ИЛИ «СНЯТИЕ РОЛЕЙ» (DEBRIEFING)

МАСТАК

Один из самых известных приемов, имеющий как самостоятель­ное значение, так и являющийся способом «выгружения» из игры -это разработанный Р.Ф. Жуковым метод МАСТАК- метод актив­ного социологического тестированного анализа и контроля, кото­рый первоначально имел одним из важнейших предназначений под­готовку памятки, цель которой - совершенствование личной деятельности для постановки и исполнения конкретных целей, ус­танавливаемых перед собой или окружающей средой.

При составлении памятки по методу МАСТАК учитывается мно­жество возможных способов, стремление к достижению устанав­ливаемых целей, их подцелей или путей достижения результата, со­ставляется перечень рекомендаций для собственного исполнения


(в отдельных случаях - и для коллективного). Чаще всего рекомен­дации нумеруются, что облегчает дальнейшую работу с ними, раз­деление, уточнение и дополнение их.

Против каждой рекомендации или ее самостоятельного разде­ла-абзаца прочерчиваются графы-столбцы для выставления оце­нок по избранной, например пятибалльной, системе.

Минимальное количество граф - две: «В» - важность рекомен­дации и «И» — исполнение ее. Эти графы могут подразделяться: на­пример, графа «В» на «Важность»: техническая «Вт», техноло­гическая «Втн», экономическая «Вэ», экологическая «Вэк», социальная «Вс», психологическая «Впс», политическая «Впол», религиозная «Врег» и так далее.

Индивидуальным либо коллективным способом (дискуссией или мозговой атакой) определяется относительная важность каждой из составляющих, включенных в анализ.

В случаях коллективной разработки памятки как самостоятель­ной технологии активизации обучения при проведении мозговой атаки или дискуссии в качестве второй графы вместо «И» вводится графа «Ф», в которой выставляются оценки за формулировку ре­комендации, ее четкость, недвусмысленность, остроумие, что спо­собствует лучшему пониманию и запоминанию текста. При окон­чательном редактировании текста памятки графа «Ф» заменяется на графу «И». Эта графа также может иметь дополнительные ин­дексы: регулярно, нерегулярно, однократно, длительно и т.п.

Порой графы для выставления оценок вообще не вводятся. Од­нако отсутствие оценочных граф приводит к ослаблению работы над собой по реализации совета.

В настоящее время на различных языках имеется более 100 из­даний по МАСТАК-технологиям: для руководящих работников и специалистов различного уровня, для преподавателей и слуша­телей системы повышения квалификации, для аспирантов, пре­подавателей и студентов высшей и средней школы общего и заоч­ного обучения. К сожалению, МАСТАК, как и другие методы активного обучения, слишком мало известен и потому редко при­меняется преподавателями. В то же время в работе с использова­нием метода МАСТАК существует целый ряд трудностей, кото­рые целесообразнее всего начать отображать в виде таблицы по методу МАСТАК.

МАСТАК можно разработать практически по итогам проведе­ния любой интерактивной технологии.

С этой целью необходимо дать каждой группе время 10-15 ми­нут для разработки рекомендаций как по содержанию проведенно­го игрового занятия, так и (или) для его участников: руководителей


Рекомендации В И
1. Объясните себе причину, почему Вам следует взяться за эту работу 2. Разработайте перечень конкретных важнейших дел 3. Определите их относительную важность на сегодня 4. Придумайте мотивы необходимости выполнения рекоменд а- ций, например трудно предпринять уборку помещений, но прия т- но хвалить себя за чистоту в них 5. Систематически уточняйте перечень рекомендаций по мере их исполнения и изменения обстановки 6. Наградите себя за хорошую работу и достижения, получе и- ные Вами с помощью МАСТАКа 7. Один в поле не воин. Организуйте группу коллег, работа ю- щих с М АСТАКом и применяющих активные методы обучения.    

и специалистов. Рекомендации, сформулированные в МАСТАКе, могут быть практически полезны не только участникам игрового взаимодействия, но и самим преподавателям - они могут стать ос­новой программы самосовершенствования и игротехнической само­коррекции.

КОМПЛИМЕНТ

Предложить участникам игры определить:

• лучшую группу,

• лучшего лидера команды,

• лучшего участника игры,

• самого доброжелательного или самого компетентного игрока и подготовить комплименты в их (его) адрес.

УРОК

Попросить участников игры сформулировать 3-5 уроков, кото­рые можно извлечь из игры на основе анализа ее результатов и де­ятельности участников. Сформулировать их в виде уроков или как «Узелки на память».

НАРИСУЙТЕ ПЛАКАТ

За несколько минут до окончания занятия нарисуйте плакат, изображающий то, чему ваша группа научилась за сегодняшнее занятие. Это хорошее средство одновременно продолжить тему и подвести итоги групповому взаимодействию. Кроме того, это мо­жет быть довольно веселое занятие, особенно если группа должна изготовить большой и красочный плакат или коллективный «кол­лаж». Три последние минуты занятия можно потратить на осмотр произведений других членов групп.


используйте интернет

Предложите участникам интерактивного занятия обдумать и написать текст сообщения, которое будет помещено в Интернете. В нем можно описать содержание игры или упражнения и пере­числить конкретные достижения участников.

ВАЖНЫЕ МЫСЛИ

Дайте участникам 3 минуты, чтобы они смогли записать те мыс­ли, которые на сегодняшней игре им показались самыми важны­ми, и пусть подумают - почему? Мысли можно написать на клей­ких листках или нарезанных кусочках бумаги. Затем составьте из них перечень по направлениям.

АГРЕССИВНЫЕ НАМЕРЕНИЯ

Предложите участникам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они в результате взаимодействия питают аг­рессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивы­ми буквами. Когда это будет сделано, попросите всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину для бумаг, предусмотрительно поставленную специально для этих целей.

ЗЛАЯ ФИГУРА

Предложите участникам занятия собрать фигуру из всего пло­хого, злого и агрессивного, что есть в каждом участнике группы. Обучаемые по очереди отдают на общее дело свои когти, зубы, рога, шипы, жала, перепончатые крылья и т.п. Существо, получающееся в итоге, целиком состоит из угловатого, кусающего, корябающего. Затем путем одновременного нажатия кнопок осуществляется старт стула с сидящим на нем воплощением агрессивных поползновений группы в межзвездное пространство, где оно и канет навеки в пу­чину забвения.

ПИСЬМО-ГАРМОШКА

Каждой группе дается лист бумаги. Затем участник №1 из каж­дой группы должен написать, какими достижениями после окон­чания игрового занятия он хотел бы похвалиться перед своим на­чальником. Затем лист сгибается так, чтобы не было видно написанного, и передается следующему члену группы. Потом «гар­мошка» разворачивается и вывешивается на доске. Кто-либо из группы может зачитать все, что там написано. Если группа уча­ствует в нескольких игровых занятиях, то в дальнейшем можно внести дополнения и изменения в написанное.


ВЫХОД ИЗ ИГРЫ

Предложить каждому члену группы назвать тех, кто ему боль­ше всего понравился как организатор за время обучения, и отме­тить, что бы он хотел от него перенять.

Предложить каждой команде назвать сильные и слабые сторо­ны всех ее участников и сформулировать 3-5 рекомендаций для ра­боты над недостатками.

КАРТОЧКА ОЩУЩЕНИЙ

Прикрепите в углу аудитории флип-чарт и поставьте на стол поднос с клейкими листками. Предложите участникам занятия при­клеивать на флип-чарт листки с описанием своих ощущений и воп­росами к руководителю игры.

ЧУВСТВА

Всем участникам игры предлагается какое-то игротехническое слово, например «ситуация», «тренинг» или «игра» или еще что-нибудь и предлагается, расположив слово по буквам вертикально, описать те чувства, которые превалировали у участника в процес­се игры или по ее окончании. Например: И - интерес или игнорирование, Г - гордость или грусть, Р - радость или разочарование, А - азарт или апатия.

Это же задание можно осуществить с помощью цветной бумаги — листков темных (синий, черный, серый и др.) и светлых (розовый, жел­тый, голубой, бежевый и т.д.) тонов. Пусть каждый возьмет листок того цвета, который в большей степени соответствует его настрое­нию и затем напишет на нем то чувство, которое он больше всего пе­режил во время игры. Затем можно наклеить эти листочки на круп­ные листы ватмана и посмотреть, какое настроение и какие чувства превалируют. Если есть время, то можно обсудить результаты.

КАК СКАЗАТЬ СПАСИБО

На каждой игре люди проявляются по-разному. Попросите участ­ников выделить тех, кто внес наибольший вклад в игру, и затем про­ведите «мозговой штурм», чтобы придумать максимальное количе­ство способов сказать «спасибо». Затем путем голосования выберите три наиболее удачных варианта и скажите их тем, кого выбрали.

ПРОШЛЫЙ ОПЫТ

В конце занятия проведите следующее упражнение. Попросите участников продолжить следующее упражнение: «Самый интерес-


ный семинар, на котором я был, это... потому что...» С помощью такого задания по итогам игры вы узнаете много полезных вещей, которые вам можно будет потом взять на заметку при проведении следующих игр или тренингов. Это отличная обратная связь.

ЛУЧШИЙ ИГРОТЕХНИК

В конце игрового занятия предложите каждой группе сформиро­вать актуальный образ «лучшего игротехника года». С этой целью предложите участникам назвать три черты, которые они хотели бы видеть у эффективного организатора игр, или те черты, которые уже имеются у ведущего данного занятия. Затем путем внутригруппово-го взаимодействия пусть выберут пять лучших характеристик. Каж­дая команда сообщит о своих результатах публично.

РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Сядьте в кресло, расслабьтесь, руки положите на колени, ноги удобно расставьте. Глаза закройте. Два или три раза медленно и глубоко вдохните, выдохните, обращая внимание на прохождение воздуха в легкие, до диафрагмы и обратно.

Теперь вытяните правую руку, крепко сожмите ее в кулак. По­чувствуйте напряжение в кулаке, когда сжимаете его. После 5-10 се­кунд концентрации на напряжении расслабьте руку. Разожмите кулак и заметьте, как напряжение отступает, а его место занимает ощущение расслабленности и комфорта.

Сосредоточьтесь на различиях между напряжением и релакса­цией. Примерно через 15-20 секунд снова сожмите руку в кулак, 5-10 секунд изучайте напряжение, затем расслабьте руку. Почувствуй­те расслабленность и тепло. Через 15-20 секунд повторите процедуру с левой рукой. Обязательно сосредотачивайтесь только на группах мышц, которые напрягаете и расслабляете, и старай­тесь в это время не напрягать остальные мышцы.

Отведите время для проведения тех же циклов «напряжение -расслабление» для разных частей тела, чтобы расслабить соответ­ствующие группы мышц:

• руки, сгибая каждую для напряжения бицепсов;

• руки, выпрямляя каждую для напряжения трицепсов;

• плечи, сгорбив их;

• шею, наклоняя голову вперед и упираясь подбородком в грудь;

• рот, открывая его как можно шире;

• язык, прижимая его к нёбу;

• глаза, зажмуривая их;

• лоб, как можно выше поднимая брови;

• спину, прогибая ее и выпячивая грудь вперед;

• живот, втягивая его к позвоночнику и т.д.


Завершите упражнение, сделав два-три глубоких вдоха и почув­ствовав, как расслабленность «течет» по вашему телу от рук через плечи, грудь, живот к ногам. Когда почувствуете себя готовым от­крыть глаза, медленно сосчитайте в обратном порядке от 10 до 1. С каждой цифрой чувствуйте себя все более и более свежим, бодрым.

Цикл «напряжение - расслабление» можно отрабатывать и дома.

АУТОТРЕНИНГ

Предложить членам группы сесть поудобнее и закрыть глаза. Можно откинуть голову на спинку кресла или принять «позу куче­ра» - голова опущена, локти поставлены на колени, ноги расстав­лены достаточно широко. Звучит спокойная музыка или запись шума моря.

Монотонным спокойным голосом зачитывается следующий текст:

«Представьте, что вы находитесь в бухте на берегу моря. Лег­кий теплый ветер обдувает вас. Вы чувствуете себя расслабленным и успокоенным.

Я расслабляюсь и успокаиваюсь. Мышцы лица расслабляются и расслабляются мышцы лба. Расслабляются мышцы бровей. Веки наливаются тяжестью. Я успокаиваюсь. Расслабляются мышцы языка и жевательная мускулатура. Мышцы языка расслабляются. Расслабляются мышцы щек. Щеки опускаются, расслабляются мышцы затылка, расслабляются мышцы шеи. Мышцы шеи расслаб­ляются. Я успокаиваюсь и расслабляюсь. Расслабляются мышцы спи­ны. Внимание скользит по мышцам бедра. Мышцы бедра расслаб­ляются. Коленные суставы раскрепощаются. Мышцы голени расслабляются. Носок обвисает. Расслабляются мышцы рук. Лок­ти безвольно обвисают. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.

Полный покой и полный отдых. Я освобожден от всех проблем. Мои мышцы полностью расслаблены...

Представьте, что вы выходите из моря в 5 часов утра. Прохлад­ный ветер обдувает вас. Свежий озноб пробежал по телу. Расслаб­ление уходит из ваших мышц. Энергия и бодрость поступают в ваше тело. Хороший тонус, хорошая работоспособность. Встаньте, руки -в замок и потянитесь». Звучит энергичная бодрая музыка.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПО ИТОГАМ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Анализ и оценка результатов интерактивного обучения всегда являлись ключевой темой для тех, кто проводит игры. Обучение и организационное развитие, которые не обеспечивают желаемых ре-


зультатов, являются потенциально вредными для любого предпри­ятия, демотивирующими для участников и подрывающими авто­ритет преподавателей-игротехников, да и дискредитирующими сами интерактивные технологии.

Осмысленная оценка обучения и развития руководителей и спе­циалистов позволяет увидеть как содержательные, так и иннова­ционные результаты и на следующей игре произвести необходи­мые изменения, помогает понять - достигнуты ли успехи или вы «делаете плохую работу».

В реальной практике не каждая организация, нанимающая иг­ротехников, проводящая обучение своего персонала и затрачива­ющая на этот процесс значительные средства, уделяет достаточное внимание оцениванию результатов обучения, выявлению потенци­альных выгод для бизнеса или для организационного развития пер­сонала.

На наш взгляд, это не только снижает мотивацию обучения ин­терактивным технологиям, но и позволяет преподавателям-диле­тантам «пускать пыль в глаза», рассказывая менеджерам, которые их нанимают, какие они «крутые игротехники» и какими потряса­ющими технологиями они владеют.

Обратная связь - мониторинг, и оценки нужны не только заказ­чику игрового обучения, но и преподавателю - руководителю игры, как по ходу ее проведения, так и после окончания. Существует боль­шое разнообразие в приемах установления обратной связи для по­лучения информации о достижении планируемых целей, об удов­летворенности или неудовлетворенности обучаемых. Часть приемов вы прочитали в разделе «приемы выгружения» из игрово­го взаимодействия. К ним можно добавить разнообразные опросы в виде анкет или письменных отзывов. Однако следует помнить, что не всегда эта информация бывает объективна, иногда она из­лишне комплиментарна (так называемые «листки удачи»), а порой может быть даже неприятной! Существует и такая точка зрения, что анкеты - не более чем оценка того, насколько руководителям и специалистам понравилось, как они провели время, и насколько хорошо их развлекали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: