Пo пpeдпpиятию имeютcя cлeдyющиe дaнныe:
| Haимeнoвaниe пpoдyкции | Ceбecтoимocть издeлия, pyб. | Oтпycкнaя цeнa oднoгo издeлия (бeз кocвeнныx нaлoгoв и oтчиcлeний), pyб. | |
| в oтчeтнoм гoдy | в плaниpyeмoм гoдy | ||
| «A» | |||
| «Б» |
Oпpeдeлить пpибыль и ypoвeнь peнтaбeльнocти пo кaждoмy издeлию в oтчeтнoм и плaниpyeмoм гoдax.
Решение:
1. Определяем рентабельность продукции по плану
Р = ((Ц – С) / С) * 100,
где Ц - цена одного изделия без учета НДС, руб.;
С - себестоимость изделия, руб.
1.1 в плaниpyeмoм гoдy
Расчет выполним для изделия А и Б
РА = ((20400 – 10000) / 10000) * 100 = 104 %
РБ = ((9900 – 7600) / 7600) * 100 = 30,26 %
1.2. в oтчeтнoм гoдy
Расчет выполним для изделия А и Б
РА = ((20400 – 20000) / 20000) * 100 = 2 %
РБ = ((9900 – 9600) / 9600) * 100 = 3,13 %
2. Определяем пpибыль пpeдпpиятия
ПР = Ц – С
2.1 в плaниpyeмoм гoдy
Расчет выполним для изделия А и Б
ПРА = 20400 – 10000 = 10400 руб.
ПРБ = 9900 – 7600 = 2300 руб.
2.2. в oтчeтнoм гoдy
Расчет выполним для изделия А и Б
ПРА = 20400 – 20000 = 400 руб.
ПРБ = 9900 – 9600 = 300 руб.
Тема 3 Планирование выпуска и продвижения продукции на рынок
Планирование как наука представляет собой систематизированное знание о закономерностях функционирования сложных хозяйственных систем. Планирование также является специализированным видом управленческой деятельности в сфере производства, обеспечивающим эффективное и согласованное функционирование всех составных элементов производственного процесса. Планирование выступает важным составным элементом механизма хозяйствования и формой государственного воздействия на экономику
Одним из основных планов, разрабатываемых в рамках формирования плана экономического и социального развития, является производственная программа. Под производственной программой понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разрабатываемое на основе заключенных договоров
Показатели, характеризующие производственную программу предприятия
Количественные (объемные) показатели:
— Товарная продукция.
— Валовая продукция.
— Чистая продукция.
— Сортность.
— Марка выпускаемой продукции.
Натуральные и стоимостные показатели:
— Натуральные показатели планового выпуска продукции (они зависят от специфики выпускаемой продукции и могут указываться, например, в килограммах, метрах, штуках и т. д.).
— Стоимостные показатели (в национальных денежных единицах) планового выпуска (реализованной, товарной, валовой и чистой продукции), отражаемые в действующих ценах.
— Стоимостные показатели (в национальных денежных единицах) планового выпуска (реализованной, товарной, валовой и чистой продукции), отражаемые в сопоставимых ценах.
— Стоимостные показатели (в валюте) планового выпуска продукции (реализованной, товарной, валовой и чистой), предназначенной для экспорта
План производства и реализации продукции разрабатывается в натуральном и стоимостном выражении. К основным стоимостным показателям относятся объемы товарной, валовой, реализуемой продукции. Определяющим является показатель товарной продукции.
Товарная продукция (ТП) представляет собой объем продукции, предназначенной для реализации и готовой к реализации.

где ГИ – готовые и полностью укомплектованные изделия;
Пфр.ст – полуфабрикаты, реализуемые на сторону;
ПУр.ст – производственные услуги, реализуемые на. Сторону;
ПМПр.ст – продукция массового потребления, реализуемая на сторону;
ПУМр.ст — продукция учебных мастерских, реализуемая на сторону;
РУк.с – работы и услуги, отпускаемые собственному капитальному строительству;
РМоб – работы и услуги, связанные с ремонтом и модернизацией оборудования;
Тс. изг – тара собственного изготовления.
Валовая продукция (ВП) – это стоимость всей произведенной продукции независимо от степени ее готовности.

где Онзпк.г – остатки незавершенного производства на конец года;
Онзпн.г – остатки незавершенного производства на начало года;
Смз – стоимость материала заказчика.
Реализованная продукция (РП) – стоимость продукции, предназначенной к реализации и подлежащей оплате в планируемом периоде.

где Огпн.г – остатки готовой продукции на складах на начало года;
Огпк.г – остатки готовой продукции на складах на конец года.
Чистая продукция (ЧП):
ЧП= ТП – МЗ – А,
где ТП — объем товарной продукции по плану;
МЗ — материальные затраты;
А — амортизация.
План производства и реализации должен быть обоснован производственной мощностью предприятия.
Сущность производственного потенциала предприятия.
Под производственным потенциалом предприятия понимается возможность предприятия обеспечить выпуск продукции в максимальном объеме.
Производственный потенциал предприятия формируется из следующих составляющих: потенциал оборудования (производственная мощность) потенциал материальных ресурсов, который делится на: производственный потенциал обеспечения выпуска продукции сырьем, основными и вспомогательными материалами, комплектующими изделиями потенциал обеспечения производственного процесса топливом и энергией потенциал производственных ресурсов (по трудовым ресурсам) финансовый потенциал.
Направления расчета потребности производства в соответствующих видах ресурса.
Потенциал предприятия определяется исходя из расчета максимальной потребности предприятия в том или ином виде ресурса. Для этого на предприятии разрабатываются балансы оборудования, материальных и трудовых ресурсов, в которых определены потребности производства в соответствующих видах ресурса и источники покрытия потребностей:
1 Потребности основного производства, определяемые как в текущем, так и в перспективном периоде.
2 Потребности вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств.
3 Потребности для обеспечения развития предприятия (строительство, перевооружение, реконструкция и т. д.).
Поскольку производственная программа рассчитывается, как правило, на год, т. е. на текущий период, то производственный потенциал, требуемый для ее выполнения, определяется на основе расчета текущих потребностей в материальных, трудовых, финансовых ресурсах (т. е. на год).
Текущая потребность производства в ресурсах определяется через ресурсное обеспечение выполнения производственной программы.
Обоснование выполнения производственной программы по позиции “Материальные ресурсы” определяется исходя из норм расхода каждого ресурса на изделие, запланированное к выпуску в соответствии с производственной программой.
Основным моментом в оценке возможностей предприятия по обеспечению выпуска продукции, установленного производственной программой, является расчет потенциала выпуска производственного оборудования, т. е. расчет производственной мощности, а также потребности в персонале.
Методика обоснования производственной программы производственными мощностями.
Производственная мощность — максимально возможный выпуск продукции или объема переработки сырья на предприятии в течение определенного периода при условии полной загрузки оборудования
Производственная мощность рассчитывается в натуральных измерителях, причем она определяется в тех же натуральных единицах, в каких измеряется производственный объем продукции.
Производственная мощность может рассчитываться на сутки, смену, квартал, год или сезон.
Также различают мощность участка, цеха, предприятия и отрасли.
Производственная мощность предприятия оценивается по мощности ведущих цехов.
Под ведущими цехами понимаются такие, в которых выполняются, основные технологические процессы, большие по трудоемкости объемы работ и в которых сосредоточено наибольшее количество машин и оборудования.
Пример: на швейных фабриках к ведущим цехам относят швейные; на текстильных — прядильное и ткацкое производство.
Производственная мощность ведущих цехов (ПМ) рассчитывается по формуле
ПМ = п * П *Ф,
где п — число единиц одноименного ведущего или технологического оборудования;
П — часовая техническая или паспортная производительность единицы оборудования (в натуральных измерителях);
Ф — фонд времени работы оборудования, ч.
Производственная мощность определяется по каждому виду оборудования отдельно и при расчете учитывается все технологическое оборудование, закрепленное за цехом, включая оборудование, бездействующее вследствие неисправности, а также оборудование, находящееся в ремонте и подлежащее установке в плановом периоде.
Не учитывается оборудование, находящееся в резерве (не введенное в действие), размещенное на опытно-экспериментальных участках и специальных участках, предназначенных для профессионально-технического обучения.
Если производственная мощность на момент ввода в действие предприятия определена в одной величине, то это не означает, что она останется такой же на протяжении всего периода функционирования предприятия, т. е. производственная мощность — величина динамическая.
Она может изменяться в результате технического, организационного совершенствования производства, повышения трудоемкости выпускаемой продукции и т. д.
Производственная мощность может увеличиться и уменьшиться.
Уменьшение производственной мощности осуществляется за счет вывода технологического оборудования из производства.
Пример: в случае свертывания производства при неблагоприятной рыночной ситуации предприятие может реализовать излишнее оборудование.
Прирост производственной мощности может осуществляться за счет следующих источников:
— технического перевооружения действующих предприятий, когда применяются более производительные средства труда, осуществляется модернизация и т. д.;
— реконструкции предприятия;
— строительства новых и расширения действующих производств.
В силу этих причин величина производственной мощности предприятия систематически пересчитывается.
Как правило, такой перерасчет осуществляется перед началом планируемого периода.
Входная производственная мощность рассчитывается на начало периода, выходная — на конец периода; производственная мощность, которая характерна для предприятия в течение всего периода (года), — среднегодовая.
Производственная мощность в течение года изменяется неравномерно. Это вызвано тем, что в течение периода (года) предприятие может осуществлять ввод новых и выбытие ранее действующих основных фондов. Причем ввод и выбытие основных фондов происходит в различные сроки.
Для того чтобы оценить возможность предприятия по выпуску продукции, необходимо рассчитать коэффициент ее использования (Кисп):
Кисп = ВП / ПМср.год,
где ВП — объем выпущенной продукции (в натуральных измерителях).
Решение типовых задач по теме «Планирование выпуска и продвиженияпродукции на рынок»






