Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 14 шопя 1932 г.

Два дня я и Железняков провели за городом с Кабаяма *. Он считает, что необходимо, кроме стабилизации концессии, разрешить еще вопросы; о соцстрахе, о пошлинах и старой задолженности по ней, о долевом отчислении, о приведении в ясность всех расчетов с Дальрыбой, которые запутаны, и о возвращении залогов по участкам, потерянным по торгам. Я обрушился на него по поводу повышения пошлин на лес 12. Он говорил, что политически необходимо это сделать. Он конфиденциально спрашивал, возможно ли признать со стороны СССР независимость маньчжурского государства. Я ответил, что рано говорить, ибо Япония еще не признала. Я задал ему также вопрос, не думает ли он, что трудно признать независимость государства, территория которого занята войсками другого государства. Он ответил, что понимает меня. Я сказал, что вопрос о консулах разрешен и надо посмотреть, что будет дальше. Кабаяма сказал, что говорил с Араки, который заверил, что даны самые строгие инструкции подходить осторожно к нашим интересам. Он говорил, что все понимают, что при напряженном положении мы должны были принять меры, но надо рассеять взаимные подозрения. Я сказал, что их может рассеять пакт о ненападении. Он ответил, что правительство Сайто к нему относится иначе, чем Инукан, но трудности все же имеются. Из его намеков можно понять, что заключение пакта с нами обяжет заключить пакты с другими, а это невозможно. Кабаяма сказал, что занимается рыболовным вопросом, потому что считает важной дружбу с СССР для мира каждой из договаривающихся сторон. Вопрос о КВЖД, по его мнению, небольшой вопрос.

[Трояновский]

Печат. по арх.

* Председатель союза рыбопромышленников Японии, член Верхней палаты.


249. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Миссии Норвегии в СССР*

14 июня 1932 г.**

В ответ на ноту от 9 июня 1932 г. за № 564/32 по вопросу о радиостанции на участке, принадлежащем «Арктикуглю», Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь довести до сведения Норвежской Миссии следующее:

1) В ноте от 19 ноября 1931 г. Народный Комиссариат изложил свою точку зрения по вопросу о праве собственников земельных участков на о. Свальбард иметь радиостанции и непосредственно сноситься со всеми прочими станциями, расположенными вне Свальбарда. Это право основано на ст. 4 Парижского договора от 9 февраля 1920 г. *** По мнению Народного Комиссариата, частноправовое соглашение Англо-Русского «Груманта» с компанией «Стуре-Норске» от 20 октября 1920 г., на которое Миссия ссылается в своей йоте, равно как и односторонний акт норвежских властей, выразившийся во внесении в матрикул Англо-Русского общества «Грумант» ограничения права собственника земельного участка в отношении радиостанции, не может колебать международного публично-правового акта, каковым бесспорно является упомянутый Парижский договор. Поэтому Народный Комиссариат, к сожалению, не может изменить свою точку зрения по данному вопросу, изложенную в ноте от 19 ноября 1931 г.

2) Что же касается требований, изложенных в пи. 1, 2, 3, 4 н 7 ноты Норвежской Миссии от 28 сентября 1931 г., Народный Комиссариат считает долгом довести до сведения Мисснн, что соответствующие компетентные органы Союза отдали распоряжение о выполнении «Арктикуглем» упомянутых требований.

3) В заключение Народный Комиссариат ие может не выразить своего изумления, что по столь маловажному юридически спорному вопросу Норвежское Правительство сочло возможным обратиться к Правительству Союза ССР в ультимативной по существу форме, тем более что норвежским органам власти, контролирующим деятельность радиостанции, хорошо известно, что данная станция на территории «Арктик-угля» по своей маломощности не имеет возможности сноситься с материковыми станциями без посредства норвежской правительственной станции ****.

Печат. по врх.

* См. док. Л» 245. ** Нота вручена членом коллегии НКИД СССР Б. С. Стомоняковын посланнику Норвегии Урбн 20 июня 1931 г.; см. док. 257. *** См. т. II. прим. 68. **** См. также док. 2Nfe 447.


250. Соглашение [между Торговым Представительством СССР в Германии, Народным Комиссариатом Тяжелой Промышленности СССР и представителями германской промышленности о поставках товаров из Германии в СССР]

[15 июня 1932 г.]

Принимая во внимание, что Соглашение от 14 апреля 1931 г.* способствовало развитию торговых отношений между Германией и СССР и привело к расширению и упрощению делового оборота между промышленностью обеих стран, нижеподписавшиеся Стороны заключили 15 июня 1932 г. новое Генеральное соглашение о поставках на следующих условиях.

Торговое Представительство СССР в Германии и другие уполномоченные на то органы СССР выдают германским фирман в промежуток времени между 15 июня 1932 г. и 31 мая 1933 г. заказы на условиях настоящего Соглашения, поскольку с фирмами-поставщиками достигнута договоренность относительно технических условий, иен н сроков поставке.

На договорах по поставкам, заключенных инстанциями СССР, уполномоченными на выдачу промышленных заказов, немедленно и без изменения должна быть поставлена гГодпись Торгового Представительства СССР в Германии наряду с имеющимися подписями. Эткм актом подписи Торговое Представительство СССР в Германии принимает на себя совместную ответственность или в соответствующих случаях гарантию по этим договорам, согласно статье 9 германско-советского Зкономнческого соглашения от 12 октября 1925 г. ss и является ответственным за выполнение всех расчетов по всем догозорам по поставкам, Местом исполнения платежей (вручение векселей или чеков, платежа наличными) во зсех случаях является Берлин.

В отношении заказов, выдаваемых на основании настоящего Соглашения вплоть до 31 мая Î933 г., действуют при сохранении распорядка прежних товарных групп, какой имел место по Соглашению от 14 апреля

1931 г., следующие условия:

А. Условия кредита н платежа

а) В отношении заказов, которые в Соглашении от 14 апреля 1931 г. подпадали под группу § 4А, а):

20% авансозым векселем при заказе со сроком оборота 15 месяцев, считая с ультимо месяца заказа;

* См. т. XIV. док-№ 114. ** См. т. VUI, док. X* 342, стр, 589—600.


40% при поставке векселем со сроком оборота 16 месяцев, считая с ультимо месяца поставки;

40% при поставке векселем со сроком оборота 14 месяцев, считая с ультимо месяца поставки.

b) В отношении заказов, которые в Соглашении о: 14 апреля 1931 г. подпадали под группу § 4А, Ь):

20% авансовым векселем при заказе со сроком оборота 19 месяцев, считая с ультимо месяца заказа;

40% при поставке векселем со сроком оборота 24 месяца, считая с ультимо месяца поставки;

40% при поставке векселем со сроком оборота 18 месяцев, считая с ультимо месяца поставки.

c) В отношении заказов, которые в Соглашении от 14 апреля 1931 г. подпадали под группу § 4Д, с):

20% при поставке векселем со сроком оборота 20 месяцев, считая с ультимо месяца поставки;

40% при поставке векселем со сроком оборота 29 месяцев, считая с ультимо месяца поставки;

40% при поставке векселем со сроком оборота 25 месяцев, счптая с ультимо месяца поставки.

d) По особенно крупным объектам, с согласия Сторон, подписавших настоящее Соглашение, могут быть определены н более длительные сроки кредита, выходящие ва пределы вышеуказанных кредитных категорий.

Примечание 1. Во всех вышеназванных кредитных категориях последний взнос в 40% разделяется на 2 доди, одну долю з 30% и конечный взнос в 10%1 с одинаковым сроком платежа.

Примечание 2. Вышеупомянутые условия не относятся к заказам на суда, ширококолейные локомотивы и вагоны для железных дорог общественного пользования.

В. Проценты

Расчет процентов производится по календарным кварталам за истекшее время и уплачивается бесцроцентным, свободным от сборов 6-месячным векселем. Для определения высоты процента решающей является учетная ставка Рейхсбанка, действующая в начале срока оборота процентных векселей, т. е. в последний день соответствующего календарного квартала. При квартальном исчислении процентов должны приниматься во внимание также н те векселя, которые находятся в обороте неполный квартал, однако не менее месяца. По всем выданным векселям заказчик уплачивает проценты в размере 2% сверх учетной ставки германского Рейхсбанка, однако не более 10% и не менее 7% в год. Если учетная ставка Рейхсбанка упадет ниже 5%, то могут быть начаты новые переговоры об изменении упомянутой выше минимальной ставки. Авансовые векселя в течение первых трех месяцев их оборота являются беспроцентными, однако не далее как до срока поставки.

Обе Стороны согласны в том, что расчеты в передаче векселей должны производиться и сроки, устанавливаемые договорами.

Все договоры, заключенные между германскими фирмами и уполномоченными на выдачу промышленных заказов инстанциями СССР в промежуток между 15 июня 1932 г. и 31 мая 1933 г., подпадают под условия


настоящего Соглашения. Эти условия распространяются также и на договоры, заключенные до 15 июня 1932 г., поскольку в них имеется оговорка о том, что в их основу должны быть положены генеральные условия, подлежащие согласованию между германской промышленностью и инстанциями СССР, уполномоченными на производство промышленных закнзоз.

Торговое Представительство СССР в Германии сохраняет при выдаче заказов полную свободу в выборе фирм. Немецким фирмам также предоставляется свобода решать, возьмут ли они и з каком объеме заказы на основе настоящего Соглашения.

Соглашение вступает в силу 15 июня 1932 г. Стороны согласны в том. что переговоры между Торговым Представительством СССР и «Имперским союзом германской промышленности» относительно новой редакции общих условий поставок, равно как и условий монтажа при поставках в СССР должны быть закончены в течение 4 недель после вступления в силу этого Соглашения, До тех пор, пока эта новая редакция еще не согласована, для всех договоров, заключенных на основе настоящего Соглашения, действуют прежние условия поставки Торгового Представительства от 9 февраля 1927 г. или же в соответствующих случаях особые условия поставки, действовавшие до сих пор для поставок электротехнической промышленности.

Специфицированные условия платежа, действующие в отношении заказов, выданных на основании настоящего Соглашения, приводятся в приложении *.

Берлин, 15 июня 1932 г.

С Советской стороны; С Германской стороны: От Торгового Представительства СССР: От Германской промышленности:

И. Вейцер Кргмгр

С. Жуковский Кеттген

От Народного Комиссариата Кастль

Тяжелой Промышленности СССР: A'cp-ï Ланге

Ю. Пятаков Рейтер

Печат. по арх. Ст,!—7 опубл. в «Сборнике действз'°щ^^ торговых договоров...», вып. I,. И,, 1Э35, стр. 27$—2$1.

Не публикуется.


251. Телеграмма члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Норвегии А. А. Бекзадяиу

15 июня 1932 г.

Заявите Бродланду, что в ряде устных заявлений он заверял Вас, что норвежское правительство урегулирует вопрос о праве торгпредства торговать с импортерами непосредственно и что, по его мнению, внесение в стортинг соответствующего законопроекта является лишь необходимой конституционной формальностью. В соответствии с этим мы рассматривали 21-й пункт протокола о госгарантии от 12 марта172 как обязательство норвежского правительства обеспечить указанное право торгпредства. Поэтому решение юридической комиссии 173, если оно станет законом, будет нарушением этого обязательства. Это решение вызвало поэтому крайнее недоумение и возмущение в Москве, и Вы получили поручение запросить объяснений у норвежского правительства. При этом Вы считаете своим долгом добавить от себя лично на основании полученных из Москвы известий, что опасаетесь, что утверждение этого решения и неосуществление норвежским правительством своего обязательства приведет к соответствующим мерам со стороны Советского правительства *.

Стомоняков

Лечат, по арх.

252. Письмо члена Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Дании М. В. Кобецкому

15 июня 1932 г.

Уважаемый товарищ,

1. Прошу Вас сообщить нам, в какой мере последние мероприятия датского правительства в области сильного сокращения импорта отразились на предоставлении нам лицензий. В связи с этим просьба дать нам также Вашу оценку последнего политического кризиса вокруг вопроса о возможном понижении датской кроны до уровня фактического курса шведской и норвежской крон |74.

В случае нажима со стороны Дании по линии увеличения наших закупок надо использовать тот факт, что по одним лишь фрахтованиям датского тоннажа мы уплатили в прошлом году Дании около 15 млн. крон.

* См. также док. M 257.


2. Поскольку вопрос об англо-скандинавских отношениях представляет для нас политический интерес, просим Вас и в дальнейшем также внимательно следить за развитием англодатских отношений. Дания, являющаяся наиболее заинтересованной в торгово-политическом сближении скандинавских государств с Англией*, по-видимому, ие прочь сама взять на себя инициативу датско-английских переговоров по окончании Оттавской конференции'39 с тем. чтобы в известном смысле заменить Канаду для Англии, если это окажется возможным по ходу работ имперской конференции в Оттаве. Проблема датско-английских отношений, как это, в частности, видно из кампании лорда Бивербрука **, вновь привлекает к себе внимание широкой английской общественности и, с другой стороны, становится интересным вопросом балтийской политики. Соглашение Дании с Англией чрезвычайно усилит влияние Англии в проливах, соединяющих Балтийское море с Немецким***, и тем самым в балтийской политике вообще.

3. Прошу Вас держать нас в курсе предстоящей конференции стран Ословской Антанты****. Из ревнителей фритредерства эти страны в результате развития кризиса превратились в самых ярых протекционистов. Вместо обеспечения свободной торговли и Дания, и Швеция находятся на пути введения запретительных пошлин и стоят перед таможенной войной с рядом европейских государств. Несомненно, что на предстоящей конференции Ословской Антанты будут затронуты ие столько вопросы таможенного мира, сколько вопросы согласования торговой политики этих стран с Англией. Под этим именно углом зрения нас и интересует предстоящая конференция,

С товарищеским приветом

Б. Стомоняков

Печат. по арх.

253. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иност-равиых Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Геджасе, Неджде и присоединенных областях Н. Т. Тюрякулову

16 июня 1932 г.

Скажите Ясину, что мы считали и политический и торговый договоры одинаково полезными как нам, так и Геджасу 175. Мы принимаем к сведению готовность Геджаса заключить

* См. таьсже док. ЛЬ 1-53. ** Владелец ряда английских газет. *** Имеется в виду Северное море. **** См. также док. „Ys 9.


договор о дружбе и согласны его подписать. Мы не настаиваем на торговом договоре, если Геджас считает его ненужным ;76. Что же касается кредитов, то мы не возражаем против продолжения сделок на основе краткосрочных товарных кредитов «Союзнефтеэкспорта» или других хозяйственных органов, если последние найдут коммерчески для себя приемлемыми условия сделок.

Карахан

Печат. no tzpx.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: