double arrow

Этап I (первые 2 недели)

Цель: Укрепление элементарной ритмической базы речи (см. раздел «Коррекционная работа при подкорковой итеративной дизритмии»)..

Кроме ого, на этом этапе необходим значительный объем занятия по кинезитотерапии, направленной на выработку реципрокных координаций (ходьба, маршировки, легкий бег, плавание или его имитация, езда на велосипеде и т.п.).

Этап II.

Цель: Подготовка к формированию способности смыслового программирования разных по синтаксической и семантической структуре фраз.

Задачи:

1. Произнесение фраз с пролангированием смысловых пауз (сопряженно, отраженно, самостоятельно).

2. Произнесение фраз с выделением голосом логических центров синтагм (сопряженно, отраженно, самостоятельно).

3. Подключение внешних маркеров для произнесения фраз с выделением голосом логических центров синтагм и пролангирования смысловых пауз.

Методы:

1. Дети произносят предлагаемые им фразы, выдерживая длину паузы, заданную логопедом.

2. Дети произносят предлагаемые им фразы, выдерживая паузы той же длины, что и в отраженной речи.

3. Дети сами придумывают фразы с заданным слова, соблюдая отрабатываемую длину пауз.

4. Детей учат сопряженно произносить фразы, выделяя голосом их логические центры.

Эти приемы подготавливают переход к основной приему данного этапа коррекционной работы. Это прием «дирижирования». Он, в свою очередь, имеет 3 этапа и состоит в следующем:

1-й этап. Логопед берет руки ребенка в свои и объясняет, что у каждого из нас есть внутри часики. Они тикают: «Тик-так, тик-так …». Паралельно логопед сжимает ребенку реципрокно (поочередно) то одну, то другую руку. Затем он начинает рассказывать ребенку сказку, продолжая «дирижировать». Легкими ритмичными реципрокными нажатиями на каждую из рук он маркирует внутренний слоговой ритм, текущий «невидимым на поверхности» планом. В местах, где расположены логические центры синтагм нажатие делается со значительным усилием и внимание ребенка

2-й этап. Тот же прием применяется с подключением сопряженной речи ребенка. Для того, чтобы ребенок обязательно соблюдал паузы, дается «приказ»: «Нельзя говорить! Пока я сжимаю ручку, надо молчать! Когда буду отпускать, можно говорить».

Этот прием рассчитан также на суггестивный эффект, поэтому запрет на речь должен сопровождаться инструкцией, произносимой с элементами таинственности в голосе, «заговорщическим» полушепотом: «Смотри мне в глазки и нельзя говорить!».

Кроме того, предлагаемый прием решает задачу регуляции речевого дыхания на рефлекторном уровне. Поскольку дыхание – акт непроизвольный, не вызывает сомнений то, что попытка перевести его на произвольный уровень обречена на провал. Отсюда абсолютный запрет на широко распространенную в логопедической практике инструкцию: «Вдохни, возьми воздух и говори!» Такая инструкция только увеличивает вероятность появления тонической дыхательной судороги. В отличие от этого, подчинение дыхания смысловой программе высказывания происходит незаметно для ребенка и «уводит» от дыхательных сбоев.

3-й этап:

Цель: Выработка способности самостоятельно говорить с соблюдением пауз и логических акцентов.

Задачи:

1. Обучить ребенка самостоятельному «дирижированию», т.е. перекладыванию ладошек и сжиманию их в местах логических акцентов и пауз. То же самое – с барабанными палочками, шагами, игрой на ксилофоне и пр.

2. Осуществить постепенный переход к речи, маркирующей голосом акценты и паузы, без внешних опор.

3. Автоматизировать речь, в которой смысловая программа доминирует над ее ритмико0просодическим обеспечением, в разных видах речевой коммуникации.

Практика работы показывает, важность того, чтобы в опорных действиях и кинезиотерапевтических упражнениях были задействованы обе конечности, причем реципрокно (поочередно). Убедительного теоретического обоснования этому факту пока не найдено, однако можно предположить, что его эффективность объясняется повышением синхронности в иннервации мышц симметричных частей артикуляционного аппарата, разделенных пополам средней линией. Кроме того, реципрокные движения не становятся навязчивыми (сопутствующими).

Наконец, следует отметить необходимость постепенного усложнения ритмико-смысловой структуры отрабатываемых фраз в соответствии с лингвистическими закономерностями.

Практический материал - стандартный логопедические тексты.

Ниже приводятся конспекты логопедических занятий, проводимых в рамках коррекционной работы по устранению нарушений плавности речи в результате ритмико-смысловых дискоординаций.

Ниже приводится конспект логопедического занятия по выработке ритмико-смысловых координаций

КОНСПЕКТ занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: