Письмо Полномочного Представителя СССР в Великобритании Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Н, Н, Крестинскому

10 июля 1934 г.

Многоуважаемый Николай Николаевич,

Сообщаю Вам некоторые подробности о пребывании в Лондоне т. Алксниса и летчиков-героев тт. Молокова и Леваневского ***.

Прежде всего. Ь пребывании т. Алксниса. Как Вы знаете из предшествующей переписки, положение Алксниса во время пребывания его в Лондоне было несколько деликатное. Приходилось поэтому маневрировать осторожно, дабы не вышло какого-либо неприятного ляпсуса. В общем все обошлось хорошо. Сразу же по приезде в Лондон т. Алкснис н т. Туполев отправили свои карточки лорду Лондондерри (министр авиации) и Сассуну (товарищ министра авнании). В тот же день от последних были получены ответные карточки. Приглашения на воздушный парад 30 июня были присланы в полпредство накануне, 29-го. Для тт, Алксниса и Туполеза приглашения были на королевскую трибуну (они сидели рядом со мной, в двух шагах от принца Уэльского, который явился на парад вместо короля), для всех остальных — на другую трибуну для особо привилегированных гостей, вместе с дипломатами низшего ранга, начиная с советников. Во время парада 30-го лорд Лондондерри послал своего адъютанта к т. Алкс-нису с просьбой зайти в его ложу, так как он хочет лично познакомиться с начальником советских военно-воздушных сил. Тов. Алкснис после этого представился лорду Лондондерри, ио никаких серьезных разговоров при данной оказии не было. Во время парада произошел несчастный случай. Один из военных самолетов вышел нз строя в результате порчи мотора

в См. т. ХШ, док, Л3> 30. 40.

** См. док. Л? 324, 440. *** См. газ. «Известия», 29 июня, 4 июля 1934 г.


îî после кое-каких маневров, в конце концов, ткнулся носом в землю. Пилот успел выскочить нз машины, получив лишь не очень серьезные ранения, а наблюдатель (оказавшийся сыном лондонского лорд-мэра) погиб в пламени, которое вспыхнуло сразу же после неудачной посадки аэроплана. Вернувшись с аэродрома, т. Алкснис сразу же послал лорду Лондондерри телеграмму с выражением сочувствия по поводу происшедшего несчастья, а также с констатацией того факта, что, несмотря на этот неприятный инцидент, общее впечатление, полученное им от парада (техника машин, качество пилотажа и проч.), вполне благоприятное. На другое утро т. Алкснис получил от лорда Лондондерри благодарственную телеграмму, составленную в очень теплых выражениях. (Я также выразил соболезнование лорду Лондондерри и лорд-мэру, но это в данном случае не относится к делу). 2 июля происходила воздушная выставка, на которую первоначально и были приглашены наши товарищи. На выставке сначала машины различных конструкций демонстрировали свои летательные возможности, а затем все машины сели на поле, и приглашенные гости имели возможность обходить машины, осматривать их, влезать внутрь, получать разъяснения от находящихся при машинах специалистов н т. д. Тов. Алкснис вместе с сопровождавшими его специалистами-летчиками широко использовали эту возможность н весьма внимательно осмотрели целый ряд английских самолетов. Вечером желающие приглашались полетать на любой из машин, присутствовавших на поле, по наши товарищи уже не воспользовались этим приглашением. Во время выставки был завтрак примерно на 100 человек, на котором я и т. Алксннс сидели за главным столом, на весьма высоком месте, в соответствии с нашими чинами. 3 июля т. -Алкснис сделал визит лорду Лондондерри. Прежде чем просить о свидании, я навел в частном порядке справки через Бутби о настроениях, господствующих в воздушном министерстве. Ответ получился благоприятный. Тогда т. Алкснис уже официально попросил лорда Лондондерри назначить ему время для посещения. Сам визит продолжался недолго — около четверти часа. Лорд Лондондерри был весьма любезен, расспрашивал т. Алксииса о развитии у иас гражданской авиации, интересовался деталями личной карьеры т..Алксииса, а затем сообщил ему, что воздушное министерство решило осенью послать в Москву воздушного атташе209. Тов. Алкснис поблагодарил лорда Лондондерри за приглашение на воздушный парад и высказал несколько суждений о качествах английской авиации. К слову прибавлю, что, по мнению т. Алксииса и наших воздушных специалистов, британская авиация является в настоящее время самой лучшей в Европе, так как она сочетает хороший мотор с хорошей конструкцией


самолета. Между тем во Франции, например, имеется хороший мотор, но довольно дубовая конструкция аэроплана, в Германии — неплохая конструкция самолета сочетается с сравнительно отсталым мотором и т. д. Наши товарищи считают также, что летные качества английских авиаторов в общем очень высоки. Вместе с тем, однако, они отмечают, что наша авиация едва ли многим уступает английской. Мы слабее англичан в области моторов, но не хуже, а в некоторых отношениях лучше их в области конструкции самолетов. Впрочем, это мимоходом. Возвращаюсь к пребыванию т. Алксниса в Лондоне. Печать уделила ему довольно много внимания. Сообщения о предстоящем его приезде стали появляться в английских газетах дня за два до его фактического приезда. На параде 30 июня и выставке 2 июля т. Алкснис был предметом усиленного внимания со стороны фотографов и прессы. Визнт т. Алксниса к Лондондерри также был отмечен газетами, а лондонские корреспонденты иностранной прессы разослали об этом телеграммы во все концы мира. Мне передавали, что местные японцы (в посольстве и около посольства) были сильно обеспокоены встречей между Лондондерри и т. Алкс-нисом. Я сознательно способствовал этой тревоге, представив т. Алксниса здешнему японскому послу Мацудайра на параде 30 июня.

Что касается тт. Молокова н Леваневского, то они встретили в Англии очень теплый прием. В день нх приезда я устроил в полпредстве чай для представителей печати, иа котором эти последние имели возможность видеть и беседовать с'нашими гостями-летчиками. В результате в целом ряде английских газет (сДейли телеграф», «Манчестер гарднан», «Ньюс.кроникл», «Дейли геральд», «Санди экспресс», «Ивнннг стан-дард») появились очень благоприятные для них статьи и заметки. Особенно разительна была статья, напечатанная в «Санди экспресс» (воскресная газета «Дейлн экспресс») тон самой газетой, которая всего лишь пару месяцев назад печатала гнусные статьи. Эта статья начиналась словами: «История Молокова является одной их тех историй, которую наши внуки будут помнить тогда, когда полет Линдберга будет почти забыт». Я не останавливаюсь подробнее на отзывах прессы, потому что т. Волчков* посылает с этой же почтой специальную сводку, посвященную дайной теме. Далее, тт. Молоков и Леваневский выступали по радио (точнее, радиостанция передала переведенные на английский язык интервью с ними), а также были засняты фирмой «Парамоунт» для кинохроники. «Общество культурной связи» в Лондоне устроило для них специальный прием, иа котором собралось много

* Атташе полпредства СССР в Великобритании.


народу и на котором тт. Молоков и Леваневский выступали с небольшими речами по-русски, переведенными потом на английский язык.

Подводя итог приезду тт. Алксниеа, Молокова и Леваневского з Лондон, я должен хонстатирозать, что шаг получился удачный как с культурной, так и с политической стороны. Между прочим, результатом этого шага язилось то: что была сделана первая брешь в стене, стоявшей до сих лор между нами и английскими военными кругами.

С товарищеским приветом

Полномочный Представитель СССР з Великобритании

И. Майский

Печет, по avx.

244. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР во Франции M. И. Роэенбергу

11 июля 1934 г.

В связи с поездкой Барту в Лондон* английские и французские газеты пишут о гарантировании Францией регионального пакта. Бенеш в своей речи** также говорил о Франции в качестве гаранта пакта. Выясните, означает лн это изменение позиции Франции, соглашавшейся раньше гарантировать пакт только в отношении СССР, а не Прибалтики210.

Литвинов

Печат. па арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: