Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Миссии Финляндии в СССР

23 шом 1933 г.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь довести до сведения Финляндской Миссии, что подлежащие органы Союза Советских Социалистических Республик утвердили решения, принятые на 8-й конференции представителей Союза ССР и Финляндской Республики, созванной во исполнение постановлений статьи 10 Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о поддержании порядка в части Финского залива вне черты территориальных вод, заключенного 28 июля 1923 г. **, каковая конференция имела место в Ленинграде с 3 по 9 июня с. г. '6S

Народный Комиссариат будет признателен за передачу вышеизложенного подлежащим учреждениям Финляндской Республики.

Печ2?. Пэ аох.

" Ск. док. №213. ** См. «Собрание законов..,*, отд. I, № 20, 2 апреля 1925 г,, стр. 247—254.


255. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Греции Я- X. Давтяиу

23 июля 1933 г.

Год тому назад при менее благоприятном политическом положении СССР мы отклонили предложение болгарского правительства о заключении торгового соглашения без нормализации политических отношений *. Тем менее оснований у нас сейчас идти на такое неполное восстановление отношений. Можете сказать Нейкову, что НКИД вполне одобряет ответ, данный Вами лично от себя **.

Креотинский

Печат. ne орх.

256. Опровержение ТАСС вымыслов японского информационного агентства Дэмпо Цусии

24 июля 1933 г.

Токио, 22 июля (ТАСС). Агентство Симбун Рэнго и ряд японских газет помещают, как последнюю сенсацию, сообщение агентства Дэмпо Цусин о происходящей якобы «концентрации частей Красной Армии в районах Читы и Даурии для подготовки захвата ст. Маньчжурия»,

Часть газет, однако, сопровождает это провокационное сообщение комментариями, ставящими под сомнение его правдоподобность.

ТАСС уполномочен категорически опровергнуть распространяемые японским агентством Дэмпо Цусин сведения о происходящей якобы концентрации частей Красной Армии с целью захвата ст. Маньчжурия как чистейший вымысел.

Печат. по г£3\ я Известия*

Je ИЗ(5Ш). 24 июля /-Ш г.

257. Письмо эксперта советской делегации на Мировой экономической конференции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

25 июля 1933 г.

Экономическая конференция формально заканчивается пленарным заседанием 27-го числа***, на котором будет

* См. г. XV. док. № 7. ** См. док. № 252. *** См. док. ЛЬ 259.


решена ее отсрочка сине дне *. Только что состоялось заседание Бюро, на котором была принята резолюция о том, что

Бюро будет уполномочено созывать любой комитет конференции, поручать обсуждение любого вопроса экспертам и определить дату новой сессии конференции. Американцы сделали на этом заседании Бюро последнюю неуклюжую попытку показать свою заинтересованность з продолжении существования конференции. Они предложили указать в резолюции какую-нибудь дату, хотя бы дату, до которой (например, 1 ноября) Бюро должно принять решение о том, когда должна собраться конференция. Но даже это предложение было отклонено Бюро после выступления Невиля Чемберлена **. указавшего, что подобная резолюция поставит Бвэпо в неловкое положение, если оно убедится в том, что и 1 ноября оно не может вновь созвать конференцию.

Провал конференции, само собою разумеется, не представляет чего-либо неожиданного и не нуждается поэтому для нас в специальном объяснении. Несколько более неожиданным является то, что этот провал оказался настолько очевидным и глубоким, что его даже нельзя было замазать решением о новом созыве конференции- Объясняется это, как мне кажется, тремя моментами:

Г) Экономическая конференция занималась основными вопросами капиталистической экономики, по которым в сегодняшней обстановке нельзя даже принять формально единодушных бессодержательных решений, которые принимались на конференции по разоружению.

2) Как ни ничтожно было значение экономической конференции, однако ее существование пли, вернее, прозябание известным образом связывало руки капиталистическим Странам в их торговой политике. Та или иная мера экономической войны могла бы встретиться на конференции перед лицом представителен всех стран, публики и прессы с достаточно откровенной критикой. Несомненно, например, что в лнкзнда-шш германо-латвийского конфликта по маслу 1&- сыграло некоторую роль то обстоятельство, что латвийский мининдел собирался апеллировать по этому делу против Германии к Мировой экономической конференции. Можно прямо сказать, что некоторую роль в ликвидации англо-советского конфликта сыграло внесение нами на конференции резолюции об эмбарго***. Не переоценивая значения конференции, надо сказать, что она все же стесняла правительства капиталистических

* — на неопределенный ерик (лат.).

яя Министр финансов Великобритании, член делегации на конференции.

*** См. док. N2 179, 1ST.


стран, которых развитие кризиса все более толкает по пути так называемого экономического национализма.

3) Наиболее важно, однако, то, что с продолжением конференции в настоящий момент ни одна из ведущих империалистических стран не связывает какой-нибудь определенной своей программы. Когда во время вашингтонских переговоров Рузвельт. Макдонельд и Эррио договорились о созыве конференции на 12 июня, то они, несмотря на всю неопределенность повестки конференции, имели перед собой определенную поо-грамму. Рузвельт хотел понижения таможенных тарифов в европейских странах и включал этот элемент в свою поограмму «восстановления*. Англичане хотели добиться разрешения долгового вопроса и стабилизации доллара на том паритете с фунтом, который существовал в момент отказа Америки от золотого стандарта. Французы хотели возврата Америки и Англии к золотому стандарту. За это время обстановка коренным образом изменилась. Рузвельт потерял интерес к тарифным проблемам, занявшись полностью внутренней программой «восстановления». После разрешения проблемы июньского взноса в благоприятном для англичан смысле долговой вопрос уже не связывается ими с конференцией. Отказ Рузвельта стабилизировать доллар в этих условиях лишил конференцию смысла как для французов, так и для англичан. То, что французы проявили в этом деле большую активность, возглавили золотой блок1- и фактически сорвали конференцию, показывает лишь, что англичане, как и в долговом вопросе, сумели использовать французов з своей борьбе с Америкой.

Таким образом, ни одна из крупнейших империалистических держав не имеет программы для конференции н не имеет интереса к тому, чтобы гальванизировать ее работу. Этим, как мне кажется, объясняется решение, принятое о будущей судьбе конференции.

Заслуживает внимания тесное сотрудничество между французской и итальянской делегациями ка второй стадии конференции. Хотя Франция является признанной главой золотого блока, наибольшую активность в вопросе об отсрочке конференции, в выступлениях о невозможности договариваться по торгово-политическим вопросам без валютной стабилизации и т. д. проявляли итальянцы. В этой активности трудно усмотреть острый экономический интерес, поскольку Италия, хотя и сохраняет золотой стандарт, однако не является ни страной-кредитором, ни обладательницей больших золотых запасов. Возможно, что итало-французское сотрудничество по этому вопросу отражает новые тенденции к политическому сближению между этими двумя странами.

Германская делегация, за исключением известного случая


с меморандумом Гутенберга *, держалась на конференции пассивно. Она поддерживала золотой блок, однако воздерживалась от острых выступлении. Практически Германия потеряла всякий интерес к конференции После того, как Шахт вне рамок конференции договорился с кредиторами о практике проведения моратория по трансферу 19:.

Малые страны, особенно дунайские и европейские страны. по обыкновению добивались понижения задолженности и преференций на аграрные продукты. В ответ на свои пожелания они получили резолюцию, приглашающую их сделать все возможное, чтобы платить долги.

Практический результат конференции равен, конечно, кулю, Я посылаю Вам сводку «решений» конференции по всем вопросам повестки дня**. Сводка составлена на основе отчетов обеих комиссий.

По вопросам, обсуждение которых представляло для нас специальный интерес, я прилагаю особые обзоры 192.

Б. Розенблюм

258. Обмен телеграммами между Правительством СССР и Правительством Испании об установлении дипломатических отношений

i, ТЕЛЕГРАММА

МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИСПАНИИ

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

M. M, ЛИТВИНОВА

27 июля 1933 г.

Имею честь уведомить Вас, что Правительство Испанской Республики, воодушевленное желанием укрепить всеобщий мир и восстановить дружественные отношения между народами Испании и Союза Советских Социалистических Республик, признает де-факто и де-юре Правительство Союза Советских Социалистических Республик как единственное законное и суверенное Правительство Союза Советских Социалистических Республик.

На основании вышеизложенного Правительство Испанской Республики признает необходимым восстановить нормальные дипломатические и экономические отношения между обеими странами и готово приступить к немедленному' обмену По-

* См. док. X? 189. ** См. * Сбор кик док-.1 ментов по международной политике,..*, вып. \ГИ, M., I934, стр. 23—26.


слами с Правительством Союза Советских Социалистических Республик и качать переговоры о заключении торгового договора, который должен служить базой для развития торговых отношений между Испанией и Союзом Советских Социалистических Республик.

Де Лос Риос

2. ТЕЛЕГРАММА

ВР. И. О. НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ИСПАНИИ

ДЕ ЛОС РИОСУ

28 июля 193-3 г.

Имею честь уведомить Вас, что Правительство СССР, одушевленное желанием упрочить всеобщий мир и восстановить дружественные отношения между народами СССР и Испанией, признает де-факто и де-юре Правительство Испанской Республики как единственное законное и суверенное Правительство Испании.

Вследствие изложенного Правительство СССР считает необходимым восстановление нормальных дипломатических и хозяйственных отношении между обеими странами и готово приступить к немедленному обмену Послами с Правительством Испанской Республики и вступить в переговоры о заключении торгового договора, предназначенного служить основой для развития торговых отношений между СССР и Испанией.

Крестинский

Печат. no apx, Or.yô.t, в газ, «Известия» № ÎS7(ôi;S>. 29 ьсюля №3 е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: