Речь члена советской делегации А. А. Лаигового на третьем заседании VI сессии Подготовительной комиссии конференции по разоружению

17 апреля 1929 г.

Господин Председатель.

1. В своей вчерашней речи ** Председатель советской делегации имел случай дать общую характеристику проекта советской делегации о сокращении вооружений***. Это позволяет мне сократить до известной степени свои вступительные замечания. Я лишь вкратце упомяну о том неоспоримом преимуществе, которое советский проект имеет перед проектом 1927 г.32 Преимущество это состоит в том, что он представляет собой конкретное предложение и вместо механического перечня того, чем должна будет заниматься конференция по разоружению, дает совершенно ясные предложения как методов, так и цифровых коэффициентов сокращения вооружений.

2. Облекая плотью и кровью то, что в проекте 1927 г. представляет собой лишь схему, советская делегация ие обманы-

* См. т. X, док. Хэ 243. ** См. док, Хо НО. е** См. т. XI. док. Л* 98.


вается насчет того, что указанные ею конкретные цифры в процессе прений ня будут оспариваться и нам не будет предложено их заменить другими. Я считаю особенно необходимым подчеркнуть тот факт, что упомянутые в проекте цифры не имеют абсолютного значения и являются лишь выражением стремления советской делегации к тому, чтобы сокращение вооружений привело к существенному изменению нынешнего положения, т. е. к ощутимому уменьшению бремени милитаризма и угрозы войны.

3. В основу проекта положены нижеследующие принципы:

Советская делегация, предложив проект сокращения вооружений после того, как ее проект полного уничтожения вооруженных сил* был отвергнут, не видит никаких причин, вынуждающих говорить об ограничении тогда, когда невозможность или непреодолимая техническая сложность сокращения вооружений не доказана. По этим причинам советский проект от начала и до конца проникнут основным стремлением — сократить вооружения, а не легализировать их ограничением, тем более что констатировано стремление некоторых держав обеспечить себе рост вооружений путем установления чрезвычайно высокого ограничительного предела. Сокращать, а не ограничивать — вот основной принцип советского проекта.

4. Это сокращение советский проект проводит путем пропорционального уменьшения всех видов вооруженных сил каждого из государств. При этом мы допускаем относительно меньшее сокращение вооружений малых стран как не имеющих агрессивного характера и не представляющих значительной опасности для дела мира. Таким образом, сокращение в советском проекте касается быстро растущих вооружении в больших странах, наиболее проникнутых идеями милитаризма.

5. Многие из присутствующих здесь военных специалистов согласятси с нами, вероятно, в том, что все предметы вооружения, находящиеся на территории какого-нибудь государства, если они лишены элемента подвижности или могут быть передвинуты только после длительного промежутка времени, являются чисто оборонительными и что ряд видов и предметов вооружения, например военные суда с ограниченным радиусом действия, имеют преимущественно оборонительный характер. С другой стороны, некоторые виды вооружений, например дальнобойная артиллерия и авиация, главное предназначение которых — действовать против объектов, находящихся на неприятельской территории и т. п., несомненно, имеют по существу агрессивный характер. Признавая, что нет возможности

* См. т. XI, док. Ks 45.

ïT9


установить ясную грань в терминологии между оборонительными и наступательными вооружениями, я скажу, во-первых, что к оборонительным вооружениям могут быть отнесены приспособления противохимической обороны или средства индивидуальной химической защиты, что агрессивными средствами военной техники на данное время могут быть признаны те достижения военной техники, которые недоступны неиндустриальным странам с невысоким уровнем производства, а потому доступны исключительно армиям империалистических держав. Стремление уничтожить преимущественно наступательные вооружения, оставляя по необходимости преимущественно оборонительные,— таков третий принцип советского проекта.

6. Нам здесь ие раз приходилось слышать голоса о том, что то или иное мероприятие по сокращению вооружений затруднит ведение войны, а потому оно неприемлемо. Со всей возможной категоричностью я должен заявить, что всякое мероприятие, способное хотя бы в самой малой степени разрядить все более и более напряженную атмосферу послевоенных лет и хоть сколько-нибудь задержать начало новой чудовищной бойнн, мы будем приветствовать как громадное достижение, как реальную победу общественного мнения широчайших народных масс. Поэтому мы заранее отводим всякие упреки в том, что мы не считаемся с интересами войны. Советская делегация пользуется этим случаем, чтобы заявить, что она стоит за организацию мира н противится всяким мерам, принимаемым к облегчению зойиы.

Позвольте перейти теперь к постатейному разбору н объяснению советского проекта.

7. Основными идеями первого раздела I главы советского проекта являются, во-первых, система прогрессивно-пропорционального сокращения вооружений с разделением для этого всех государств на три группы (ст. 1 и 2) и, во-вторых, предложение о сокращении обученных резервов.

Мы придаем весьма важное значение предложению советского проекта о сокращении обученных резервов как путем уменьшения в каждом возрасте общего числа военнообучен-иых н офицеров, получивших подготовку в войсковом н во вневойсковом порядке (при помощи снятия с учета части резервистов и офицеров запаса и сокращения военных материалов, необходимых для снаряжения этих резервов), так н путем ликвидации военно-общественных образований, проводящих военное обучение населения,

Поскольку указанные организации требуют дополнительных мобилизационных мероприятий для приведения их в боевое положение, советский проект не рассматривает их как вооруженные силы, находящиеся на действительной военной службе, но тем не менее предлагает их расформирование,


поскольку они являются дополнительным, но весьма существенным средством подготовки массовых запасов людей, необходимых для колоссальных армий военного времени.

Ст. 3 и 4 советского проекта перечисляют элементы, подлежащие сокращению в соответствии с коэффициентами ст. 2. Здесь я должен отметить, что советский проект, стремясь к получению максимального полезного для дела мнра эффекта при применении настоящей конвенции, считает необходимым распространить ее действие на все основные элементы существующих вооружений, сокращая как общую численность сухопутных вооруженных сил, так н отдельные их виды (регулярные войска, милиция, организованные резервы и т. д.), войска в метрополии и в колониях, число организованных единиц и соединений, число офицеров, унтер-офицеров и прочих чинов

и т. д.

8. Перехожу к вопросу о военных материалах. Центральным пунктом здесь, конечно, является предложение советского проекта о сохранении в качестве части вооружений существующих по табелям настоящего времени типов военных материалов (ст. 6). Этим кладется предел наблюдающейся в настоящее время лихорадке перевооружений и позорной для человечества.погоне за новыми военными изобретениями, весь практический смысл которых заключается в рекордном по сравнению с прошлым производстве орудий истребления.

Та же ст. 6 предлагает полное уничтожение танков и сверхдальней артиллерии большой мощности, как служащих преимущественно для агрессивных целей. Считаю нужным пояснить, что это предложение относится к сверхдальней артиллерии большой мощности, калибра 204 мм и менее.

Советское предложение о прямом (не путем ограничения соответствующих расходов) сокращении военных материалов как находящихся в войсках, так н имеющихся на складах и вообще-иа территории данного государства вносит конкретный метод определения предельной нормы военных материалов, чего нет ни в каком другом проекте сокращения вооружений.

Позвольте перейти теперь к главе II советского проекта, трактующей о сокращении морских вооружений.

9. Мы считаем, что иаш проект в морской его части идет гораздо более решительно и прямо к сокращению вооружений, нежели известные до сих пор другие предложения этого рода.

Мы предлагаем вовсе уничтожить наиболее агрессивный вид кораблей — авианосцы; мы лишь терпим до известного срока громадные линейные корабли, предлагая постепенную замену их судами в 10 тыс. т. Мы избрали именно 10 тыс. т в качестве предельной нормы для кораблей будущего, потому что, будучи установлена Версальским договором для Германии,


она, очевидно, признана державами-победительницами в качестве нормы, которая, сохраняя для государства возможность создания достаточной обороны с моря, вместе с тем ставит известный предел агрессивности морских средств борьбы. Одновременно эта норма водоизмещения, связанная с дальнейшими предлагаемыми нами пределами для других элементов вооружений, дает некоторую гибкость для избрания державами в соответствии с их нуждами того или иного типа кораблей. Действительно, чисто морские державы уже сумели вложить в водоизмещение, близкое к этой цифре, элементы океанского крейсера. Государства же, более заинтересованные в охране своих собственных берегов, могут, ограничивая район плавания этих судов и их скорость, увеличить мощность их артиллерии и защиту.

Предлагаемый нами метод ограничения водоизмещения каждого судна (прим. к ст. 161 ставит решительный предел таким возможностям скрытого обхода предельной нормы в 10 тыс. г. который наблюдается сейчас при применении вашингтонского метода «стандартного водоизмещения», благодаря которому крейсера в 10 тыс. т на самом деле имеют в полном грузе 14 тыс. т и более. Наш метод исчисления кладет более решительный предел возможности развития десятитысяче-тонного корабля в агрессивный вид морских вооруженных сил.

Мы идем во многих наших предложениях по ограничению боевых элементов судов будущего дальше известных нам проектов других держав. Ограничивая калибр артиллерии, отказываясь от аэропланов на военных судах, удлиняя сроки службы судов, мы преследуем цели ослабления разрушительного действия морских боевых средств и сокращения расходов на морскую силу.

Предлагая немедленное уничтожение авианосцев, постепенную замену ныне существующих громадных линейных кораблей судами в 10 тыс. т, мы предполагаем ограничить предельный срок этой замены 1942 г.— годом, предусмотренным для некоторых держав заменяющими таблицами Вашингтонского договора.

Мы не считаем возможным предложить отказаться от подводных лодок впредь до полного и всеобщего разоружения всех флотов, признавая этот вид судов за оружие наименее мошных флотов, хотя мы и предполагаем ввести ограничения. придающие этому виду оружия в большей мере оборонительное, чем агрессивнее значение.

О приемлемости ограничения подводных лодок в 600 т для двух морских держав говорит недавний проект англо-французского компромисса*. При этом, однако, численность этих ло-

* См. т. XI, прим. 158.


док им вовсе не ограничивалась, мы же наряду с ограничением водоизмещения каждой лодки предлагаем значительное сокращение размеров1 всего флота.

Мы не предлагаем ограничить калибр торпед, исходя из тех же соображений, но мы не возражали бы в случае соответственных требований со стороны других держав.

Если мы не упоминали о сокращении личного состава флота, то только потому, что считаем это сокращение вполне связанным с сокращением корабельного материального состава и таким образом как бы подразумеваемым.

Ст. 12 мы предлагаем сокращение флотов, исходя из наличного состава флота. Что касается зависимости размеров флота от стратегических, географических и других условий государства, то, исходя из опыта бесплодных попыток держав договориться о приемлемой для всех оценке этих условий, мы предлагаем не брать за исходные цифры всякого рода «престижные цифры», «морские законы», судостроительные предположения и т. д.

Ввиду возможности сомнений в толковании ст. 16 нашего проекта мы делаем следующее добавление:

«Государства, сокращающие флоты по цифрам общего глобального водоизмещения, имеют право замены кораблей новыми, не считаясь с классами н категориями, не выходя из пределов водоизмещения, предоставляемого этому государству».

Прн замене судов вследствие устарелости согласно нашей ст. 16 необходимо следовать следующему правилу.

Государства, сокращающие свои флоты по категориям, имеют право взамен выходящего из строя устаревшего большого судна построить несколько малых, размером не превосходящих предельное водоизмещение судна данной категории. Государства, сокращающие флот глобально, производят замену любыми судами в пределах, указанных в ст. 16. тонна за тонну.

Применяя оба метода сокращения (по категориям и глобально), мы исходны нз логики. Применение «категорий» к малым флотам фактически неосуществимо и слишком нарушает нх интересы. С другой стороны, в рамках больших правильно сложенных флотов «категории» удобны и естественны, не нарушая нх интересов. Некоторые незначительные выгоды, которые будут прн этом получаться более слабыми флотами по сравнению с теми, которые сокращаются по категориям, поведут при каждой замене кораблей новыми к еще большей нивелировке существующего неравенства.

Наш проект не указывает, в каких тоннах и по какому методу (вашингтонское «стандартное» или наше типовое) должны считаться приведенные в ст. 12 водоизмещения судов. Мы


полагаем возможным для существующих судов, предусмотренных в этой статье, считать водоизмещение по «вашингтонскому стандарту», не требуя применения к этой статье примечания, сделанного к нашей ст. 16. Это замечание трактует о судах, подлежащих постройке в будущем.

Перехожу к главе советского проекта о воздушных силах. 10. Общее и беспримерно быстрое развитие воздушных вооружений и повышение боевой мощи отдельных воздушных судов при непрерывно увеличивающемся радиусе их действия с полной очевидностью показывают, насколько опасным и разрушительным является этот вид вооруженной силы в случае возникновения войны и насколько глубоко он передвигает границы театра военных действий, грозя разрушением не только объектам чисто военного значения, но и центрам экономической и культурной жизни воюющих государств.

Стремясь предотвратить эту разрушительную деятельность и всемерно ослабить грозящие мирному населению опасности, советский проект кладет в основу своих предложений по сокращению воздушных вооружений отказ от наступательных воздушных сил, относя к последним в первую очередь бомбардировочную авиацию и дирижабли.

В соответствии с этим мы предлагаем разоружить все военные воздухоплавательные аппараты, которые легче воздуха, и ограничить мощность аэропланов таким пределом, который послужит самым действительным препятствием развитию аргессивных воздушных вооружений.

На этом основании мы вносим предложение об уничтожении авиационных бомб и других истребительных средств, предназначенных для сбрасывания с судов воздушного флота, с запрещением впредь их производства и содержания в запасе военных воздушных сил.

Советский проект предлагает также ограничить запасы самолетов и моторов с таким расчетом, чтобы эти запасы обеспечивали лишь планомерное питание воздушных сил в мирное время, а не могли служить средством незаконного увеличения численности воздушных сил. В соответствии с сокращением числа действующих самолетов мы предусматриваем сокращение личного состава военно-воздушных сил, численность которого с подразделением на основные категории (летный состав, специалисты и т. д.) должна быть определена особой конвенцией, равно как н разделение всех воздушных сил по месту их расположения (метрополия, заморские страны). Учитывая значение организованной авиационной промышленности в качестве основной базы для развития военно-воздушных сил, мы предлагаем ограничить производство военных самолетов и торговлю ими, что является существенной гарантией сохранения устанавливаемых конвенцией норм вооружения.


Наконец, нащи предложения предусматривают ограничения, касающиеся гражданского воздушного флота, в том смысле, что гражданские воздушные суда по своей конструкции и оборудованию должны отвечать исключительно потребностям мирного их применения.

Совокупность всех этих мероприятий в высокой степени облегчит бремя все более и более возрастающих расходов на содержание и развитие воздушных вооружений и явится большим достижением по пути создания условий, обеспечивающих мирное сожительство народов.

И. Глава IV советского проекта содержит в себе предложение о разорудоваиии промышленных предприятий, занятых выработкой приборов и веществ, специально предназначенных для ведения химической и бактериологической войны. Советская делегация, само собой разумеется, учитывает возможность быстрого превращения предприятий гражданской химической промышленности в предприятия, работающие для нужд войны, ио считает, что уничтожение военной химической промышленности, связанное с обязательством всех государств не применять и в военное время химического и бактериологического оружия, явится несомненным и весьма реальным достижением по сравнению с существующим положением. 44 статья советского проекта, предлагающая установить контроль на производствах отдельных отраслей химической промышленности (по определению Международной постоянной контрольной комиссии), дает необходимые гарантии против тайного производства средств химической войны.

12. Глава V нашего проекта, говорящая о сокращении военных бюджетов, не требует, по моему мнению, особенных пояснений. Основная ее идея —дополнительно обеспечить сокращение вооружений путем соответствующего сокращения военных бюджетов, что, несомненно, явится добавочным стимулом для проведения конвенции в жизнь, а с другой стороны, будет реальным выражением достижений конвенции в области облегчения налогового бремени.

Господа, я вполне созиаю, что приведенные мною короткие пояснения к советскому проекту конвенции не могут охватить всех тех вопросов, которые у вас возникнут при рассмотрении этого проекта.

Мне казалось желательным сократить вступительное слово, и я с удовольствием отвечу вам на всякий вопрос, который явится у вас по этому предмету.

Лечат, по кн. «Делегация СССР на VI сессии комиссии по разоружению». АГ, 1929.

Гол ГО— 41^ гги • >



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: