- Кто придумал рекламу?
- Змей-искуситель!
-???
- Ну да! Ведь это он провел в раю первую в мире
рекламную кампанию. Он "разработал" для Евы
такую линию поведения и "составил" для нее
такие привлекательные тексты, что "клиент" —
Адам — просто не смог устоять. Мало того,
его идеи оказались такими действенными, что
многие века бесчисленные поколения дочерей
Евы пользуются или почти без изменений.
Вячеслав Полукаров
Реклама прочно вошла в российскую действительность. Ежедневно каналы СМИ приносят в каждый дом новые потоки рекламной информации. Современная реклама сложна и многогранна, она вобрала в себя огромные интеллектуальные и материальные ресурсы, превратившись в самостоятельную отрасль бизнеса, требующую большое количество высококвалифицированных специалистов. Зарождение и развитие рекламы в России связано с переходом страны на путь рыночной экономики. Так как в условиях жесткой конкуренции на рынке снизить уровень производственных затрат ниже определенного предела фактически невозможно, то товаропроизводители должны искать пути увеличения продаж своих товаров. Поэтому на первый план вышел маркетинг, являющийся основной наукой и одновременно концепцией развития компаний в этих условиях.
|
|
Существует множество определений понятия маркетинг. В этот термин вкладывается двоякий смысл: маркетинг - это одна из функций управления и методология бизнеса в условиях рынка. В учебном пособии "Рекламное дело" Э. А. Уткин и А. И. Кочеткова дают следующее определение маркетингу: "Маркетинг выступает как процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы все разнообразие благ приводило к удовлетворению нужд всех без исключения потребителей... Маркетинг — очень важный вид человеческой деятельности, имеющий целью удовлетворение потребностей людей, организаций посредством обмена".
Маркетинг — это система выживания и развития любого бизнеса, в том числе и рекламного.
В любом бизнесе реклама является одной из самых дорогих и необходимых и вместе с тем самых непредсказуемых статей расхода. Без рекламы никакое предприятие долго не продержится. Но и с рекламой, если она сделана плох о, как чаще всего и случается, успех дела не гарантирован. Это происходит отчасти оттого, что большинство людей не знают фундаментальных принципов рекламного дела.
С переходом экономики к "рынку покупателей" (предложение преобладает над спросом) стратегия маркетинга должна уделять основное внимание процессам потребительского выбора и принятия решений.
|
|
В едином комплексе научных дисциплин в области рекламы можно отметить следующие: история рекламы, этик;a рекламы, экономика рекламы, социология рекламы, психология рекламы, рекламное право, рекламный менеджмент, рекламный маркетинг и др.
Рекламный рынок — один из наиболее динамично растущих рынков в мире. По данным Всемирной ассоциации рекламы (IAA) в 2000 г. общемировой бюджет рекламы составил 332 млрд. долл., а в 2001 г. — уже 352 млрд. долл.
По оценкам экспертов Российской независимой исследовательской компании RPRG (Russian Public Relations Group), общий оборот рекламы в России составил в 2001г. 1,514 млрд. долл. Из них реклама на телевидении — 780 млн. долл., реклама в прессе — 400 млн. долл., наружная реклама, включая метро, — 225 млн. долл., радиореклама — 105 млн. долл., реклама в сети Интернет — 4 млн. долл. Процент прироста вложений в рекламу по сравнению с 2000г. для разных медиаагентств составил: ТВ — 63%, прессы — 21%, наружной рекламы — 50%, радио — 11%, а общий прирост рынка рекламы по сравнению с 2000 г. — более 40%.[2]
Таблица 1