Содержание и ресурсное обеспечение региональной культурной политики. Региональная культурная политика -совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область

Региональная культурная политика - совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область, город, район) и выработку соответствующих форм организации СКД.

Региональная культурная политика должна быть подкреплена ресурсными возможностями, а именно – формированием соответствующих территориальных фондов культурного развития.

Средства фондов должны формироваться из двух источниковбазового( гарантированного бюджетного финансирования, устанавливаемого законодательно)и внебюджетных средств (размер зависит от местной инициативы). В первом случае, отчислении в этот фонд определенного процента от бюджета соответствующего уровня, во втором –добровольные отчисления в фонд развития культуры из прибыли предприятий, организаций и частных лиц, а также доходы от различных культурных и культурно-коммерческих предприятий – благотворительных концертов, лотерей.

В процессах распределения средств региональных фондов развития культуры должны принимать участие представители всех субъектов культурной деятельности: населения (представители всех значимых субкультур, включая национальные меньшинства и религиозно-культурные объединения), художников (представители местных организаций всех творческих союзов и ассоциаций творческих работников) и общества (наиболее авторитетные представители общественности региона). Вопросы формирования и осуществления культурной политики на территории регионов передать демократически сформированному общественно-государственному органу управления. Такая система распределения ресурсов уже в течение ряда лет практикуется в деятельности фондов поддержки науки, например, Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Предложенная система распределения государственных (бюджетных) ресурсов предполагает возможность финансирования различных культурных программ частными лицами и организациями.

Здесь встает вопрос о контроле целевого использования ресурсов.


В любом современном обществе социокультурная практика пронизана системой плотных коммуникативных связей и отношений, которые к тому же открыты глобальным воздействиям. Столь насыщенное коммуникативное пространство, с одной стороны, предоставляет обществу, разным социальным слоям и конкретным индивидуумам немалые возможности для культурного развития. С другой стороны, оно таит в себе немало трудностей для общественного взаимодействия, создает помехи для равноправного диалога или полилога между разными социальными группами и слоями. Ныне озабоченность вызывают серьезные издержки развития массовой информации, впрямую относящиеся к коммуникативным процессам в конкретном обществе. Например, объем информации, проходящей через многочисленные каналы связи, ныне оказывается столь велик, что возникают трудности с ее хранением, классификацией и поисками в банках данных как для корпоративных, так и для индивидуальных пользователей. Более серьезная проблема связана с тем, что массовая информация и интенсивные коммуникации через электронные СМИ создают особые фильтры, отделяющие общество и конкретные социальные группы от реальной действительности. Прорвать подобные информационные «заслонки» и выйти на объективный анализ общественных проблем весьма сложно не только для рядового гражданина, но и для специалистов. Еще один факт: социальные силы и группы, владеющие каналами массовой информации, способны сознательно использовать преимущества своего воздействия на общественное мнение с манипулятивными целями, ради корпоративных или иных интересов.

Российская культура постсоветского периода обладает всей полнотой характеристик и ресурсов, которые позволяют считать ее культурой информационного общества. Все это актуализирует проблему исследования коммуникативных взаимодействий, а также их прямую и опосредующую роль в культурном развитии страны. Отрасль не только сохраняет обширный объем и разнообразие информационно-коммуникационных ресурсов, но и обеспечивает условия контактирования с ними граждан России, которые в этом случае становятся аудиторией, публикой, потребителями, пользователями, учащимися. Данная система создает механизмы участия отечественных культурных ресурсов в международном обмене – выход на мировые рынки произведений искусства российских авторов, участие в культурном обмене творческими коллективами и др. Указанная система использования и взаимодействия коммуникационных ресурсов, отображенная в разнообразных программах культурной политики, с определенными модификациями, обусловленными спецификой культурного ландшафта, воспроизводится на региональном уровне политической практики. Все это позволяет говорить о масштабном характере, кадровой обеспеченности, материально-технической оснащенности коммуникативной системы, заложенной в основу реализации культурной политики.

В целом анализ ведомственных программ позволяет сделать вывод о том, что работники культурной отрасли посредством своей деятельности, по существу, поддерживают и совершенствуют разветвленную систему коммуникативных взаимодействий между: а) населением страны, отчасти гражданами других стран; б) художественно-творческой интеллигенцией и профессиональным составом работников отрасли; в) ресурсами исторического наследия, искусства, медиаресурсами, товарами и услугами культурно-образовательного назначения. Данная система социальных, информационных, духовно-художественных взаимодействий является одним из ведущих звеньев в ряду факторов и условий, порождающих единое (целостное) культурное пространство современной России, поддерживающих и развивающих культурный потенциал нации.

11вопрос Демократизация и гуманизация трансформированного общества предусматривает включение человека в социальные, политические, духовные, производственные и другие процессы в большей степени в качестве активного члена, субъекта (а не объекта), цели (а не средства). Поэтому социально-культурные институты перестраивают свою работу с учетом положений концепции индивидуальных стилей деятельности. Сущность ее заключается в том, что индивидуальный подход способствует становлению личности, как и субъекта в смысле осуществления индивидуально своеобразных и комфортных для нее способов деятельности. Наиболее полно проявляет себя субъектом личность в деятельности, которая носит творческий характер. В ней человек трансформирует предмет деятельности, и использует свойственные ему индивидуально своеобразные способы работы.

Практика подтверждает, что социально-культурные институты постепенно переходят от субъектно-объектной модели организации свободного времени. Они создают максимально благоприятные условия (психолого-педагогические, организационные, финансово-экономические, нормативно-правовые и др.), необходимые для народного творчества, культурно-развлекательной активности населения. В связи с этим ключевое значение приобретает субъект - субъектные отношения на уровне взаимодействия, во-первых, государственных органов, основателей учреждений и предприятий как социальных институтов, и самих учреждений; во-вторых, между субъектами деятельности и человеком. Учреждения культуры получают организационно-управленческую и творческую самостоятельность.

Человек для работников социальных институтов выступает как цель, мера и результат всей работы, а не как средство, инструмент или предмет деятельности искусствоведческих сил. В таком контексте отдых, свободное время стали формой и способом организации их самим человеком, который имея потребность, обращается за советом и консультацией в учреждения культуры и искусства.

Таким образом, основная задача социально-культурных институтов заключается в том, чтобы найти пути, формы и способы оказания помощи человеку в его саморазвитии, самосоврешнествовании и самореализации в свободное время.

Наиболее эффективной формой раскрытия социальных сил, их творческой реализации является деятельность разных групп и любительских объединений. Творческое движение основано на общности интересов, на совместной деятельности, что создает условия взаимного обмена опытом, самовыражения и самоутверждения личности, для ее социально-культурного творчества.

Характерной приметой любительских объединений является, в первую очередь, общественно значимые цели. Они строятся на активной совместной деятельности, добровольности, общей заинтересованности, слиянии личных и общественных интересов, имеют органы самоуправления. Постепенно некоторые фонды социальных институтов, разные бюро и центры, любительские объединения и клубы по интересам выходят на уровень организованной социальной деятельности, и именно на этой основе формируется активная личность. Обобщение опыта работы любительских объединений и клубов по интересам показало, что их деятельность развивается эффективно на основе взаимодействия разных общественных и государственных структур, а клубы, библиотеки, музеи, Дома культуры по причине своей специфики являются центрами такого взаимодействия. Безусловно, это потребует реорганизации системы планирования и каждодневной деятельности учреждений культуры, подготовки кадров для работы с любительскими объединениями и клубами по интересам, поиском путей их взаимодействия.

Анализ форм социально-культурной деятельности позволяет выявить тенденцию к индивидуализации самодеятельности населения, т.е. к развитию самореализации человека не в профессиональной деятельности, а в сфере свободного времени. Эта тенденция имеет позитивный характер и раскрывает стремление человека к целостности, гармоничности, наиболее полному выражению своих творческих способностей.

Практика и социологические исследования свидетельствуют, что индивидуализация и дифференциация социокультурной деятельности создает благоприятные условия, как для выявления природных задатков, так и для их самоусовершенствования.

Ресурсная база предстает здесь как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ и услуг. Сам факт наличия ресурсов определяет производственный субъектов социально-культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: