double arrow

Упраление знаниями

Лекция 7 (т7) Специальные виды управления

План лекции

Управление в государственной сфере.

Управление инновациями

Управление персоналом

Упраление знаниями

Вопрос 1. Управление в государственной сфере.

К государственному управлению относится не только управление государственными организациями, но и управ­ление страной, городом, регионом, а также управление раз­личными сторонами общественной жизни в общенацио­нальном и региональном масштабе.

Управление в государственной сфере реализуется через основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управлен­ческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия — в управленческих процедурах.

Управление, например, в министерстве, в областной администрации, в торговой фирме, в университете, в церкви и в транснациональной корпорации имеет много общего. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех организациях в рам­ках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации действуют соответствующие процедуры контроля. Вместе с тем управление в государственной сфере имеет специ­фику проявления функций, а также особые закономерно­сти и тенденции, отличающие его от управления в других сферах.

Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной сфере также обла­дает соответствующей спецификой:

планирование и прогноз в государственных учрежде­ниях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора;

организация в государственных учреждениях, как пра­вило, имеет более иерархическую структуру и соот­ветствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственного управления складывается особый административно-бюрократический стиль, ко­торый, впрочем, имеет много общего со стилем управ­ления в больших иерархических коммерческих орга­низациях;

мотивация в государственных организациях в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);

* контроль и оценка результатов в государственных струк­турах осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно гражданами как непо­средственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. В связи с этим контроль в государственных организациях носит более широкий характер, чем в коммерческой организации.

Специфика управления в государственной сфере часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Эти термины обычно обозначают тяго­тение управления в государственной сфере к автократиче­ской модели управления, в которой ключевыми характери­стиками управления являются:

* следование инструкциям;

* разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;

* концентрация власти и политической воли;

* ограничение свободы;

* административный контроль;

* авторитарный стиль управления.

Управление в любой сфере, в том числе государствен­ной, подвержено изменениям. Основной тенденцией изме­нений управления в государственной службе в настоящее время стало перенесение управленческих методов, техно­логий и приемов из коммерческой сферы в государствен­ную. В настоящее время подходы и технологии управления, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления других, в том числе государственных, организаций. С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммер­ческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческими органи­зациями актуально и для государственных организаций. Некоторые общие тенденции трансформации управления в государственной службе сведены в табл..1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: