№
| Персоналии
| Основные исследования
|
|
|
|
1.
| Роджерс Карл Рэнсом (1902-1990)
| Разработал клиент-центрированный подход, реализованный в возрастной, педагогической, социальной и политической психологии. Сформировал общую теорию межличностных взаимоотношений. Личностно-центрированная терапия характеризуется: 1)верой в конструктивную и творческую мудрость человека; 2) убеждением в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека; 3)представлением о закономерных стадиях протекания группового процесса. Является создателем гуманистического идеала свободного и целостно функционирующего человека (характеризуется свободой, ответственностью, гармоничностью, целостностью, актуализацией и реализацией потенциальных возможностей)
|
2.
| Маслоу Абрахам Харольд (1908-1970)
| Специалист в области психологии личности, мотивации, один из лидеров трансперсональной психологии. Автор нового направления в психологии личности - психологии Бытия человека. Создатель образа самоактуализированной личности, на основе которого им была разработана теория человеческой мотивации, основанная на идеи иерархии удовлетворения потребностей в самоактуализации
|
3.
| Олпорт Гордон (1897-1967)
| Создатель диспозициональной концепции личности.Развивал теорию личности на основе понятий «Я» и самоактуализации, обозначающей стремление личности к достижению чего-то осмысленного и значительного в жизни. Считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, а не биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Выдвинул положение о том, что мотивы. Возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (принцип функциональной анатомии)
|
4.
| Франкл Виктор Эмиль (1905-1997)
| Автор логотерапии, психолог экзистенциональной ориентации. Его теория личности состоит из трех частей: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Считал, что причиной ноогенного невроза (утрата интереса к жизни, апатия, депрессия) является отсутствие смысла и его реализации, что вызывает состояние экзистенционального вакуума и фрустрации.
|
|
|
|
|
| Описал смысловые универсалии – три класса ценностей: ценности творчества (в т.ч. труд), ценности переживания (в т.ч. любовь) и ценности отношений. Особое место отводил изучению проблемы ответственности
|
5.
| Бюлер Шарлота (1893-1974)
| Ее исследования посвящены детской и юношеской психологии. Развивала целостный подход к изучению жизненного пути личности через психолого-биографические исследования.Ей принадлежит идея о фазах развития и периодизации жизненного пути личности. Разработала тестовые методы
|
6.
| Мэй Ролло Риз (1909-1994)
| Теоретический, организационный и идейный лидер гуманистической психологии. Анализируя проблемы современного человека, выдвигает на передний план проблему тревоги, где гибкость личностных ценностей является, фактором, облегчающим совладение с нормальной тревогой. Источником высших человеческих свойств считал самосознание, с помощью которого человек способен управлять собственным развитием. Отсюда понятие свободы связывал с гибкостью, открытостью, готовностью к изменениям. Целью психотерапии считал освобождение от симптомов, от принуждений, от неконструктивных навыков и т.д.
|