1. Основные типы реверс редукторов.
Для уменьшения скорости вращения гребного вала по сравнению с валом двигателя в реверс – редукторах применяются шестерёнчатые передача, причём для переднего хода используется одна пара шестерён, а для заднего передача с промежуточной шестернёй, изменяющей направление вращения ведомой.
Включается та или иная передача одной двухсторонней или двумя односторонними муфтами трения. Рассмотрим схему реверс-редуктора с одной двухсторонней муфтой трения при двух ведущих валах.
1 – корпус муфты трения.
2 – диск заднего хода.
3 – нажимный диск.
4 – диск переднего хода.
5 – крышка корпуса.
6 – вал переднего хода.
7 – ведущая шестерня переднего хода.
8 – вал заднего хода.
9 – ведущая шестерня заднего хода.
10 – промежуточная шестерня.
11 – выходной вал.
12 – шестерня.
13 – шестерня.
К валу двигателя крепится корпус 1 муфты трения, внутри которого находятся диски: нажимной 3; переднего 4; и заднего 2 хода.
Диски трения переднего и заднего хода сидят на шлицах соосных валов переднего 6 и заднего 8 хода, причём вал заднего хода расположен внутри вала переднего хода (вал переднего хода полый). На концах валов насажены ведущие шестерни 7 и 9. Ведущая шестерня переднего хода 7 сцеплена с ведомой 1 3 непосредственно, а ведущая шестерня
, а ведущая шестерня заднег хода 9 – с ведомой 12 через промежуточную шестерню 10. При положении стоп нажимной диск 3, врашающийся вместе с корпусом 1 муфты трения, находится в среднем положении, диски 2 и 4 свободны и валы 6 и 8 не вращаются. При включении реверс-редуктора на передний ход нажимной диск 3 сдвинется вправо. Диск переднего хода 4 оказывается сжатым между диском 3 и крышкой корпуса 5. Вращающий момент передаётся от вала двигателя к валу переднего хода 6, а затем через шестерни 7 и 13 выходному валу 11. выходной вал вращается в направлении обратном валу двигателя и с меньшей скоростью. Из-за передаточного отношения шестерён 7 и 13.
При включении на задний ход нажимной диск 3 сдвигается влево и зажимает диск 2. Вращающий момент передаётся через вал 8 и шестерни 9, 10, 1 2.
Выходной вал вращается в том же направлении, что и вал двигателя
Для реверс-редукторов, передающих значительный вращающий момент применяются две многодисковые, или конические муфты трения при одном ведущем вале.
На ведущем валу 16 свободно сидят ведущие шестерни переднего 15 и заднего хода 20 они сцеплены с ведомыми шестернями выходного вала 23, причём шестерни переднего хода 15 и 14 сцеплены непосредственно, а шестерни 20 и 22 через промежуточную шестерню 21. Сцепление с ведущим валом шестерён 15 и 20 производится муфтами трения. Корпус 18 муфты жёстко насажен на вал 16, а конуса или диски 17 и 19 насажены на шлицы ступиц шестерён 15 и 20 в зависимости от того, какой из конусов 17 или 19 введён в зацепление с корпусом 18 вращающий момент будет передаваться через шестерни переднего или заднего хода. Когда оба конуса выведены из зацепления, выходной вал 23 не вращается.
В обоих рассмотренных схемах реверс-редукторов общий недостаток. При включении передачи переднего хода, вращаются вхолостую шестерни заднего хода, при этом вал или шестерня будут вращаться в противоположную сторону ведущего вала и на это затрачивается значительная работа.