■ Группа, первой разработавшая вопросы-ситуации (кейсы), полу-
чает 3 поощрительных балла. Группа, подготовившая ситуации второй, получает один поощрительный балл, ш Группа, разработавшая оригинальные вопросы-ситуации, получает 2 поощрительных балла за каждую такую ситуацию.
■ Группа, использующая корректно элементы сатиры и юмора по
ходу игры, поощряется 2 баллами.
и Группа, вносящая поправки в вопросы-ситуации, разработанные другими группами экспертов, поощряется 2 баллами, в случае если поправки уместны и полезны.
■ Группа, демонстрирующая умение корректно общаться (умение
слушать партнеров), в случае непонимания партнерами ее ин
формации берет «вину» на себя, занимает правильную простран
ственную позицию при презентации информации и т.п., поощ
ряется 3 баллами.
СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ (ШТРАФОВ) ДЛЯ ГРУПП ЭКСПЕРТОВ
■ Группа, нарушившая правила игры, наказывается 1 баллом за каждый факт нарушения.
■ Группа, запрашивающая информацию для разработки модели, наказывается 3 баллами за каждый факт запроса; запрашивающая дополнительную информацию для разработки ситуаций-вопросов, наказывается 2 баллами за каждый факт запроса.
|
|
■ Группа, допускающая длительные (более 1 мин.) паузы во время коммуникации, штрафуется 1 баллом за каждую минуту.
■ Группа, нарушающая регламент игры, наказывается 2 баллами за каждый факт нарушения.
■ Группа, проявившая в ДИ некорректность или низкую культуру взаимодействия с партнерами по игре, наказывается 1 баллом за каждый факт проявления.
Примечание. Предлагаемый перечень поощрений и наказаний можно увеличить или уменьшить по усмотрению группы «компетентные судьи».
Группа «компетентных судей» совместно с руководителем или ассистентом игры оформляет стенд, на котором визуально отражает весь ход соревнования между играющими командами. Группе экспертов, занявшей по результатам очередного этапа деловой игры первое место, начисляются поощрительные баллы (до 10% от суммы набранных баллов). Победителем признается та команда экспертов, которая набирает наибольшее число баллов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Организатор игры делает ее развернутый анализ и подводит общие итоги по всем игровым группам. Он разбирает действия отдельных участников игры или каждой команды (аттестуемых, экспертов, отдела кадров, компетентных судей), разыгранные роли, отмечает достоинства и недостатки с учетом поставленных перед ними задач и их реализации, особое внимание обращая на умение конструировать деловые контакты, учитывать психологические особенности отдельных игроков.
|
|
Оценивая аттестуемых, преподаватель должен обратить внимание на причины успешной или неуспешной их аттестации, на умение опираться на практический опыт, адаптироваться к сложившейся на игре ситуации, взаимодействовать с другими участниками, проявлять активность.
При оценке работы экспертов необходимо проанализировать «актуальный образ» руководителя специалистов, разработанный ими: его
соответствие современным требованиям, подготовленные и заданные вопросы, точность их формулировки, разнообразие жанров.
Нужно также обратить внимание на то, что и как анализировалось экспертами и компетентными судьями по ходу игры и какие выводы формулировались, насколько они объективны и адекватны. В заключение важно отметить активность участников игры и работу лидеров команд.
Подводя итоги работы «отдела кадров», целесообразно обратить внимание на заполняемую этой группой документацию (особенно на составленную ими характеристику на каждого претендента, проходящего аттестацию), а также на то, как использованы материалы тестов, собеседований, ролевых игр, интервью.
При оценке действий группы «компетентные судьи» надо отметить их умение вести включенное наблюдение за действиями экспертов, работу с оценочными бланками, дополняя или упрощая их в зависимости от уровня компетентности играющих, а также обратить внимание на их объективность, умение аргументированно характеризовать качественную сторону ведения аттестации в игре.
В заключение организатор игры оценивает принятые решения, анализирует эффективность проведенного занятия, делая акцент на пробелах в знаниях, умениях и навыках, продемонстрированных по ходу игры.
Ассистент собирает все наработанные по ходу игры материалы (вопросы-ситуации, разработанные слушателями бланки оценивания, документы и др.) и передает их преподавателю. При необходимости проводится итоговая рефлексия участников игры по поводу ее значимости, практической целесообразности, достоинств и недостатков.
ТЕСТ «ПРОВЕРЬТЕ, КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ»
Инструкция
Независимо от того, работаете вы руководителем или нет, попытайтесь, пожалуйста, ответить «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы:
1. Охотно ли вы беретесь за управленческие задачи, не имеющие типовых схем решения?
2. Трудно ли вам было отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?
3. Долго ли вы оказывали предпочтение ранее возглавлявшемуся вами подразделению, уйдя на повышение?
4. Стремитесь ли вы к тому, чтобы выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций?
5. Умеете ли вы дать целостную оценку своим подчиненным (специалистам), квалифицировав их как сильных, средних или слабых специалистов?
6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий в кадровых назначениях или при продвижении персонала?
7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления нет и нужно уметь сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?
8. Считаете ли вы, что вам легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?
9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?
10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека или руководителя?
11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами (нехваткой жилья, низкой заработной платой, слабой материально-технической базой, нестабильностью социально-экономической ситуации в стране и т.п.)?
12. Считаете ли вы, что, если бы имели возможность чаще бывать на мероприятиях, погружаться в дела подчиненных, то эффективность вашего руководства значительно повысилась бы?
|
|
13. Часто ли вы ощущаете, что для эффективной работы вам не хватает времени?
14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?
Определите количество набранных вами баллов по следующей таблице:
Ключ к тесту «Проверьте, какой вы руководитель»
№ вопроса | «да» | «нет» | № вопроса | «да» | «нет» |
1. | 8. | ||||
2. | 9. | ||||
3. | 10. | ||||
4. | 11. | ||||
5. | 12. | ||||
6. | 13. | ||||
7. | 14. |
Максимально возможное количество баллов - 20.
Комментарии
От 0 до 5 б а л л о в. По складу вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность не занимать управленческую должность, так и поступите.
От 6 до 10 б а л л о в. Нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не следует также соглашаться перейти в другой коллектив. Вам нужно больше прислушиваться к мнению коллектива, активнее использовать коллективные формы принятия решений, стремиться создать и упрочить традиции в коллективе.
От 11 до 15 б а л л о в. Вы относитесь к типу «руководителя-организатора», умеете сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах: подбор и расстановка кадров, проблемы разработки и согласования оптимально (реально) выполняемого плана, вопросы материально-технического оснащения организации. Ваша сила в том, что вы никогда не идете на поводу у текущих дел, отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем, не останавливаясь перед конфликтами и взысканиями. Дела в возглавляемом вами подразделении идут, как правило, успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте текущие дела, перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.
|
|
От 16 до 20 б а л л о в. Вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам трудно работать в условиях «текучки». Вы ищете острых ситуаций, стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Вместе с тем, обладая необходимыми управленческими способностями, вы не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешает излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.
ТЕСТ «ГРАНИЦЫ ВАШЕЙ РЕШИТЕЛЬНОСТИ»
Инструкция
Каждый день мы принимаем какие-то решения в деловой жизни и в быту- важные и второстепенные. Иногда у нас есть время обдумать свое решение, а порой нужно реагировать незамедлительно. Как любая характеристика личности, решительность имеет свои границы. Долгие колебания в напряженный момент отнюдь не на пользу делу, как и излишняя поспешность.
Насколько вы решительны, отчасти поможет установить этот тест. Ответьте, пожалуйста, на вопросы («да» или «нет»):
1. Легко ли вы приспосабливаетесь к обстоятельствам?
2. Выключаете ли вы телевизор, когда становится ясно, что в
этот вечер ничего особенного и интересного не будет?
3. В состоянии ли вы все отложить ради любимого занятия?
4. Если вам предлагают хорошо оплачиваемую работу, соглашаетесь ли вы без колебаний?
5. Сразу ли вы признаете свои ошибки?
6. Приводят ли вас в замешательство нежданно нагрянувшие в ваш дом гости?
7. Меняете ли вы свое мнение в результате серьезной дискуссии?
8. Покупаете ли вы понравившуюся вам на витрине вещь, хотя знаете, что в данный момент она вам не нужна?
9. Соглашаетесь ли вы после долгих уговоров на что-то, чего никогда бы не сделали по собственному желанию?
10. Знаете ли вы точно, чем будете заниматься в ближайшие
выходные дни?
11. Всегда ли вы выполняете свои обещания?
Подсчитайте баллы по приведенной ниже таблице: