double arrow

Анализ конкурентоспособности компании ЗАО «Пятёрочка»

Проведем анализ конкурентоспособности компании ЗАО «Пятёрочка» с целью выявления необходимой конкурентной стратегии организации.

Для этого необходимо исследовать жизненный цикл:

- отрасли, в котором находится компания ЗАО «Пятёрочка»;

- самой организации ЗАО «Пятёрочка»;

- производимой продукции предприятия.

Анализ отрасли является составной частью анализа внешнего окружения бизнеса на микроэкономическом уровне. Его цель – определить показатели отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Для целей отраслевого анализа под отраслью понимают совокупность предприятий, производящих и распределяющих аналогичные услуги или товары, конкурирующие на одном потребительском рынке.

Применительно к отрасли, в которой находится организация ЗАО «Пятёрочка» можно сказать следующее: в настоящее время отрасль по реализации товаров народного потребления находится в стадии зрелости, для которой характерно незначительное число конкурентов, наличие закрепившихся лидеров и определенных покупательских предпочтений, высокие стартовые барьеры. Фактором роста является постоянное обновление реализуемой продукции.

Для выработки возможной конкурентной стратегии компании ЗАО «Пятёрочка» необходимо оценить его конкурентную позицию. Одной из важных характеристик положения предприятия на рынке является завоеванная им доля рынка. Большинство наступательных стратегий выдвигает в качестве главной цели увеличение доли, стремление к лидерству на рынке. Определение доли рынка требует знания общего объема продажи на рынке.

Анализируя доли рынка, которые имеют конкуренты и их ассортимент можно выделить трех главных конкурентов компании ЗАО «Пятёрочка» – это «Магнит», «ОКЕЙ» и «Лента».

Оценим уровень конкуренции компании ЗАО «Пятёрочка» с помощью таблицы 2.1, которая была составлена на основании данных, полученных при опросе покупателей продукции предприятия «Пятёрочка».

Проведя сравнение конкурентов компании ЗАО «Пятёрочка» по основным образующим факторам видно, что конкуренты широко используют в своей деятельности средства рекламы и методы стимулирования сбыта, предприятия «ОКЕЙ» и «Лента» принимают безналичный расчеты покупателей.

Таблица 2.1 - Оценка конкурентоспособности ЗАО «Пятёрочка» относительно ведущих конкурентов

Показатель ЗАО «Пятёрочка» «Магнит» «ОКЕЙ» «Лента»
1. Применяемые стратегии стимулирования сбыта: - Скидки + + + +
- Кредит - - - -
- Премиальная продажа - - - +
- Купоны и розыгрыши + + + -
2. Используемая форма рекламы: - Реклама в прессе + - - +
- Печатная реклама - + - +
- Экранная реклама + - + +
- Реклама по радио - -   +
- Наружная реклама + + + +
- Реклама на транспорте - + - -
- Реклама на месте продаж + + + +
3. Формы платежа Наличная Наличная Наличная, безналичная Налична, безналичная
4. Степень известности среди потребителей (1-5 баллов) 4,5 4,5   4,5
5. Уровень качества обслуживания (1-5 баллов) 4,5 4,5 4,5  
6. Уровень образования и квалификации персонала (1-5 баллов) 4,5   3,5  
7. Местонахождение (1-5 баллов) 4,5      

Из приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что самым серьезным конкурентом для ЗАО «Пятёрочка» является супермаркет «Магнит». На втором месте – «ОКЕЙ». Гипермаркеты «ОКЕЙ» и «Лента» являются для ЗАО «Пятёрочка» конкурентами только в уровне цен, так как не располагают ни достаточным ассортиментом продукции, ни уровнем обслуживания. Рассматриваемые конкуренты предлагают достаточно высокий уровень обслуживания и имеют выгодное расположение.

Таким образом, конкуренты достаточно сильны и крепко держат свои позиции на рынке и компании ЗАО «Пятёрочка» необходимо учитывать все изменения, которые предпринимают соперники в конкурентной борьбе на рынке.

Возможности и направления развития предприятия в значительной степени определяются стадией жизненного цикла, в которой оно находится. Исследуемое компания ЗАО «Пятёрочка» находится в третьей фазе развития – зрелость. Для предприятия, находящегося в данной стадии, главной целью является систематический, сбалансированный рост и формирование индивидуального имиджа. При этом основная задача – это рост по разным направлениям, завоевание рынка, учет разнообразных интересов потребителей. Эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий (децентрализованное руководство). Организация труда основывается на разделении и кооперации, мотивацией при этом является премия за индивидуальный результат.

Представленная классификация показателей позволяет системно и комплексно анализировать результаты производственной, коммерческой, финансовой, бухгалтерской, маркетинговой и управленческой деятельности; выявлять проблемы эффективного использования возможностей предприятия, а также оценивать способность системы организации удовлетворять конкретные потребности внутренней и внешней среды предприятия, устанавливая влияние наиболее важных характеристик работы на конечные результаты

Учитывая все выше сказанное, конкурентные позиции компании ЗАО «Пятёрочка», представленные в таблице, могут быть оценены как высокие, где:

«1» – лучше, чем кто-либо на рынке. Явный лидер отрасли;

«2» – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно высоки и стабильны;

«3» – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивое положение на рынке;

«4» – следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей хозяйственной деятельности;

«5» – положение действительно тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие попало в кризисную ситуацию.

Таблица 2.2 - Положение компании ЗАО «Пятёрочка» в конкурентной борьбе

Основные категории (группы показателей)          
Финансы
1. Структура активов (задолженности по отношению к уставному капиталу)     *    
2. Потребительский кредит     *    
3. Инвестиционные ресурсы   *      
4. Позиции безубыточного ведения дел   *      
5. Отношение объема продаж к стоимости использованных активов *        
Основные категории (группы показателей)          
6. Отношение основного и оборотного капитала   *      
7. Эффективность выполнения намеченного плана и бюджета предприятия *        
8. Доход на новые инвестиции *        
9. Размер собственности *        
10. Динамика дивидендов   *      
Производство
1. Использование производственных мощностей *        
2. Проценты обслуживания   *      
3. Эффективность перехода на новые туры   *      
4. Количество рабочей силы *        
5. Объем продаж в расчете на одного занятого   *      
Продажи
1. Объем продаж на единицу капиталовложений в основные фонды   *      
2. Возраст офисного оборудования *        
3. Контроль качества *        
4. Своевременность поставок *        
5. Наличие площадей для расширения торговли, услуг   *      
Организация и управление
1. Коэффициент административной нагрузки (отношение численности административного управленческого аппарата к численности производственного) *        
2. Система связи *        
3. Четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления *        
4. Текучесть управленческих кадров   *      
5. Качество используемой в управлении информации *        
6. Скорость реагирования управления на происходящие изменения *        
Маркетинг
1. Доля рынка сбыта, контролируемая предприятием   *      
2. Репутация на потребительском рынке *        
3. Престиж предприятия *        
4. Расходы по сбыту   *      
5. Уровень обслуживания потребителей   *      
6. Организационные и технические средства сбыта     *    
7. Торговый аппарат   *      
8. Цены на продукты и услуги   *      
9. Число потребителей   *      
10. Качество поступающей информации на рынке туристических услуг   *      
Состав рабочей силы
Основные категории (группы показателей)          
1. Общее число работников на почасовой оплате труда     *    
2. Конторский персонал   *      
3. Торговый и сбытовой персонал   *      
4. Управляющие среднего уровня *        
5. Управляющие нижнего уровня *        
6. Расходы по обучению и подготовке кадров   *      
7. Число уровней управления     *    
8. Текучесть кадров   *      
Технология
1. Технология оказания услуг   *      
2. Новые продукты и услуги     *    

С помощью этой таблицы мы смогли выявить, что организация находится на довольно хорошем уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: