Вопрос 2 Управление инновациями

Инновация это нововведение в области техники, тех­нологии, организации труда или управления, обеспечива­ющее повышение эффективности. Инновация может быть основана на изобретении или использовать что-то уже существующее новым образом или применительно к новому объекту. Инновациями являются не только материаль­но-вещественные нововведения в технике и технологии, но и нововведения в управлении, в методах организации. Инновация — это не только принципиально новое решение, но и известное решение, используемое там, где оно ранее не использовалось. Например, если в рамках того или иного предприятия стали использоваться новые для него приемы организации и управления, то это можно квалифицировать как инновацию.

Инновационный процесс изменился за последние годы. В 50—60-е гг. прошлого века значительная часть иннова­ций была результатом целенаправленной деятельности участников цепочки: фундаментальные исследования — прикладные исследования — опытно-конструкторские разработки — экспериментальное производство — серий­ное производство. Сегодня инновационный процесс стал нелинейным, источником инноваций являются не столько регулярные научные исследования, сколько взаимодей­ствие участников производства, работников маркетинговых служб и потребителей, в ходе которого выявляются потреб­ности клиентов и предложения поставщиков.

В современных условиях инициатором инновационной деятельности становится не столько научно-техническая сфера, сколько предпринимательская среда. Еще в 30-х гг. XX в. австрийский экономист Й. Шумпетер в работах «Экономические циклы» и «Теория экономического раз­вития» подчеркивал роль предпринимателя в инновацион­ном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением. Стратегическая цель развития предприятия, выражающа­яся в создании конкурентных преимуществ, заставляет менеджеров создавать, производить, внедрять, распростра­нять инноваций.

Нередко экономика, основанная на инновациях, ото­ждествляется с высокотехнологичными отраслями, а также с информационными и коммуникационными техноло­гиями. Это неверно. Сами по себе высокотехнологичные отрасли играют незначительную роль в современной эко­номике. Так, например, в США доля высокотехнологичных промышленных отраслей в объеме промышленного произ­водства составляет 15,8%, при этом доля промышленности в ВВП составляет лишь 18,5%. Поэтому непосредственный вклад высокотехнологичных отраслей в ВВП — менее 3%.

Инновации сегодня не исчерпываются высокотехно­логичным производством. Инновации и наукоемкость — не одно и то же. Высокие технологии важны не только с точки зрения производства, сколько с точки зрения их использования. В современной экономике стираются различия между низко- и высокотехнологичными отрас­лями; все отрасли становятся наукоемкими, адсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инно­ваций.

Главный эффект экономики, основанной на иннова­циях, заключается не столько в выпуске высокотехноло­гичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. Важно не только создать что-то новое, но и продуктивно использовать эти инновации. В каче­стве иллюстрации можно привести отнюдь не наукоем­кую отрасль — рыболовство. В ней используются многие современные технологии, связанные с гидроакустикой и радиолокацией, современными навигационными приборами и спутниковыми системами, новыми материалами для сетей и одежды рыболовов, с программным обеспече­нием, позволяющим точнее определять местонахождение косяков рыбы. В данной традиционной (не наукоемкой) отрасли используются достижения других (наукоемких)"" отраслей, которые, в свою очередь, есть результат совре­менных исследований и разработок многочисленных научных центров. При этом эффект, который достигается в процессе использования новых технологий и решений, может оказаться не меньшим, чем эффект, достигаемый в процессе производства новых наукоемких приборов и материалов.

В последние годы изменилось содержание инноваци­онного процесса, который из закрытого трансформиру­ется в преимущественно открытый процесс. Если раньше многие инновации разрабатывались и внедрялись в рам­ках закрытого цикла, в режиме секретности, то сейчас они приобретают все более открытый характер: используются не только внутренние источники инноваций, но и внешние, широко привлекаются внешние соавторы и соисполнители. При этом стимулируется немедленное выведение внутрен­них инновационных идей на рынок потенциальных поль­зователей.

Управление инновациями — наука, изучающая меха­низмы стимулирования и эффективного управления инно­вационными процессами на макро- и микроуровне с целью обеспечения развития и усиления конкурентных позиций организаций, стран и регионов путем создания, освоения и коммерциализации инноваций в различных отраслях эко­номики.

Объектами инновационной деятельности выступают процессы создания, освоения производства и коммерци­ализации новшеств, распространения и использования новой продукции, новых технологий и услуг.

Инновационная деятельность включает в себя помимо освоения и производства новых продуктов широкий спектр работ по эффективному продвижению инноваций на рынок, продаже и приобретению патентов и лицензий, управлению знаниями и т.д. Без диффузии инноваций, т.е. их распро­странения и тиражирования, невозможно обеспечить необ­ходимый прогресс, сопровождаемый получением значимых экономических и социальных результатов.

Инновационные процессы различаются по форме, мас­штабам, характеру, по степени радикальности изменений. По характеру применения различают продуктовые, техно­логические, управленческие. По масштабу изменений — крупные, средние, мелкие. По степени новизны — ради­кальные, модифицирующие.

Оригинальную классификацию инноваций представил Роберт Такер, рассматривающий три вида инноваций (про­дуктовые, процессные, стратегические) в разрезе степени воздействия на доходы компании и ценностные ориента­ции потребителя (приростные, существенные, прорывные). Под процессными понимаются технологические иннова­ции, а под стратегическими — организационные и марке­тинговые.

Инновационная деятельность может организовываться на разных уровнях управления — непосредственно на пред­приятии, в рамках объединения предприятий, на регио­нальном и на государственном уровне. На каждом уровне применяются свои способы и методы организации иннова­ционной деятельности.

Инновационная стратегия на микроуровне, т.е. на уровне предприятия или организации, определяется базовыми стратегиями развития предприятия, характером возникающих при этом инновационных задач, наличием инновационного потенциала у предприятия.

Инновационная стратегия определяет вид инновацион­ной деятельности, ее формы, а также конкретные методы ее организации. Организация инновационной деятельности направлена на упорядочение процессов генерации новых идей, поиска и разработки технических решений, созда­ние инноваций, их внедрение в производство и управление компанией, коммерциализацию инноваций.

Организация инновационной деятельности включает в себя формирование и реорганизацию структур, осущест­вляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных формах, основными из которых являются создание, поглощение, выделение.

Создание это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осу­ществлять инновационную деятельность. Это могут быть проектные и научно-технические подразделения и самостоятельные организации, создаваемые как внутри, так и вне материнской организации.

В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок,/а кроме того, позволяет получить синергетический эффект от объединения инно­вационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для продолжения инновационной деятельности.

Механизмом, дополняющим поглощение, является установление тесных связей между крупной компанией и малыми инновационными фирмами, основанных на дол­госрочных договорных отношениях. Такое партнерство позволяет создать инновационное окружение производ­ственной компании.

Выделение — организационный механизм, предполагаю­щий создание самостоятельных инновационных компаний, ранее бывших частью целостных образований. Такие дей­ствия целесообразно осуществлять, когда образуется новое направление деятельности, не связанное с основной спе­циализацией компании, отвлекающее на себя ее ресурсы. Выделенная структура может создаваться как дочернее.предприятие материнской компании, как обособленное малое предприятие под учредительством крупной материн­ской компании, с тем чтобы затем преобразоваться в аутсорсинговую фирму, обслуживающую инновационный про­цесс фирмы-заказчика.

Инновационные стратегии фирмы можно разделить на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии внедрения и адаптации нововведений. В первой группе стратегий можно выделить следующие-

1) лицензионная стратегия. Приобретаются незакончен­ные или завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования;

2) стратегия параллельной разработки. Эта стратегия предполагает одновременное приобретение технологиче­ской лицензии на готовый продукт и проведение и освое­ние собственных разработок;

3) стратегия исследовательского лидерства, нацеленная на достижение передовых позиций в области определенных НИОКР.

Вторая группа стратегий связана с внедрением нововве­дений. Среди них:

1) стратегия поддержки продуктового ряда. Ее смысл заключается в улучшении потребительских свойств выпу­скаемых традиционных товаров, не подверженных силь­ному моральному старению;

2) стратегия продуктовой и Процессной имитации, при которой предприятие заимствует технологии со стороны;

3) стратегия радикального технологического и продук­тового опережения. Это достаточно дорогая и рискованная стратегия, однако в ряде случаев она приводит к успеху;

4) стратегия выжидания лидера. Принимается круп­ными предприятиями-лидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Пер­воначально на рынок выходит малая фирма, а затем в слу­чае удачи лидер перехватывает инициативу.

Важным фактором успеха инновационной деятельно­сти предприятия является стимулирование творческой активности его сотрудников. Как добиться участия каж­дого специалиста в поиске новых технологий, продуктов и управленческих решений? Как сформировать у каждого творческое отношение к своей работе? Как пробудить у сотрудников предпринимательской структуры мотива­цию к изменениям? Ответы на эти вопросы лежат не только в теории управления, но и в практической деятельности фирмы. Для того чтобы автор или авторы идеи взялись с энтузиазмом за ее воплощение, им требуется поддержка. Именно поэтому в организациях необходимо разрабаты­вать специальные программы поддержки и поощрения экс­периментов и экспериментаторов. Каждому, кто высказал новую идею или разработал тот или иной инновационный проект, при определенных условиях гарантируется под­держка со стороны руководства, которая может касаться и финансов, и консультаций, и снабжения, и производ­ственных площадей, и рабочего времени других сотрудни­ков, и оборудования, и сырья, и комплектующих.

Главным источником изменений в каждой предпринима­тельской структуре всегда являются люди. Способностью генерировать новые идеи и реализовывать их обладают многие специалисты. Однако используется эта способность на благо фирмы лишь в том случае, если реализуются сле­дующие условия и предпосылки:

—люди привержены целям своей организации;

—сотрудники имеют согласованное видение решения проблем;

—каждый член коллектива имеет реальную возмож­ность сделать что-то на практике, используя свою способ­ность к инновациям.

Одним из элементов инновационного климата явля­ется формирование мотивирующего видения у работников. Видение — это комплекс представлений работников орга­низации (предприятия) по поводу того, чем должна стать эта организация (предприятие) в будущем. Создание виде­ния — более важная задача, чем формирование традицион­ных планов. В создании видения участвует не только разум, но и эмоции. В связи с этим в формировании видения уча­ствуют прежде всего элементы культуры организации.

Нередко организации используют внешние источники нововведений, в частности путем создания или участия в создании венчурных фирм. Венчурные фирмы как под­верженные повышенному риску заставляют практически каждого сотрудника с удвоенной энергией генерировать новые идеи и работать над их воплощением. Результат деятельности большинства венчурных фирм известен: либо они терпят финансовый крах, «закрывая» тем самым малоперспективное направление поиска, либо они доби­ваются успеха, и тогда, как правило, окрепшую венчур­ную компанию покупает крупная фирма, участвовавшая в ее создании, а учредители венчурной фирмы в качестве награды за риск, удачный поиск и достигнутые результаты получают весьма значительную сумму, эквивалентную стоимости их компании. Таким образом, любая крупная нововведенческая фирма может не только в своих стенах проводить научные исследования и вести опытно-кон­структорские разработки, помогая в становлении ряда венчурных компаний, она может расширить поле своих исследований и экспериментов, причем вести их «чужими руками», приобретая в качестве исследователей и экспери­ментаторов команды весьма сильно мотивированных энту­зиастов.

Многие фирмы успешно применяют механизм мотива­ции, создавая в рамках своих структур внутренние риско­вые проекты. Внутренние венчуры создают дополнитель­ные мотивы к творческому труду, формируют внутри себя благоприятный нововведенческий климат, истинную страсть к изменениям, способствуют изменениям всей фирмы в целом.

Невозможно создать на предприятии инновационный климат в приказном порядке, скажем, возложив адми­нистративным путем эту ответственность на какое-либо структурное подразделение предприятия.

Наиболее эффективным фактором формирования инновационного климата на предприятии является создание автономных групп (команд) для осуществления деятель­ности и управления любыми работами. Группы (команды) становятся основным «строительным» блоком компании. В группу могут входить представители всех функциональ­ных служб, ей предоставляются необходимые ресурсы.

Руководители инновационных организаций стремятся развивать у персонала управления способности к иннова­циям, культивируя и поощряя качества людей, отвечающие следующим требованиям:

• открытость, восприимчивость, готовность к новому опыту;

• независимость, нонконформизм;

• гибкость, готовность отказаться от прежних идей и моделей;

• терпимость к окружающим и к иным представлениям и мировоззрениям.

Одной из эффективных форм активизации инноваци­онной активности сотрудников являются так называемые ретриты.

Ретрит — это форма обучения сотрудников в рамках регулярно проводимых собраний персонала с фиксирован­ной повесткой дня. Часто ретриты проводятся в нерабочее время, например в субботу, и сопровождаются неформаль­ным общением сотрудников, что способствует налажива­нию продуктивных коммуникаций между членами кол­лектива. Эта форма повышения эффективности работы коллективов стала своеобразной формой повышения ква­лификации и обучения. Она также позволяет раскрепо­стить инновационный потенциал сотрудников, вовлечь их в творчество, в поиск новых, лучших подходов к своей работе. Ретриты принимают вид неформальных обсужде­ний, в процессе которых сотрудники в непринужденной обстановке выдвигают собственные решения проблем раз­вития подразделения или фирмы в целом.

Функции государства в области управления инноваци­ями включают в себя следующее:

• формирование государственных программ и установле­ние приоритетов развития в научно-технической сфере;

• финансирование фундаментальных исследований, ко­торые определяют будущий уровень развития страны, развитие фундаментальной науки;

• развитие образования, формирование условий для плодоворной интеграции науки, вузов и бизнеса, ор­ганизацию подготовки научных и инженерных кадров;

• регулирование деятельности в особых экономических и технико-внедренческих зонах;

• развитие венчурных фондов;

• формирование и развитие национальной инновацион­ной системы, обеспечивающей инновационный кли­мат.

Государство вырабатывает стратегию и приоритеты раз­вития науки, техники и технологии. Государство размещает заказы на исследования, разработки и выпуск приоритет­ной продукции для государственных нужд, а также фор­мирует ориентиры народнохозяйственных потребностей в определенных видах и группах товаров, носящие реко­мендательный характер.

Существенная роль государственных органов власти заключается в обеспечении условий и способности предпри­ятий к инновационному развитию. Способность к иннова­ционному развитию — свойство рыночной экономической системы, которое позволяет генерировать на собственной основе нововведения, обеспечивающие конкурентоспособ­ность системы во взаимодействии с внешними силами. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию инновационной деятельности предпри­ятий у государства имеются следующие рычаги и инстру­менты:

• стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая,' и амортизационная политика;

• система экономических льгот субъектам инноваций и инвесторам;

• поддержка производства новой продукции Государство может выступить непосредственно в каче­стве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации социально значимых инновационных проектов: современ­ные технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи, энергетики, ЖКХ. Вместе с тем благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов имеют фундаментальное значение для реализации иннова­ционной стратегии предприятий.

Государство формирует условия для положительных изменений в инновационной сфере. Оно осуществляет поддержку и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство путем установления налоговых льгот, государственных гарантий и субсидирования кредитов. Одна из существен­ных функций государства в инновационной сфере — совер­шенствование налоговой системы с целью создания выгод­ных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях это, прежде всего, уточнение налогооблагаемой базы, формирование амортизационной политики, стимули­рующей вложения в наукоемкое оборудование.

Государство создает условия для формирования совмест­ных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной продукции и ее реализации на внешнем рынке. Также государство может содействовать продвиже­нию отечественных инноваций за рубежом, поддерживать выставочно-ярмарочную деятельность, информационный обмен в инновационных сферах, создавать формы взаимо­действия со странами — членами ЕС, СНГ, другими госу­дарствами в научно-технической сфере.

При реализации инновационной политики государство использует такие инструменты, как государственно-част­ное партнерство в научно-технической сфере, фонд содей­ствия развитию малых форм предприятий в научно-техни­ческой сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР), Банк развития (ВЭБ), Российская венчурная компания, технопарки, наукограды, особые экономиче­ские и технико-внедренческие зоны. Инновационная поли­тика государства также направлена на повышение уровня защиты интеллектуальной собственности. Реализация инновационной политики предполагает повышение сте­пени выполнения законов, укрепление гражданских свобод и политических прав граждан Среди других направлений деятельности государства по повышению инновационного характера экономики страны — укрепление политической стабильности, усиление антикоррупционных мер, расшире­ние свободы прессы. Одним из важнейших объектов дея­тельности правительства в инновационной сфере является образование. Повышение качества как среднего, так и выс­шего образования, развитие бизнес-образования, повыше­ние интенсивности обучения персонала в государственных и частных организациях — все это важные направления инновационной политики государства.

Современные средства осуществления инновационной активности как на уровне государства, так и на уровне предприятия трансформируются и видоизменяются под влиянием современных информационно-коммуникаци­онных технологий, возможностей компьютеров и Интер­нета. В последнее время они пополнились относительно новой технологией краудсорсинга, основанной на массовом обмене знаниями многих участников.

Термин «краудсорсинг» является неологизмом, он сое­диняет в себе два англоязычных термина: crowd — толпа и source — источник. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемую персоналом организации или внешним контрактором, неопределенной, как правило, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания Это может быть либо создание новой технологии, нового продукта в виде операционной системы, либо создание энциклопедии («Википедия»), либо обработка большого количества данных. Другими словами, краудсорсинг — это технология использования ресурсов (как правило, интел­лектуальных) большого количества людей в рамках одного проекта.

Ярким примером использования краудсорсинга в раз­витии инновационной активности может служить деятель­ность компании «InnoCentive», осуществляющей так назы­ваемые открытые инновации. Данная компания широко использует краудсорсинг для проведения исследований в различных областях — от инженерии до менеджмента. «InnoCentive» предлагает ряд проблем для открытого обсуждения в Интернете, а также принимает предлагае­мые решения. Существуя с 2002 г., этот центр открытых инноваций объединил большое количество фирм и органи­заций, проводящих научные исследования, заинтересован­ных в привлечении со стороны интеллектуальных ресурсов, а также более 125 тыс. исследователей, предлагающих свои решения для конкретных компаний. Для наиболее интерес­ных решений в компании предусмотрены вознаграждения, однако значительная часть идей поступает к ней на бес­платной основе. Членом этого сообщества может стать каж­дый, у кого есть доступ в Интернет.

Впечатляют результаты использования краудсорсинга компанией IBM. В рамках программы, которая носила название Innovation Jam, было привлечено более 150000 человек из 104 стран, которые участвовали в виртуальном мозговом штурме, посвященном новым идеям в области транспорта, охраны окружающей среды, финансов, ком­мерции. Компания IBM впоследствии селектировала наи­более интересные с точки зрения коммерческого использо­вания идеи, из них сформировала 10 масштабных проектов с начальными инвестициями в 100 млн долл., что позво­лило уже в первый год после их осуществления получить значительный коммерческий эффект. Аналогичная про­цедура концентрации инновационной активности с помо­щью современных информационных технологий была применена для инноваций в некоммерческой сфере — при подготовке и проведении Конференции ООН по городам в 2006 г. Она была осуществлена компанией IBM и полу­чила название Value Jam. В рамках этой процедуры уда­лось добиться массового участия в выработке новых идей, касающихся организации жизни в городах с использова­нием достижений новых технологий.

Таким образом, краудсорсинг в последнее время стал мощным средством инновационной деятельности. В насто­ящее время компании могут осуществлять разработку и производство собственной продукции непосредственно с участием потребителей, привлекая интеллектуальные ресурсы большого количества людей. Использование краудсорсинга в отечественной инновационной деятельности может дать существенные результаты во многих сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: