До 1 января 2006 года городской государственный заказ регулировался Законом города Москвы от 15 мая 2002 года N 26 "О городском государственном заказе".
1 января 2006 года в силу вступил Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 63 "О признании утратившими силу законов города Москвы о городском государственном заказе».
Одновременно с вышеуказанным законом, в силу вступил Закон г. Москвы от 28.12.2005 N 2 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в связи с признанием утратившими силу законов города Москвы о городском государственном заказе». То есть не было единого закона, регулирующего сферу городского заказа.
Позднее президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о контрактной системе). Закон вступил в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – закон о госзакупках), который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности). То есть городской и государственный заказ теперь регулируется одним федеральным законом.
Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует весь комплекс отношений между заказчиком и поставщиком товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений начиная с этапа планирования закупок. ФЗ-44 устанавливает единый порядок процедуры размещения заказа на всей территории РФ, а также устанавливает способы определения поставщика и процедуру заключения государственных и муниципальных контрактов.
Закон о контрактной системе призван обеспечить открытость и прозрачность в сфере закупок, повысить профессионализм заказчиков, стимулировать введение инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Цели ФЗ-44:
· повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг;
· обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок;
· предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах:
· открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,
· обеспечения конкуренции,
· профессионализма заказчиков,
· стимулирования инноваций,
· единства контрактной системы в сфере закупок,
· ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Основные отличия 44-ФЗ от 94-ФЗ:
· Единая информационная система
· Новые правила обеспечения заявки и контракта
· Реестр банковских гарантий
· Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков и исполнителей)
· Заключение, исполнение, изменение и расторжение контракта
· Антидемпинговые меры
· Условия для участников закупок в Контрактной системе - активное участие в тендерах, квалификация участника, опыт работы, деловая репутация
· Жилищно-коммунальное хозяйство крупных городов: