1.Чтение рассказа логопедом.
Вошел медведь в лес./ Хрустнула под тяжелой лапой веточка./ Испугалась белка на ветке/ – выронила из лапок шишку./ Упала шишка/ – угодила зайцу в лоб./ Выскочил заяц/ и помчался в гущу леса./ Наскочил на сороку,/ из-под кустов выпугнул./ Та крик подняла на весь лес./ Услышали лоси,/ пошли по лесу кусты ломать!/
Тут остановился медведь,/ насторожил уши./ Белка лопочет,/ сорока кричит,/ лоси кусты ломают./ И позади кто-то топает!/ «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь./ Рявкнул медведь и дал стрекача./
Эх/, знать бы ему,/ что позади-то заяц топал,/ белка ему шишкой в лоб угодила./ Так сам себя медведь напугал./
2. Чтение рассказа детьми с учетом выделения синтагм с помощью логического ударения и выдержанных пауз ( после предварительного обучения в рамках сопряженной и отраженной речи на индивидуальных занятиях).
3. Словарная работа.
Уточнение значения слов и подбор синонимов.
Логопед | Ожидаемые ответы учеников |
Объясните, что значит,/ ветка хрустнула?/ | Это значит,/ ветка сломалась,/ треснула. |
Что значит,/ шишка в лоб угодила?/ | Это значит,/ шишка в лоб попала./ |
Что значит,/ насторожил уши?/ | Это значит,/ внимательно прислушался./ |
Что значит,/ заяц сороку из-под кустов выпугнул?/ | Сорока испугалась зайца/ и из-под кустов вылетела./ |
Что значит,/ медведь дал стрекоча?/ | Медведь быстро побежал./ |
Объясните фразу:/ Пошли лоси по лесу кусты ломать./ | Лоси испугались./ Они побежали быстро по лесу через кусты,/ не разбирая дороги./ |
ПРИМЕЧАНИЕ: Если у ребенка не получается самостоятельно выделить синтагму, то фраза опять произносится сопряженно или отраженно. При этом логопед берет руки ребенка в свои. Легкими ритмичными реципрокными нажатиями на каждую из рук он маркирует словесный ритм. В местах, где расположены логические центры синтагм, нажатие делается со значительным усилием. Предварительно ребенку объясняется, что это означает «надо помолчать»..
4. Расстановка картинок в последовательности рассказа.
5. Выяснение причинно-следственных связей.
Логопед | Ожидаемые ответы учеников |
Почему медведь убежал из леса?/ | Медведь убежал из леса,/ потому что испугался шума./ |
Чего испугались лоси?/ | Лоси испугались крика,/ который подняла сорока на весь лес./ |
Почему испугалась сорока?/ | Сорока испугалась,/ потому что на нее наскочил заяц./ |
Почему испугался заяц?/ | Заяц испугался,/ потому что ему в лоб шишка попала./ |
Чего испугалась белка?/ | Белка испугалась того,/ что ветка хрустнула под лапой медведя./ |
5. Выяснение логических связей.
Логопед | Ожидаемые ответы учеников |
Получился бы рассказ, /если бы не было медведя? | Рассказ бы не получился./ |
Почему рассказ не получился бы?/ | Рассказ бы не получился,/ потому что не треснула бы ветка,/ не испугалась бы белка./ |
Получился бы рассказ,/ если бы не было белочки?/ | Рассказ бы не получился,/ потому что некому было бы уронить шишку./ И заяц бы не испугался./ |
Получился бы рассказ,/ если бы не было шишки у белки?/ | Рассказ бы не получился,/ потому что зайцу шишка в лоб не попала бы/ и он не испугался бы./ |
И т.д. |
6. Физкультминутка.
7. Выяснение последовательности действия в рассказе.
Логопед | Ожидаемые ответы учеников |
Что сделал?/ (логопед указывает на медведя) | Вошел./ |
Что сделала?/ (логопед указывает на ветку) | Хрустнула./ |
Что сделала?/ (логопед указывает на белку) | Испугалась./ |
Что сделала?/ (логопед указывает на белку) | Выронила./ |
Что сделала? /(логопед указывает на шишку) | Упала./ |
Что сделала?/ (логопед указывает на шишку) | Угодила./ |
Что сделал?/ (логопед указывает на зайца) | Вскочил./ |
И т.д. |
Затем детям предлагается вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).
8. Восстановление текста с опорой на последовательность действий, составляющих сюжет.
Логопед называет действие, учащиеся – предложение с этим словом.
На индивидуальных занятиях после данного урока проводится следующая работа:
1. Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа.
2. Пересказ текста без опоры на картинки.
Глава7