1. Товары повседневного спроса — товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой (табачные изделия, мыло, газеты).
1.А. Основные товары повседневного спроса (кетчуп, зубная паста).
1.В. Товары импульсивной покупки (шоколадные батончики, журналы).
1.С. Товары для экстренных случаев (зонтики в дождь).
Упаковка товаров повседневного спроса внутренне подразделяется на упаковку для потребителей с различным уровнем дохода, хотя в случае повседневной упаковки это деление не столь ярко выражено, как и возрос-тная и половая градация, по сравнению с упаковкой, допустим, для подарка (можно рассматривать ее как упаковку для экстренных случаев).
Оценивая значение упаковки, мы обращаемся к психологическому аспекту. Задача дизайнера — всеми доступными его профессии средствами сформировать на подсознательном уровне установку на приобретение данного товара. При создании этой установки учитываются такие факторы, как: а) удобство, б) новизна (новая, более совершенная модификация), в) престижность. Будут использоваться и чисто художественные средства, такие как конструкция, пластическое решение и изобразительный ряд, а также композиционные средства (ритм, масштаб, контрасты и т.п.).
|
|
Комплексно разберем самую невыразительную в знаковом отношении повседневную упаковку: в упаковке повседневного спроса главным объектом подачи является сам товар. Упаковка его должна быть привлекательна, но не слишком дорога, поэтому предназначение упаковки определяет материал, из которого она будет сделана. Это прежде всего может быть недорогой современный синтетический материал типа фольги, полиэтиленовой пленки или целлофана. Эти материалы поддаются полиграфической обработке, прочны, гигиеничны, два последних — прозрачны, что позволяет потребителю визуально познакомиться с продуктом, заключенным в нем, а кроме того, целлофан, благодаря свойственному ему блеску, добавляет привлекательность продукту. Это и психологическая составляющая. На нашем рынке в последнее десятилетие мы можем наблюдать, как активно к использованию этих матери-
78_____________________________________________________ Глава 3
алов переходят в упаковке таких распространенных продовольственных товаров, как сахарный песок в килограммовой упаковке, различные крупы, также килограммовой расфасовки, и другие изделия, например кондитерские (пакетики для карамели и т.д.).
Конечно, решение об используемом материале определяется прежде всего спецификой самого продукта. Жидкость в современном мире не станут разливать в деревянную упаковку, а кислоту — в бумажный пакет, но вопрос престижности будет определять выбор материала. Так мы знаем, что упаковка для чая может быть как бумажной, так и жестяной или деревянной, может быть использована упаковка из фарфора, в таком случае это будет уже чай-подарок. Причем хотелось бы отметить, что чем ярче выражена подарочная направленность в упаковке, тем более комплексной она является и тем больше материалов используется при создании подарочного упаковочного комплекса. Естественно, стоимость самого продукта будет уменьшаться по сравнению со стоимостью его упаковки в процентном отношении.
|
|
Немного выделяется упаковка, предназначенная для детей, в которой явственно выражено игровое начало. Оно присутствовало всегда, но в упаковке советского периода преобладало дидактическое начало. Мы перешли к особенностям создания упаковки для людей различных возрастов, здесь можно выделить прежде всего такие категории, как детская, подростковая (тинэйджеры), молодежная, люди среднего возраста и пожилые люди. Выбор материала (технологическая функция) в данном случае определяется удобством потребления, для детей и молодежных групп это возможность нанесения более ярких красок, а для более консервативной группы — привычные упаковочные материалы и традиционные формы.
2. Товары предварительного выбора — товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (мебель, одежда, основные электробытовые приборы, подержанные машины). В данном случае упаковка играет меньшее значение. Здесь наиболее всего ценятся информационные возможности упаковки. Необходимо содержание инструктивных указаний и таких дополнительных сведений, как требования к сохранности товара, например требования соблюдать осторожность при транспортировке или не подвергать воздействию солнечных лучей или воды и т.д.
3. Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия (модные товары, стереоаппаратура, фототовары и т.д.). Упаковка
Маркетинговые исследования при конструировании упако вки 79
для таких товаров прежде всего должна отвечать требованиям моды, престижа, очень точно должна быть рассчитана на воздействие на определенный сегмент рынка.
4. Товары пассивного спроса — товары, которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке (страхование жизни, надгробия, различные новинки в быту). Их упаковка должна быть очень необычна, привлекать внимание и содержать максимум информации о возможностях использования данного товара в быту.
Чтобы решить эти задачи, необходимо решить вопрос и о том какую позицию будет занимать данный товар на рынке в ряду аналогичных товаров.
Позиционирование на рынке — это обеспечение товару, не вызывающему сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей. Большую роль в идентификации товара играет упаковка. Упаковка должна сообщить потребителю о тех особых качествах и преимуществах, которые заявляет производитель. Дизайнерское решение упаковки позволяет выделить ее на полке магазина и закрепить визуальный образ в сознании потребителя. Визуальный образ упаковки тесно связан с товарной маркой и фирменным стилем фирмы изготовителя. Как производится решение о позиционировании товара и сегментировании рынка, какие факторы необходимо при этом учитывать?