчас уже кончить не успеем, по во всяком случае нужно двинуть экономическую или политическую сторону переговоров. Что сделано до сих пор, несмотря на затянувшиеся переговоры? Утверждена консульская конвенция, и больше ннчего. Тут он спросил меня, совершен ли обмен ратификационными грамотами по консульской конвенции, Так как я как раз накануне получил из Москвы текст грамоты, я отвечал, что все время жду, когда Скшиньский выразит свое желание об обмене. Он ответил, что он желал бы произвести обмен немедленно и распорядится в указанном смысле. Кроме того, сказал ои, вы назначили к нам своего военного атташе, я Вас прошу сообщить г, Чичерину, что наше правительство согласно на приезд назначенного вами атташе.

* См, т. II, прим, 21 ** См. т. VIII, прим. 28. *** См. т. VU!, прим. 3, 174. **** См. т. VIII, док. № 314, 323.


Я отвечал Скшиньскому, что хотел бы задать несколько вопросов или во всяком случае один вопрос по поводу того, что он мне сообщил. Мне хотелось бы отметить, что во время всего своего изложения г, председатель совета министров не упомянул о прибалтийском вопросе. Вот, сказал я, я слышал сообщение относительно положения вещей с Румынией, но тот второй вопрос, который возникал в Москпе в течение всех переговоров, остался совершенно незатронутым в изложении. По вопросу о Румынии я передам заявление моему правительству. Я считаю его совершенно неуспокоительным, так как, каков бы ни был оборонительный союз, он все-таки оборонительный союз и так как перенесение центра тяжести вопроса в Лигу наций для нас, не являющихся партизанами* Лиги наций, ие может показаться сколько-нибудь удобным. Однако это мое личное мнение, и поскольку г. председателю совета министров угодно было заявить мне, что ои подписывает такой договор, постольку, ие обсуждая этого вопроса, я хотел бы услышать, каково мнение по вопросу о Прибалтике и как может быть поставлен этот поп рос в будущих переговорах,

Скшиньсиий еще раз подчеркнул, что и вопросе о Румынии вопрос о Бессарабии не затрагивается, хотя по договору обе стороны обязаны выступить в случае нападения иа одну из них. Однако самый спор Румынии с нами по поводу Бессарабии есть спор юридического характера, так как конкретно в договоре не будет сказано ничего о Бессарабии и не будут указаны конкретно самые границы Румынии.

Переходя к вопросу о прибалтийских государствах, Скшипь-ский заявил, что этот»опрос он считает совершенно возможным урегулировать, т. е, найти среднюю линию и добиться компромиссного решения в интересах обеих стран. Польское правительство не настаивает иа совместных разговорах с Прибалтикой, но поскольку мы сойдемся говорить, постольку вопрос о Прибалтике ставится сам собою, и поэтому обе стороны могли бы сделать некоторые заявления, относящиеся к вопросу о гарантии границ Прибалтики. Я ответил, что такая постановка вопроса есть в сущности прежняя постановка нопроса и совершенно не является для нас приемлемой, s ашзиньский ответил, что он полагает возможным иайти какой-либо компромисс и сговориться. Это дело того, чтобы искать п искать, и когда хотят иайти, то найдут. Вы ведете разговор с нами, мы ведем с вами. В это же самое время вы разговариваете с Прибалтикой и мы разговариваем с Прибалтикой, Почему в таком случае не кончить все вместе или ие сделать каких-либо заявлений, касающихся вопроса в целом. Я отве- •Mf.ii, что мне не совсем ясно, что подразумевает г. Скшиньский ш!Д словами «балтийские государства». Всех государств трн.

3;U't'i. — сторонниками.

IÔ1


Мы ведем или можем вести переговоры со всеми тремя государствами, в то время как Польша разговаривает только с двумя из них, а с третьим совсем не разговаривает. У нас свои разговоры с Прибалтикой, причем в каждой стране мы имеем особые интересы и, если нам угодно, особым образом в каждой стране их трактуем. Поэтому являются совершенно невозможными какие-нибудь заявления или какое-нибудь ведение разговора совместно. Скшииьский спросил меня, какую страну я подразумеваю под третьей страной. Я ответил, что говорю о Литве, с представителями которой Скшииьский и видеться ие может, иа что Скшиньскнй, смеясь, возразил, что ои видел их в Локарио и с ними разговаривал. Я ответил шутя, что эти встречи, хотя и столь желанные, столь редки, что ими ие смогут удовлетвориться никакие пылкие любовники. Мы оба смеялись, и я прибавил серьезно еще раз, что в силу этого мы ни на какие совместные разговоры, ни на заявления не пойдем. Тогда Скшииьский опять заявил, что он надеется все же, что найти какое-либо решение возможно. Нужно искать и искать, еще раз прибавил ои. Я сказал, что мы давно иашлн это решение. Оно состоит в том, чтобы две такие великие державы, как Польша и мы, говорили бы только о своих делах, поскольку мы хотим заключить пакт о нейтралитете или о ненападении. Поэтому мы иашлн решение говорить только о себе, а не о Прибалтике, и это решение считаем единственным выходом из положеиня, Скшииьский еще раз ответил, что необходимо искать какого-либо выхода и что необходимо не только искать, но и иайти. На этом мы расстались.

В дверях мы заговорили относительно нашего нового военного атташе в смысле его высокого положения. Я спросил, действительно ли будет назначен новый польский атташе ввиду высокого положения нашего атташе, как нам сообщали в МИДе. Скшииьский ответил, что да. Свидание иа этом закончилось. [,..]

Войков

Пвчат. по арх.

113, Телеграмма Полномочного Предсгавителя СССР в Германии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

30 марта 1926 г.

Сегодня состоялось заседание у Шуберта. Германская сторона согласна заменить заключительный протокол обменом нотами, принимает наши поправки * к первому и четвертому пунктам своего проекта протокола**, был составлен и вручен

* См. док. J4 87, 109. ** См стр 137.

19 >


нам предварительный проект обеих нот. 3-я статья основного договора согласно нашему желанию формулируется так, что заключающееся в ией обязательство относится также к случаю войны между договаривающимися сторонами и третьей державой. Не принимают немецкие представители только нашей главной поправки, не соглашаются выбросить слова «без провокации», ио по существу они не возражали бы против исключения утих слов и настаивают иа их сохранении только из тактических соображений. Дело в том, что в итало-сербском договоре о нейтралитете от (?) декабря 1924 г. "• имеется дословно такая же формулировка, которую они предложили нам. Если Антанта будет нападать на немцев за заключение договора с нами, они просто сошлются иа установленный уже Муссолини прецедент. Если же в нашем договоре будет отсутствовать ссылка на провокацию, то Антанта будет изображать •*ту не имеющую смысла редакционную поправку как существенное, принципиальное отличие. Поэтому германская сторона просит не настаивать иа пашен поправке и предлагает несколько изменить формулировку гак, чтобы вместо слов «оие провокацией» ** стояло одно слово «унпровоцирт» ***. Это, конечно, не изменяет смысла, но не так бросается в глаза.

Крестинский

Псчаг но арх.

Текст упоминаемого проекта обмени потам», врученного Н. И. Кре-стипскому статс-секретарем министерства иностранных дел Германии Шубертом 30 марта 1926 г,:

«Проект германской ноты

Господин...

Основываясь на переговорах о заключении договора, сегодняшнего числа подписанного между Германским Правительством и Правительством Союза ССР, я имею честь от имени Германского Правительства установить нижеследующее.

I, Оба Правительства в согласии между собой исходили при переговорах о заключении договора и при его подписании из тою мнения, что установленный имя в ст. 1, абзац 2, договора принцип согласования всех касающихся совместно обеих стран вопросов политического и экономического характера существенным образом будет способствовать сохранению всеобщего мира. Во всяком случае, оба Правительства будут в своих переговорах руководствоваться точкой зрения необходимости сохранения всеобщего мира.

2 В этом духе оба Правительства обсуждали также принципиальные иопроеы, связанные со вступлением Германии в Лигу цаиий Германское! IpaiiHTc/ibCTBo убеждено, что принадлежность Германии к,'1нгс нгшкн

* Вероятно, имеется в виду итало-югославский договор о др^кбс и сердечном сотрудничестве, заключенный в Риме 27 япварл 1924 г., ст. 2 которого содержала обязательство взаимного нейтралитета, ** — без провокации (нем.). х** —неспровоцированно (нем.).

18 Докум, Blici'iii, полит. 193


не может быть препятствием к дружественному развитию германо-советских отношении. Лиг;! наций призвана, согласно своей основной идее, регулировать мирным и справедливым образом международные противоречия. Германское Правительство решило по мере сил содействовать осуществлению этой идеи. Если бы, вопреки этому, чего Германское Правительство не допускает, в среде Лиги наций во.чпнкли когда-либо стремления, которые в противоречии с этой основной идеей мира были бы односторонне направлены против СССР, Германское Правительство будет со всей энергией противодействовать таким стремлениям.

3. Германское Правительство исходит из того, что этому основному направлению германской политики в отношении Союза ССР также не может нанести ущерба лояльное соблюдение обязательств, вытекающих для Германии после вступления ее в Лигу наций из статей 16 и 17 Статута Лиги наций о применении санкций, Согласно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: