Основы системы цен и тарифов. Цены на макро- и микроуровне

Все цены взаимосвязаны и образуют единую систему. Под воздействием рыночных факторов цены претерпевают изменения.

В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на так называемые блоки. Основными из них считаются следующие (рис. 5.1):

• оптовые цены на промышленную продукцию;

• цены на строительную продукцию;

• закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и прочие виды сырья;

• розничные цены;

• тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта;

• тарифы на коммунальные и бытовые услуги:

• цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные).

В зависимости от территории действия эти цены могут быть едиными для всей территории страны или региональными (поясными или зональными).

В зависимости от характера возмещения потребителем транспортных расходов цены делятся на цены в месте производства, цены с включением расходов по доставке, зональные цены и цены, определенные с заданием базисного пункта.

Оптовые цены на промышленную продукцию — это цены, по которым продается и покупается продукция предприятий и фирмизготовителей. Это понятие не зависит от формы собственности и в равной мере применимо к государственным, частным, акционерным, кооперативным и другим предприятиям. Как правило, продукция продается и покупается оптовыми партиями. В результате совершения купли-продажи возможна смена формы собственности.

В свою очередь оптовая цена на промышленную продукцию делится на оптовую цену предприятия (иначе называемую отпускной ценой) и оптовую цену промышленных изделий данного типа, производимых промышленностью в целом.

Разновидностью оптовой цены на промышленную продукцию является так называемая трансфертная цена. Эта цена применяется при движении товаров внутри одного и того же предприятия. Это могут быть, например, полуфабрикаты, управленческие и информационные услуги и др.

Рис. 5.1. Система цен и тарифов/

Оптовые цены промышленности в целом или цены предприятий, специализирующихся на выпуске той или иной однородной продукции, помимо оптовой отпускной цены предприятия включают сбытовую наценку (положительную или отрицательную), а также налог на добавленную стоимость.

Цены на строительную продукцию обычно бывают трех видов:

сметная стоимость, т.е. предусмотренный проектом максимум расходов на строительство объекта;

прейскурантная цена, т.е. предусмотренная проектом сметная стоимость единицы параметра для типового строительного объекта;

договорная цена, устанавливаемая в каждом конкретном случае по согласованию между заказчиками и исполнителями.

Закупочные цены - это оптовые цены, по которым сельскохозяйственные предприятия, население, а также другие производители сырья реализуют свою продукцию. Эти цены могут быть средними для данного вида продукции с учетом разной стоимости ее реализации по различным каналам (например, через заготовительные организации, по прямым связям, на сельскохозяйственных рынках и др.). Закупочные цены могут быть также свободными и устанавливаться договорами в зависимости от соотношения между спросом и предложением.

Цены при оптовых поставках определяются условиями контракта. Эти условия могут быть зафиксированы в контракте на момент его заключения, на весь срок его действия или к моменту его исполнения. В зависимости от характера такой фиксации различают несколько видов оптовых цен.

Твердая (стабильная, фиксированная, гарантированная) цена — это цена, которая устанавливается при подписании контракта. Она не подлежит изменению в течение действия контракта и не зависит от сроков поставки партии товара.

Подвижная цена — это цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть впоследствии изменена в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки. В таком случае расчеты выполняются по текущим ценам, т.е. ценам, действующим на данный момент. В контракте оговаривается обычно и величина «зоны нечувствительности», т.е. такое отклонение рыночной цены от указанной в контракте, при котором еще не требуется производить пересмотр цены. Величина этой «зоны» находится в пределах 2—5% от указанной в контракте цены.

Скользящая цена — это цена, исчисляемая на момент фактического исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены, учитывающего изменения производственных издержек за время действия контракта. Такие цены обычно устанавливаются на продукцию с длительным сроком изготовления.

Цена, фиксируемая в процессе выполнения контракта, уточняется и согласуется либо перед поставкой новой партии товаров, либо при долгосрочных контрактах перед началом очередного финансового года. В контракте оговариваются условия фиксации цены (обычно соответствующее право выбора оставляется за покупателем), а также метод расчета нового уровня цены.

При сделках на биржевые товары в контракте оговаривается, по котировкам какой биржи и каким образом будет определяться цена товара и в течение какого срока покупатель должен сообщить продавцу о своем желании зафиксировать контрактную цену.

Такие сделки с фиксацией цены по заявлению покупателя называются онкольными.

Ценообразование опционов. Опцион представляет собой право (но не является обязательством) осуществить куплю или продажу оговоренного объема того или иного актива по заранее установленной цене в течение определенного периода времени. Решение о реализации опциона принимается самостоятельно держателем данного опциона.

Арбитражное ценообразование применяется для анализа и прогнозирования многофакторной оценки доходности различного рода ценных бумаг, имеющихся у компании.

Контрактные и модифицированные цены. На этапе подготовки контрактов на поставку той или иной продукции для определения цен, указываемых в договоре, следует руководствоваться либо публикуемыми, либо расчетными ценами.

Публикуемые цены помещаются в специальных и фирменных источниках информации, которые могут носить общедоступный характер. Обычно эти цены отражают мировой уровень цен, применяемых наиболее известными и влиятельными поставщиками данного вида продукции.

Расчетные цены также используются для определения цен, оговариваемых при составлении контрактов. При этом следует различать публикуемые и справочные цены. К публикуемым ценам относятся:

биржевые котировки, представляющие собой цены товаров, являющихся предметом биржевой торговли;

цены аукционов и экспортно-импортных сделок, зафиксированных в определенный момент;

цены фактических внутренних сделок и среднее значение цен экспортно-импортных сделок за определенный временной интервал;

цены предложений крупных торговых и иных предприятий-продавцов.

Справочные цены — это цены, публикуемые под таким заголовком в различных общих и специальных изданиях или доходящие до партнеров по сделкам купли-продажи иным путем. Эти цены служат в качестве отправной точки для согласования договорных цен. Справочные цены могут быть:

номинальными, т.е. не связанными с реально проводимыми операциями купли-продажи;

базисными, т.е. «привязанными» к операциям купли-продажи в определенном пункте, принятом за базисную точку;

фактическими, т.е. связанными с опытом подобных операций, совершенных в прошлом.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — это цены перемещения грузов и пассажиров. Эту плату вносят отправители грузов или потенциальные пассажиры. Отличительной особенностью формирования платы, компенсирующей издержки грузового транспорта, является то, что эти издержки состоят из двух частей. Первая часть падает на так называемые начально-конечные операции (погрузку и выгрузку), а вторая часть - на движенческую операцию (собственно транспортировку груза).

Розничные цены являются конечными. По этим ценам товары поступают через различные торговые каналы непосредственно к потребителям в личное пользование или производство.

На каждой стадии реализации товара в его розничную цену включается налог на добавленную стоимость. В цену подакцизных товаров входит также акциз (косвенный налог). Акциз уплачивается в бюджет изготовителем товара. В конечном счете указанные виды налога оплачиваются тем, кто платит розничную цену, т.е. конечным потребителем. По отдельным группам товаров (например, по некоторым продуктам питания, товарам детского ассортимента) существуют льготные ставки этих налогов.

Тарифы на бытовые и коммунальные услуги являются оплатой тех услуг, которые предоставляются службами и предприятиями быта и коммунального сервиса (цены за ремонт одежды, обуви и других предметов личного потребления, плата за квартиру, отопление, воду, газ, электроэнергию, обслуживание территории, услуги связи и т. д.).

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, имеют двойной характер. Во-первых, они должны соответствовать внешнеэкономической политике и внешнеэкономическим связям государства и внутреннего рынка с другими странами и их рынками. Во-вторых, эти цены зависят от цен, складывающихся на мировых рынках.

Мировая цена формируется под воздействием спроса или предложения данного товара на мировом рынке, а также колебаний валютных курсов. На мировые цены может существенно влиять государство (путем лицензирования, квотирования и субсидирования экспорта и импорта).

В зависимости от методов возмещения транспортных расходов, которые играют большую роль в обслуживании внешнеторгового оборота, различают цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения».

Цены, распространяющиеся на те или иные ограниченные территории, классифицируются следующим образом.

Поясные цены устанавливаются, например, на такие товары, как газ, электроэнергия, квартирная плата и ряд других. Обычно поясные цены или лимиты на них определяются и контролируются государственными органами.

Региональные цены или лимиты на них устанавливаются и контролируются местными органами власти с учетом местных особенностей. Региональными, например, являются закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.

Зональные цены или лимиты на них устанавливаются в пределах какой-либо одной географической зоны. По мере удаленности зоны от пункта производства данного товара его цена возрастает за счет транспортных расходов.

Цены с надбавками, скидками и зачетами применяются для поощрения определенных действий продавцов и покупателей.

Надбавка к цене (премия, бонус) — это повышение цены, отражающее удовлетворение тех или иных специальных требований покупателя. Например, сюда относятся индивидуальный характер и специфичность заказа, срочность его выполнения, особые требования к комплектации и качеству, особые требования к содержательности и длительности сервисных услуг, удобная для покупателя форма оплаты, например оплата в рассрочку и др.

Льготные цены — это пониженные цены, устанавливаемые для отдельных групп покупателей на конкретные виды товаров на вполне определенных рынках или рыночных сегментах. Цель установления льготных цен — это стимулирование сбыта определенных товаров в определенных регионах.

Большую роль в гибком реагировании на рыночную ситуацию играет назначение различного рода скидок, или дисконтов. В нашей литературе иногда употребляется термин «удержание с цены». Рассмотрим в этой связи различные виды скидок.

Простая (непрогрессивная) скидка за наличный расчет применяется в том случае, когда покупатель готов оплатить товар наличными. Такая скидка соответствует ссудной ставке кредита и обычно равняется 2-3%.

Скидка за объем покупаемого товара предоставляется покупателям, закупающим товар большими партиями. Покупать товар в мелкой расфасовке при условиях его высокого потребления невыгодно.

Сюда же можно отнести и скидку с оборота, или бонусную скидку (бонус), предоставляемую постоянным покупателям в зависимости от оборота, обеспеченного в течение определенного срока (как правило, 1 года). Величина бонуса может достигать 15—30% суммы оборота.

Функциональная скидка, иначе называемая посреднической скидкой, предоставляется посредникам в канале распределения, которые берут на себя ряд функций, связанных с хранением, затариванием, ведением учета и др.

Прогрессивные скидки - это скидки за количество или серийность, которая предоставляется при постоянной закупке товара во все увеличивающемся объеме.

Дилерские скидки предоставляются производителями постоянным покупателям и посредникам по сбыту (включая заграничных). Величина дилерской скидки находится в пределах 15-20% от розничной цены.

Специальные скидки предоставляются тому кругу покупателей, в заказах которых продавцы особо заинтересованы. Сюда же относятся цены на поставку пробных партий товаров.

Экспортные скидки - это дополнительные скидки, которые предоставляются иностранным покупателям сверх скидок, действующих на внутреннем рынке.

Сезонные скидки предоставляются вне сезона активного бизнеса. Особенно характерны для деятельности туристских предприятий.

Скрытые скидки - это скидки на фрахт, льготные или беспроцентные кредиты, предоставление различного рода бесплатных услуг.

Скидки за возврат ранее купленного товара и сервисные скидки за техническое обслуживание за все время эксплуатации применяются для расширения круга клиентуры.

Клубные скидки - это скидки, предоставляемые членам различного рода потребительских обществ. По предъявлении документа, удостоверяющего членство, член клуба может получить скидку в размере 10-50% продажной цены и более.

Скидки с учетом международных коммуникаций осуществляются там, где (как, например, в арабских странах) не считают возможным подписать договор, если он не предусматривает скидку до 20-30% от первоначальной цены.

Зачеты представляют собой особый вид скидок. Под товарообменным зачетом понимается уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого. Зачеты на стимулирование сбыта - это вознаграждение для дилеров за их участие в рекламных мероприятиях в виде скидок на установленную для них цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: