Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Японии в СССР. В ответ на ноту Посольства от 31 октября с

28 ноября 1931 2.

В ответ на ноту Посольства от 31 октября с. г. Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь уведомить Посольство, что, по его мнению, не имеется каких-либо оснований для обсуждения в дипломатическом порядке вопросов, относящихся к арендным договорам, заключаемым между Дальрыбой и японскими рыбопромышленниками.

При этом Народный Комиссариат имеет честь отметить, что он не может согласиться с тем, что действующие ныне арендные договоры, в течение четырех лет регулировавшие и регулирующие ныне взаимоотношения между Дальрыбой и японскими подданными, нарушали или нарушают рыболовную конвенцию*, а потому подлежат обязательному пересмотру.

Народный Комиссариат полагает, что если японские подданные желают внести в будущие свои арендные договоры с

* См. т. XI, док. №21.


Дальрыбон какие-либо изменения, основанные на практике рыболовства и выполнения договоров, ранее заключенных, то эти лица должны сделать соответствующие предложения вышеупомянутому органу Народного комиссариата снабжения СССР, которому Народный Комиссариат препровождает по принадлежности приложенный к ноте проект* и который^ несомненно, обсудит те из возбужденных таким образом вопросов, которые не идут дальше прав, предоставленных японским подданным конвенцией 1928 г.

Печат. по арх.

В упоминаемся ноте посольства Японии в СССР от 31 октября 1931 г. № 184, переданной ка русском языке, говорилось:

«В «Условиях аренды морских рыболовных участков на Дальнем Востоке» и «Условиях аренды краболовных участков на Дальнем Востоке» до сих пор сохраняются пункты, которые либо не соответствуют постановлениям рыбсювн-й конвенции, либо вызывают разногласия в толковании, либо требуют действительного исправления при практическом применении. Кроке того, в этих условиях имеются пункты, предусматривающие чересчур строгие меры пресечения за нарушения этих условий. Ввиду этого Японское Посольство в Москве имеет честь заранее сообщить Народному Комиссариату по Иностранным Делам конкретные пожелания об изменении, дополнении и исправлении арендных условий на предмет соответствующего урегулирования означенных условий в виде японских проектов для предстоящих переговоров».

358. Письмо члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Норвегии А. А. Бекзадяну

28 ноября 193} г.

Уважаемый товарищ,

1. Наши отношения с Норвегией, безусловно, ухудшились за последнее время. Именно поэтому я счел необходимым вызвать к себе Даниэльсена и сделать ему общее представление о политике норвежского правительства по отношению к СССР. Запить этой беседы посылается Вам этой почтой**. После этого у меня был приехавший из отпуска Урбн, который сказал мне, что он был встревожен тем обстоятельством, что я счел необходимым сделать Даииэльсену указанное представление ***. Я развил ему наши соображения о последних актах норвежского правительства по отношению к нам, в результате чего Урби сказал, что он об этом сообщит в Осло. Таким

* Не публикуется.

** См. док X«339.

*** См. док. ДЬ 354.


образом, на данной стадии с нашей стороны сделано все необходимое, чтобы обратить внимание норвежского правительства на создавшееся в наших отношениях положение. Поэтому Вам пока не нужно делать норвежскому правительству какие-либо общие представления. Однако если бы появился еще какой-либо новый факт ущемления нас со стороны норвежского правительства, то Вам следует пойти к Бродланду и сделать ему заявление в духе моей беседы с Даниэльсеном.

2. Вопрос о карантине по отношению к нашим судам в Норвегии * в настоящее время изучается у нас.

С товарищеским приветом

Б. Стомоняков

Печх?, по üpx,

359. Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Великобритании в СССР Овием

30 ноября 1931 г.

Овий был вызван мною для сообщения ему нашего решения относительно «Лена-Голдфнлдс»31, Я ему сказал, что передал Главконцесскому его сообщение о новой цифре претензий «Лены» **, которая хотя в Берлине и упоминалась, но вне официальных переговоров п7. Я выяснил, что если Овий письменно сообщит Главконцесскому это новое предложение «Лены», то Главконцесском охотно его примет как представителя общества и сообщит ему свои соображения.

Овий отметил, что такое обращение в Главконцесском не должно означать отказа его правительства от принципиальной позиции, изложенной в его ноте нам. Он лично считает возможным обратиться в Главконцесском, но должен запросить предварительно Лондон.

Зашла речь об экономических мероприятиях английского правительства, причем Овий высказывал пожелание об увеличении нашего импорта. Ему Озерский говорил, что гарантийные кредиты ограничены в сумме 6 млн. ф. ст., но он об этом раньше ни от кого не слыхал. Со своей стороны, я всячески доказывал ему возможность изменения соотношения разных элементов нашей торговли с Англией путем увеличения импорта и невыгодность способа сокращения нашего экспорта.

Литвинов

Печат. no apt.

* См. док. X? 347. *" См. док. № 337.


360. Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочным Представителям СССР за границей

Ц и р к у л я р н о 2 декабря 1931 г.

На предложение Лиги наций об объявлении годичного перемирия в вооружениях начиная с 1 ноября с. г. *" почти все правительства ответили согласием, но большинство из них сделало ссылки на доклад 3-й комиссии Лиги 249, в котором указывалось на высказанное в дебатах пожелание о выполнении намеченных программ вооружения. Некоторые правительства в своих ответах в прямой форме оговаривали свое право на выполнение существующих или намеченных бюджетами про1 грамм вооружения. Несмотря на эти оговорки, Лига наций объявила о вступлении в силу перемирия с молчаливого согласия всех правительств.

Лига наций отдает себе, конечно, отчет в фиктивном характере этого перемирия, поскольку и без него рост вооружений обычно определяется заранее намеченными программами и поскольку выполнение этих программ признано допустимым при перемирии. Лига нации добивалась морального эффекта и завуалирования фактического провала предложения о перемирии.

Советское правительство решило не выступать ни с какими возражениями, признав для себя перемирие обязательным в том объеме, в каком оно принято другими правительствами. Создавшаяся, однако, неопределенность принятых на себя правительствами обязательств может послужить почвой для всевозможных недоразумений и взаимных обвинений в нарушении перемирия. Нам. естественно, чрезвычайно необходимо будет иметь и получать своевременную информацию о том, в какой мере перемирие соблюдается другими государствами. Ввиду этого предлагаю Вам поручить ответственному сотруднику полпредства специально следить за сообщениями общей и специальной печати в области вооружений, за вотированием кредитов на военные нужды и обо всем ^том сообщать в НКИД. То же задание прошу полпредов передать и нашим военным атташе, где таковые имеются.

Литвинов

Лечат, по арх.

* См.стр_5«б.


361. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции Я. 3. Сурица Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. M. Литвинову

2 декабря 1931 г.

На Вашу телеграмму от 1 декабоя230. Когда я сего дин заехал к Рюштю, чтобы передать ему Ваш разговор с Патеком * и условиться с ним о зондаже, Рюштю. ке дав мне еще произнести ни одного слова, рассказал, что вчера его посетил румынский посланник и обратился с просьбой посоветовать, как продвинуть вопрос об установлении дипломатических отношений с СССР н где начать по этому поводу переговоры. Рюштю посоветовал ему адресоватьсн ко мне, обещал организовать нашу встречу, но попутно наговорил кучу вещей, которые навряд ли могли приохотить румына на дальнейший разговор. Он советовал, например, румынскому посланнику пожертвовать союзным договором с Польшей и т. д. Когда и изложил Ваше поручение, Рюштю воспламеннлен и предложил следующий тактический план: он вызовет румынского посланника и заявит ему, что, обдумав вчерашний разговор с ним и вспомнив, что Литвинов во времн своего визита в Анкару выражал готовность подписать пакт с Румынией, предложит посланнику от имени румынского правительства сделать мне официальное поедложение приступить к переговорам о пакте. Так как Рюштю собирался предложить посланнику, чтобы эти переговоры велись здесь в Дикаре со мной, я вынужден был ему сказать, что о месте переговоров оба правительства, естественно, договорнтсн впоследствии после обращения к нам румынского правительства. Полякам врнд ли улыбаютсн наши непосредственные и независимые от них переговоры в Бухаресте. Трудно поэтому допустить, чтобы демарш местного румынского посланника, по времени почти совпавший с Вашей беседой с Патеком. был сделан по совету полнков и в результате отклонении Вами их посредничества. Создаетсн поэтому впечатление, что демарш явнлен как будто самостоятельным щагом румынского правительства, вызванным, конечно, нашими переговорами с Польшей о пакте и возможно даже недоверием к Польше. Так нлн иначе этот демарш облегчает изменение и ускорение переговоров, если румыны серьезно склонны заключить с нами пакт. Я предпочел бы. признаться, непосредственно переговорить с румыном. Срочно сообщите Ваше мнение 2ЪК

Полпред

Лечат, по орх.

* См. док. Ms 338.


362. Телеграмма Представителя СССР в Чехословакии А. Я. Ар осе в а в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

3 декабря 193! г.

Сегоднн меня посетил болгарский посланник Вазов. Его правительство поручило ему под видом частного зондажа через меня узнать, в какой форме правительство СССР представляет себе установление торговых отношений с Болгарией, какие товары полагает ввозить, что закупать, каковы перспективы в отношении транзита- и возможно ли сначала заключить торговый договор и лишь вслед за тем —признание. Торговый договор означал бы открытие в Софии нашей торговой миссии. Полученные от нас сведения Вазов уполномочен немедленно передать в Софию252.

Полпред


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: