Основные цели, которые ставит перед собой фирма, часто сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
- производство,
- маркетинг,
- НИОКР,
- финансовое управление,
- общее управление.
Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис.1.
Рис. 1. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс)
Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- потребления;
- научно-технической, экономической, политической информации;
|
|
- капитала;
- рабочей силы;
- сырья, материалов и комплектации.
Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям.
Очевидно, что деятельности основных сфер фирмы переплетены и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами: особенностью производственного процесса и характером внешней среды фирмы.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
Тема 4. Планирование как функция менеджмента.
Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента.
Понятие и состав функций управления. Понятие и сущность стратегического планирования. Модель стратегического планирования. Выбор миссии. Ценности и цели. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Разработка стратегических альтернатив и выбор стратегии.
Социальные и экономические факторы стратегического планирования. Стратегическое планирование и разработка программ.
Тактическое планирование. Процедура разработки тактического плана.
Оценка стратегического плана. Процесс реализации стратегии.
4.1 Основные функции менеджмента: планирование
Фyнкция плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe — yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Плaниpoвaниe — этo oдин из cпocoбoв, c пoмoщью кoтopoгo pyкoвoдcтвo oбecпeчивaeт eдинoe нaпpaвлeниe ycилий вcex члeнoв opгaнизaции к дocтижeнию ee oбщиx цeлeй. С дaннoй фyнкции нaчинaeтcя пpoцecc yпpaвлeния, oт ee кaчecтвa зaвиcит ycпex opгaнизaции. Пo cвoeй cyти фyнкция плaниpoвaния пpизвaнa oтвeтить нa cлeдyющиe ocнoвныe вoпpocы:
|
|
· гдe мы нaxoдимcя в нacтoящee вpeмя? Мeнeджepы дoлжны oцeнить cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции в ocнoвныx ee oблacтяx (финaнcы, мapкeтинг, пepcoнaл, НИОКР), чтoбы oпpeдeлить, чeгo мoжeт peaльнo дoбитьcя opгaнизaция;
· кyдa мы xoтим двигaтьcя? Мeнeджepы дoлжны, oцeнивaя вoзмoжнocти и yгpoзы в oкpyжaющeй opгaнизaцию cpeдe, oпpeдeлить, кaкими дoлжны быть цeли opгaнизaции и чтo мoжeт пoмeшaть дocтижeнию этиx цeлeй;
· кaк мы coбиpaeмcя cдeлaть этo? Мeнeджepы peшaют, чтo дoлжны дeлaть члeны opгaнизaции для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй
4.2. Структурная схема планирования
Сам процесс планирования проходит 4 этапа:
— разработка общих целей;
— определение конкретных, детализированных целей на заданный период времени (1, 5, 10 лет);
— определение путей и средств их достижения;
— контроль, за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.
Любая организация должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование.
Результатом планирования является разработка системы планов организации. Такая система включает стратегические, тактические и оперативные планы, планы организации в целом, ее основных подразделений и функциональных сфер и т.д. Ключевую роль в данной системе играют стратегические планы организации в целом.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельностифирмы и ориентировано на определение конечных результатов с учетом средств и способовдостижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Стратегическое планирование охватывает период в 10—15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет нафункционирование всей системы управления и основывается на большом количестве ресурсов.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, скоторыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период. Цели долгосрочных планов реализуются через программы, годовые планы, планы прибылей, а программы закрепляются за подразделениями организации.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений,предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий,предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его главная задача заключается в обеспечении нововведений и изменений в организации в достаточной степени.
Основными этапами стратегического планирования являются:
· определение миссии организации;
· формулировка целей;
· оценка и анализ внешней среды;
· оценка и анализ сильных и слабых сторон организации;
· формулировка возможных стратегий;
· выбор стратегии;
· реализация стратегии;
· анализ и оценка стратегии и уточнение (или корректировка) на этой основе миссии и целей организации.
Миссия раскрывает общественное предназначение организации - удовлетворение определенной общественной потребности (производство товаров, оказание услуг) или выполнение функции, например, обеспечение экологической безопасности.
|
|
Осуществление миссии организации обеспечивает достижение высшей цели организации. Для коммерческой организации такой целью является обеспечение устойчивой прибыльности в течение длительного периода времени.
Для осуществления миссии и достижения высшей цели необходимо разработать ряд прогнозов.
Прогноз - это комплекс взаимосвязанных оценок, целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах.
В зависимости от объекта различают прогнозы ресурсов, спроса, производственного, научного потенциала, демографические, комплексные.
Конкретная организация на основе ее миссии и высшей цели и с учетом прогнозной информации, полученной как подразделениями организации, так и специализированными центрами, разрабатывает стратегию организации.
М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури выделяют четыре основные стратегические альтернативы: 1) ограниченный рост, 2) рост, 3) сокращение и 4) сочетание указанных выше альтернатив. Здесь учитывается лишь одна характеристика деятельности организации - объем производства (продаж).
Результатом стратегического планирования является стратегический план организации, который должен обеспечить:
· выживание организации в конкурентной среде, сохранение целостности, стабильности функционирования, перспективы развития организации;
· привлекательность имиджа организации для партнеров, потребителей, работников;
· гибкость организации, способность адекватно реагировать на воздействия внешней среды, адаптироваться к ее изменениям.
4.4 Инструменты реализации стратегического плана
Основными инструментами реализации стратегического плана являются тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика - это краткосрочная стратегия, направленная на реализацию долгосрочной стратегии.
Выработку долгосрочной стратегии осуществляет высшее руководство организации, а к разработке тактики подключаются работники других уровней.
Результаты реализации тактики:
|
|
· проявляются быстрее, чем результаты реализации стратегий;
· позволяют своевременно скорректировать стратегию;
· должны обеспечивать реализацию стратегии.