Государственное регулирование жилищно-коммунальной сферы в городе Москве

Государственное регулирование жилищно-коммунальной сферы Москвы имеет три основных направления:

· регулирование в рамках жилищной политики;

· регулирование в рамках управления собственностью жилищного фонда;

· регулирование тарифов ЖКХ.

Регулирование в рамках жилищной политики:

Согласно ст. 2 гл. 1 Закона г. Москвы от 11.03.1998 № 6 «Основы жилищной политики города Москвы», жилищная политика Российской Федерации – это мероприятия, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления, направленные на обеспечение соблюдения права гражданина Российской Федерации на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1. содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4. стимулируют жилищное строительство;

5. обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6. обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

7. обеспечивают контроль соблюдения установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

В Москве жилищной политикой занимается, в основном, Департамент жилищной политики и жилищного фонда.
Регулирование в рамках управления жилищным фондом:

На сегодняшний день основной формой регулирования ЖКХ является приватизация помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В Москве этим также занимается Департамент жилищной политики и жилищного фонда.

Таким образом, собственники получают право по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим им имуществом, например, самостоятельно выбрать форму управления своим домом, предпочесть ту или иную обслуживающую организацию, установить тарифы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с передачей жилых и нежилых помещений из государственной собственности в частную, для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома собственники помещений в многоквартирных домах могут самостоятельно выбирать способ управления своим многоквартирным домом. Существует три способа управления:

· непосредственное управление собственниками, т.е. полная ответственность для жильцов за состояние и эксплуатацию многоквартирного дома (целесообразно при небольшом количестве помещений в доме);

· способ управления ТСЖ или ЖСК – предполагает образование домовладельцами Товарищества собственников жилья для самостоятельного управления кондоминиумом, или для последующей его передачи уполномоченной управляющей организации;

· управление управляющей организацией, что означает передачу домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно-коммунальные услуги.

Установление различных способов управления многоквартирными домами находится в ведении московского Департамента ЖКХ и благоустройства.

Способ управления многоквартирным домом может быть изменен в любое время по решению домовладельцев.
Неизбрание домовладельцами в течение шести месяцев способа управления кондоминиумом, в котором более 50 % площади помещений находится в частной собственности, влечет наложение штрафа на домовладельцев – граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме.

Регулирование тарифов ЖКХ:

Тарифы и надбавки в рамках коммунальных услуг регулируется федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, Москвы.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации. Организациями создается производственная программа.

Производственная программа включает:

1. обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;

2. план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией;

3. план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

В течение периода действия тарифов на услуги организации коммунального комплекса дополнительные средства, полученные организацией коммунального комплекса в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при реализации ее производственной программы, остаются в ее распоряжении.

Согласно «Основам ценообразования в сфере ЖКХ» и «Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии», правомочно использование трех методов установления тарифов и цен:

· метод экономической обоснованности расходов;

· метод индексации;

· метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (для тарифов на тепло и электроэнергию).

Организации коммунального комплекса должны обеспечивать свободный доступ к информации о тарифах и надбавках, которые подлежат регулированию в соответствии с Законом.

Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Закона.

Регулированием тарифов ЖКХ в Москве занимается Департамент ЖКХ и благоустройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: