Начало применению статистических методов контроля и управления качеством поножил американский физик У. Шухарт, когда в 1924 году предложил использовать диаграмму (сейчас ее называют контрольнойкартой) и методику ее статистической оценки для анализа качества продукции. Затем в разных странах было разработано много статистических методов анализа и контроля качества. В середине 1960-х годов в Японии получили широкое распространение кружки качества. Чтобы вооружить их эффективным инструментом анализа и управления качеством, японские ученые отобрали из всего множества известных инструментов 7 методов.
Заслуга ученых, и в первую очередь профессора Исикавы, состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты анализа и управления качеством. Их можно понять и эффективноиспользовать без специальной математической подготовки.
Эти методы в научно-технической литературе получили название «Семь инструментов контроля качества» и «Семь основных инструментов контроля». В дальнейшем их число увеличилось и, поскольку общим для них является доступность для всего персонала фирмы, их стали называть «простые инструменты контроля качества».
|
|
При всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их. К простым инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:
· контрольный листок,
· гистограмма,
· диаграмма разброса,
· диаграмма Парето,
· стратификация (расслоение),
· графики,
· диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма),
· контрольная карта.
Эти методы можно рассматривать и как отдельные инструменты, и как систему методов (разную в различных обстоятельствах).
Применение этих инструментов в производственных условиях позволяет реализовать важный принцип функционирования СМК в соответствии с МС ISО серии 9000 версии 2000 года «принятие решении, основанное на фактах». Инструменты контроля качества дают возможность получить эти факты, достоверную информацию о состоянии изучаемых процессов. Перечисленные инструменты контроля качества используют в основном исполнители (менеджеры) первой линии для контроля и улучшения конкретных процессов. Причем это могут быть как производственные, так и бизнес-процессы (делопроизводство, финансовые процессы, управление производством, снабжением, сбытом и т. п.). Комплексный характер управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции и производства является, как известно, непременным условием Всеобщего управления качеством (см. п. 1.8).
|
|
Контроль качества состоит в том, чтобы, проверяя нужным образом подобранные данные, обнаружить отклонение параметров от запланированных значении при его возникновении, найти причину его появления, а после устранения причины проверить соответствие данных запланированным (стандарту или норме). Так реализуется известный цикл РDСА, или цикл Деминга (см. п. 1.8).
Источником данных при осуществлении контроля качества служат следующие мероприятия [15].
1. Инспекционный контроль: регистрация данных входного контроля исходного сырья и материалов; регистрация данных контроля готовых изделий, регистрация данных инспекционного контроля процесса (промежуточного контроля) и т. д.
2 Производство и технологии; регистрация данных контроля процесса; дневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования (неполадки, ремонт, техническое обслуживание); патент и статьи из периодической печати и т. д.
3. Поставки материалов и сбыт продукции: регистрация движения через склады (входная и выходная нагрузка); регистрация сбыта продукции (данные о получении и выплате денежных сумм, контроль срока поставок) и т. д
4. Управление и делопроизводство: регистрация прибыли; регистрация возвращенной продукции; регистрация обслуживания постоянных клиентов, журнал регистрации продажи; регистрация обработки рекламаций; материалы анализа рынка и т. д.
5. Финансовые операции: таблица сопоставления дебета и кредита: регистрация подсчета потерь; экономические расчеты и т. д.
Очень редко для заключения о качестве данные используются в том виде, в каком они были получены. Это бывает только в случаях, когда возможно прямое сравнение измеренных данных со стандартом. Чаще же при анализе данных: водятся различные операции: находят среднее значение и стандартное отклонение, оценивают разброс данных и т. д.
Решение той или иной проблемы с помощью рассматриваемых методов обычно производится по следующей схеме.
1 Оценка отклонений параметров от установленной нормы. Выполняется часто с помощью контрольных карт и гистограмм.
2. Оценка факторов, явившихся причиной возникновения проблемы,
Проводят расслоение (стратификацию) по зависимостям между видами брака (дефектами) и влияющими факторами и с помощью диаграммы разброса исследуют тесноту взаимосвязей, применяют также причинно-следственную диаграмму.
3. Определение важнейших факторов, явившихся причиной отклонений параметров. Используют диаграмму Парето.
4. Разработка мероприятий по устранению проблемы.
5. После внедрения мероприятий — оценка их эффективности с помощью контрольных карт, гистограмм, диаграмм Парето.
В случае необходимости цикл повторяют до тех пор, пока проблема не будет решена.
Регистрацию результатов наблюдений выполняют часто с помощью графиков, контрольных листков и контрольных карт.
Рассмотрим суть и методику применения указанных простых методов контроля качества.