МАСТАК
Один из самых известных приемов, имеющий как самостоятельное значение, так и являющийся способом «выгружения» из игры -это разработанный Р.Ф. Жуковым метод МАСТАК- метод активного социологического тестированного анализа и контроля, который первоначально имел одним из важнейших предназначений подготовку памятки, цель которой - совершенствование личной деятельности для постановки и исполнения конкретных целей, устанавливаемых перед собой или окружающей средой.
При составлении памятки по методу МАСТАК учитывается множество возможных способов, стремление к достижению устанавливаемых целей, их подцелей или путей достижения результата, составляется перечень рекомендаций для собственного исполнения
(в отдельных случаях - и для коллективного). Чаще всего рекомендации нумеруются, что облегчает дальнейшую работу с ними, разделение, уточнение и дополнение их.
Против каждой рекомендации или ее самостоятельного раздела-абзаца прочерчиваются графы-столбцы для выставления оценок по избранной, например пятибалльной, системе.
|
|
Минимальное количество граф - две: «В» - важность рекомендации и «И» — исполнение ее. Эти графы могут подразделяться: например, графа «В» на «Важность»: техническая «Вт», технологическая «Втн», экономическая «Вэ», экологическая «Вэк», социальная «Вс», психологическая «Впс», политическая «Впол», религиозная «Врег» и так далее.
Индивидуальным либо коллективным способом (дискуссией или мозговой атакой) определяется относительная важность каждой из составляющих, включенных в анализ.
В случаях коллективной разработки памятки как самостоятельной технологии активизации обучения при проведении мозговой атаки или дискуссии в качестве второй графы вместо «И» вводится графа «Ф», в которой выставляются оценки за формулировку рекомендации, ее четкость, недвусмысленность, остроумие, что способствует лучшему пониманию и запоминанию текста. При окончательном редактировании текста памятки графа «Ф» заменяется на графу «И». Эта графа также может иметь дополнительные индексы: регулярно, нерегулярно, однократно, длительно и т.п.
Порой графы для выставления оценок вообще не вводятся. Однако отсутствие оценочных граф приводит к ослаблению работы над собой по реализации совета.
В настоящее время на различных языках имеется более 100 изданий по МАСТАК-технологиям: для руководящих работников и специалистов различного уровня, для преподавателей и слушателей системы повышения квалификации, для аспирантов, преподавателей и студентов высшей и средней школы общего и заочного обучения. К сожалению, МАСТАК, как и другие методы активного обучения, слишком мало известен и потому редко применяется преподавателями. В то же время в работе с использованием метода МАСТАК существует целый ряд трудностей, которые целесообразнее всего начать отображать в виде таблицы по методу МАСТАК.
|
|
МАСТАК можно разработать практически по итогам проведения любой интерактивной технологии.
С этой целью необходимо дать каждой группе время 10-15 минут для разработки рекомендаций как по содержанию проведенного игрового занятия, так и (или) для его участников: руководителей
Рекомендации | В | И |
1. Объясните себе причину, почему Вам следует взяться за эту работу 2. Разработайте перечень конкретных важнейших дел 3. Определите их относительную важность на сегодня 4. Придумайте мотивы необходимости выполнения рекоменд а- ций, например трудно предпринять уборку помещений, но прия т- но хвалить себя за чистоту в них 5. Систематически уточняйте перечень рекомендаций по мере их исполнения и изменения обстановки 6. Наградите себя за хорошую работу и достижения, получе и- ные Вами с помощью МАСТАКа 7. Один в поле не воин. Организуйте группу коллег, работа ю- щих с М АСТАКом и применяющих активные методы обучения. |
и специалистов. Рекомендации, сформулированные в МАСТАКе, могут быть практически полезны не только участникам игрового взаимодействия, но и самим преподавателям - они могут стать основой программы самосовершенствования и игротехнической самокоррекции.
КОМПЛИМЕНТ
Предложить участникам игры определить:
• лучшую группу,
• лучшего лидера команды,
• лучшего участника игры,
• самого доброжелательного или самого компетентного игрока и подготовить комплименты в их (его) адрес.
УРОК
Попросить участников игры сформулировать 3-5 уроков, которые можно извлечь из игры на основе анализа ее результатов и деятельности участников. Сформулировать их в виде уроков или как «Узелки на память».
НАРИСУЙТЕ ПЛАКАТ
За несколько минут до окончания занятия нарисуйте плакат, изображающий то, чему ваша группа научилась за сегодняшнее занятие. Это хорошее средство одновременно продолжить тему и подвести итоги групповому взаимодействию. Кроме того, это может быть довольно веселое занятие, особенно если группа должна изготовить большой и красочный плакат или коллективный «коллаж». Три последние минуты занятия можно потратить на осмотр произведений других членов групп.
используйте интернет
Предложите участникам интерактивного занятия обдумать и написать текст сообщения, которое будет помещено в Интернете. В нем можно описать содержание игры или упражнения и перечислить конкретные достижения участников.
ВАЖНЫЕ МЫСЛИ
Дайте участникам 3 минуты, чтобы они смогли записать те мысли, которые на сегодняшней игре им показались самыми важными, и пусть подумают - почему? Мысли можно написать на клейких листках или нарезанных кусочках бумаги. Затем составьте из них перечень по направлениям.
АГРЕССИВНЫЕ НАМЕРЕНИЯ
Предложите участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они в результате взаимодействия питают агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг, предусмотрительно поставленную специально для этих целей.
ЗЛАЯ ФИГУРА
Предложите участникам занятия собрать фигуру из всего плохого, злого и агрессивного, что есть в каждом участнике группы. Обучаемые по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, рога, шипы, жала, перепончатые крылья и т.п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, корябающего. Затем путем одновременного нажатия кнопок осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пучину забвения.
|
|
ПИСЬМО-ГАРМОШКА
Каждой группе дается лист бумаги. Затем участник №1 из каждой группы должен написать, какими достижениями после окончания игрового занятия он хотел бы похвалиться перед своим начальником. Затем лист сгибается так, чтобы не было видно написанного, и передается следующему члену группы. Потом «гармошка» разворачивается и вывешивается на доске. Кто-либо из группы может зачитать все, что там написано. Если группа участвует в нескольких игровых занятиях, то в дальнейшем можно внести дополнения и изменения в написанное.
ВЫХОД ИЗ ИГРЫ
Предложить каждому члену группы назвать тех, кто ему больше всего понравился как организатор за время обучения, и отметить, что бы он хотел от него перенять.
Предложить каждой команде назвать сильные и слабые стороны всех ее участников и сформулировать 3-5 рекомендаций для работы над недостатками.
КАРТОЧКА ОЩУЩЕНИЙ
Прикрепите в углу аудитории флип-чарт и поставьте на стол поднос с клейкими листками. Предложите участникам занятия приклеивать на флип-чарт листки с описанием своих ощущений и вопросами к руководителю игры.
ЧУВСТВА
Всем участникам игры предлагается какое-то игротехническое слово, например «ситуация», «тренинг» или «игра» или еще что-нибудь и предлагается, расположив слово по буквам вертикально, описать те чувства, которые превалировали у участника в процессе игры или по ее окончании. Например: И - интерес или игнорирование, Г - гордость или грусть, Р - радость или разочарование, А - азарт или апатия.
Это же задание можно осуществить с помощью цветной бумаги — листков темных (синий, черный, серый и др.) и светлых (розовый, желтый, голубой, бежевый и т.д.) тонов. Пусть каждый возьмет листок того цвета, который в большей степени соответствует его настроению и затем напишет на нем то чувство, которое он больше всего пережил во время игры. Затем можно наклеить эти листочки на крупные листы ватмана и посмотреть, какое настроение и какие чувства превалируют. Если есть время, то можно обсудить результаты.
|
|
КАК СКАЗАТЬ СПАСИБО
На каждой игре люди проявляются по-разному. Попросите участников выделить тех, кто внес наибольший вклад в игру, и затем проведите «мозговой штурм», чтобы придумать максимальное количество способов сказать «спасибо». Затем путем голосования выберите три наиболее удачных варианта и скажите их тем, кого выбрали.
ПРОШЛЫЙ ОПЫТ
В конце занятия проведите следующее упражнение. Попросите участников продолжить следующее упражнение: «Самый интерес-
ный семинар, на котором я был, это... потому что...» С помощью такого задания по итогам игры вы узнаете много полезных вещей, которые вам можно будет потом взять на заметку при проведении следующих игр или тренингов. Это отличная обратная связь.
ЛУЧШИЙ ИГРОТЕХНИК
В конце игрового занятия предложите каждой группе сформировать актуальный образ «лучшего игротехника года». С этой целью предложите участникам назвать три черты, которые они хотели бы видеть у эффективного организатора игр, или те черты, которые уже имеются у ведущего данного занятия. Затем путем внутригруппово-го взаимодействия пусть выберут пять лучших характеристик. Каждая команда сообщит о своих результатах публично.
РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
Сядьте в кресло, расслабьтесь, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Глаза закройте. Два или три раза медленно и глубоко вдохните, выдохните, обращая внимание на прохождение воздуха в легкие, до диафрагмы и обратно.
Теперь вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. Почувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 секунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает, а его место занимает ощущение расслабленности и комфорта.
Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релаксацией. Примерно через 15-20 секунд снова сожмите руку в кулак, 5-10 секунд изучайте напряжение, затем расслабьте руку. Почувствуйте расслабленность и тепло. Через 15-20 секунд повторите процедуру с левой рукой. Обязательно сосредотачивайтесь только на группах мышц, которые напрягаете и расслабляете, и старайтесь в это время не напрягать остальные мышцы.
Отведите время для проведения тех же циклов «напряжение -расслабление» для разных частей тела, чтобы расслабить соответствующие группы мышц:
• руки, сгибая каждую для напряжения бицепсов;
• руки, выпрямляя каждую для напряжения трицепсов;
• плечи, сгорбив их;
• шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь;
• рот, открывая его как можно шире;
• язык, прижимая его к нёбу;
• глаза, зажмуривая их;
• лоб, как можно выше поднимая брови;
• спину, прогибая ее и выпячивая грудь вперед;
• живот, втягивая его к позвоночнику и т.д.
Завершите упражнение, сделав два-три глубоких вдоха и почувствовав, как расслабленность «течет» по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда почувствуете себя готовым открыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым.
Цикл «напряжение - расслабление» можно отрабатывать и дома.
АУТОТРЕНИНГ
Предложить членам группы сесть поудобнее и закрыть глаза. Можно откинуть голову на спинку кресла или принять «позу кучера» - голова опущена, локти поставлены на колени, ноги расставлены достаточно широко. Звучит спокойная музыка или запись шума моря.
Монотонным спокойным голосом зачитывается следующий текст:
«Представьте, что вы находитесь в бухте на берегу моря. Легкий теплый ветер обдувает вас. Вы чувствуете себя расслабленным и успокоенным.
Я расслабляюсь и успокаиваюсь. Мышцы лица расслабляются и расслабляются мышцы лба. Расслабляются мышцы бровей. Веки наливаются тяжестью. Я успокаиваюсь. Расслабляются мышцы языка и жевательная мускулатура. Мышцы языка расслабляются. Расслабляются мышцы щек. Щеки опускаются, расслабляются мышцы затылка, расслабляются мышцы шеи. Мышцы шеи расслабляются. Я успокаиваюсь и расслабляюсь. Расслабляются мышцы спины. Внимание скользит по мышцам бедра. Мышцы бедра расслабляются. Коленные суставы раскрепощаются. Мышцы голени расслабляются. Носок обвисает. Расслабляются мышцы рук. Локти безвольно обвисают. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
Полный покой и полный отдых. Я освобожден от всех проблем. Мои мышцы полностью расслаблены...
Представьте, что вы выходите из моря в 5 часов утра. Прохладный ветер обдувает вас. Свежий озноб пробежал по телу. Расслабление уходит из ваших мышц. Энергия и бодрость поступают в ваше тело. Хороший тонус, хорошая работоспособность. Встаньте, руки -в замок и потянитесь». Звучит энергичная бодрая музыка.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПО ИТОГАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Анализ и оценка результатов интерактивного обучения всегда являлись ключевой темой для тех, кто проводит игры. Обучение и организационное развитие, которые не обеспечивают желаемых ре-
зультатов, являются потенциально вредными для любого предприятия, демотивирующими для участников и подрывающими авторитет преподавателей-игротехников, да и дискредитирующими сами интерактивные технологии.
Осмысленная оценка обучения и развития руководителей и специалистов позволяет увидеть как содержательные, так и инновационные результаты и на следующей игре произвести необходимые изменения, помогает понять - достигнуты ли успехи или вы «делаете плохую работу».
В реальной практике не каждая организация, нанимающая игротехников, проводящая обучение своего персонала и затрачивающая на этот процесс значительные средства, уделяет достаточное внимание оцениванию результатов обучения, выявлению потенциальных выгод для бизнеса или для организационного развития персонала.
На наш взгляд, это не только снижает мотивацию обучения интерактивным технологиям, но и позволяет преподавателям-дилетантам «пускать пыль в глаза», рассказывая менеджерам, которые их нанимают, какие они «крутые игротехники» и какими потрясающими технологиями они владеют.
Обратная связь - мониторинг, и оценки нужны не только заказчику игрового обучения, но и преподавателю - руководителю игры, как по ходу ее проведения, так и после окончания. Существует большое разнообразие в приемах установления обратной связи для получения информации о достижении планируемых целей, об удовлетворенности или неудовлетворенности обучаемых. Часть приемов вы прочитали в разделе «приемы выгружения» из игрового взаимодействия. К ним можно добавить разнообразные опросы в виде анкет или письменных отзывов. Однако следует помнить, что не всегда эта информация бывает объективна, иногда она излишне комплиментарна (так называемые «листки удачи»), а порой может быть даже неприятной! Существует и такая точка зрения, что анкеты - не более чем оценка того, насколько руководителям и специалистам понравилось, как они провели время, и насколько хорошо их развлекали.