Факторинг

В переводе с английского факторинг означает посредничество, а фактор - комиссионер, агент, посредник. Таким образом, факторинг можно определить как комиссионно-посредническую услугу, оказываемую специализированной организацией - финансовым агентом (фактором) своему клиенту - юридическому лицу, который по тем или иным причинам не может самостоятельно добиться возвращения причитающихся ему сумм за произведенные товары или оказанные услуги от его дебиторов, и уступает право на получение этих сумм финансовому агенту. Другими словами финансовой агент покупает у своего клиента долговые обязательства, в качестве которых могут выступать счета, договоры, акты сверки и другие документы, которые являются предметом факторинга. В международной предпринимательской практике факторинг определяется как финансирование под уступку денежного требования. Причем предметом уступки могут быть денежные требования с наступившим сроком платежа (уже существующие) и денежные требования, срок платежа по которым наступит в будущем. Для более полного раскрытия сущности факторинга целесообразно обратиться к Конвенции УНИДРУА по международным факторным операциям. В соответствии с данной конвенцией под «контрактом по факторным операциям» понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фирма по факторным операциям, именуемая в дальнейшем цессионарий), в соответствии с которым[130]:

а) поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых между поставщиком и его заказчиками (дебиторами), за исключением тех, которые относятся к товарам, закупленным в основном для их личного пользования, семейного или домашнего;

б) цессионарий должен взять на себя не менее двух следующих обязанностей:

– финансирование поставщика, в частности, заем или досрочный платеж;

– ведение счетов по обязательственным требованиям;

– предъявление к оплате дебиторских задолженностей;

– защита от неплатежеспособности дебиторов.

Приобретая долговые обязательства, финансовый агент выплачивает клиенту от 80 % до 90 % от их суммы. Оставшиеся 10 - 20 % бронируются на отдельном счете на случай претензий в адрес клиента от покупателя, например, качество продукции, и перечисляются клиенту (поставщику) за вычетом издержек и комиссионного вознаграждения после оплаты должником (покупателем) долговых обязательств или в указанный в договоре срок. Простейшая схема факторинга выглядит следующим образом (рис.15.2.):

Поставщик
Покупатель
 
Фактор
 
 
 
 
 

Рис. 15.2.Схема факторингового обслуживания

(1) - Поставщик осуществляет поставку товара покупателю с отсрочкой платежа, в результате чего у него образуется дебиторская задолженность;

(2) - данная дебиторская задолженность переуступается Поставщиком;

(3) - Фактор оплачивает Поставщику 80-90% от суммы возникшей дебиторской задолженности на основании копий счетов-фактур, таможенных деклараций, актов сверки и других документов, подтверждающих отгрузку товара. Оставшиеся 10-20% Фактор бронирует на отдельном счете на случай претензий в адрес клиента от покупателя, например, качество продукции;

(4) - Фактор осуществляет процедуру взимания задолженности по вышеперечисленным документам, так называемое “административное управление дебиторской задолженностью”;

(5) - при наступлении срока платежа Покупатель оплачивает поставку Фактор;

(6) - после оплаты Покупателем его долговых обязательств или в оговоренный в факторинговом договоре срок Фактор переводит оставшуюся часть суммы (10 - 20 %) дебиторской задолженности своему клиенту (Поставщику) за вычетом комиссионного вознаграждения и издержек.

Таким образом, вне зависимости от формы факторинга и количества посредников можно выделить следующие основные функции факторинговых операций:

– финансирование текущей деятельности клиента. Эта функция реализуется через приобретение банком-фактором дебиторской задолженности своего клиента;

– защита от рисков, с которыми сталкивается поставщик (о рисках чуть подробнее речь пойдет позже);

– «административное управление дебиторской задолженностью», то есть банк-фактор самостоятельно осуществляет весь спектр действий, связанных с отслеживанием процедуры погашения дебиторской задолженности (ведение документации по расчетам с должниками клиента, контроль за своевременностью оплаты поставок со стороны покупателей, составление отчетов о состоянии дебиторской задолженности, получение платежей и так далее).

Существуют разнообразные виды факторинговых операций, непосредственно вытекающие из законодательства либо возникшие в процессе практики факторингового обслуживания.

I. По типу сделки выделяют:

1. Купля-продажа права требования.

2. Обеспеченный факторинг. Согласно п. 1 ст. 824 Главы 43 ГК РФ “денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом (т.е. финансирование или, другими словами, кредитование под обеспечение денежным требованием). Причем предметом уступки может быть как денежное требование с уже наступившим сроком платежа, т.е. существующее требование, так и требование, которое наступит в будущем.

3. Полный факторинг. Данный вид факторингового обслуживания возможен с теми клиентами, с которыми фактор работает на достаточно длительной и постоянной основе. Полное обслуживание включает в себя:

а) полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечения гарантированного притока денежных средств;

б) управление дебиторской задолженностью;

в) учет реализации;

г) предварительная оплата (по желанию поставщика) или оплата суммы переуступленных долговых требований за вычетом издержек к определенной дате.

II. По типу взаимоотношений между сторонами выделяют:

1. Открытый факторинг (конвенционный). При данном виде факторинга клиент уведомляет должника об уступке денежного требования финансовому агенту путем надписи на счете - фактуре. Эта надпись содержит указание того, что единственным законным получателем платежа является фактор, и реквизиты фактора. При конвенционном факторинге финансовое, бухгалтерское, юридическое и прочее обслуживание ведет факторинговое подразделение банка.

2. Закрытый факторинг (конфиденциальный). В данном случае должник не информируется об уступке денежного требования. Только в случае отказа покупателя от платежа после наступления срока он информируется о факте переуступки. При конфиденциальном факторинге услуги, которые предоставляет банк, включают финансирование и/или защиту от рисков. Административное же управление дебиторской задолженностью остается за поставщиком. В России законодательство обязывает клиента уведомлять своего должника об уступке права требования фактору. Более того, должнику предоставляется право потребовать от финансового агента доказательство об уступке.

III. По объему принимаемых фактором на себя рисков можно выделить:

1. Факторинг с правом регресса на клиента. Этот вид факторинга включает в себя весь набор услуг полного факторинга, кроме принятия на себя фактором кредитного риска покупателя. Данная услуга предоставляется, если поставщики (клиенты фактора) уверены, что возникновение сомнительных долговых обязательств невозможно, либо из-за тщательной оценки кредитоспособности, либо в силу специфики своих клиентов. Если обратиться к международной практике, то регресс по отношению к поставщику вступает в силу в случае признания недействительной дебиторской задолженности, или если поставленная продукцию (оказанная услуга) не соответствует условиям договора купли-продажи: количество, качество, сроки поставки и т.д. В мировой практике факторинг с регрессом применяется редко. Как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.

2. Факторинг без права регресса. В этом случае весь риск неисполнения переданного требования лежит на финансовом агенте, то есть ограничивает клиента (поставщика) от каких-либо рисков неплатежа или потери прибыли. Однако гарантированный и своевременный приток денежных средств для поставщика может быть обеспечен только при заключении соглашения без права регресса. Данный способ классификации оговорен в ст. 827 ГК РФ. Причем право регресса должно быть предусмотрено договором финансирования под уступку денежного требования.

IV. По страновому признаку. Такое разделение факторинговых операций обусловлено необходимостью решения факторами законодательных проблем, а также проблем, связанных с практикой ведения бизнеса и даже языковым барьером между партнерами:

1. Внутренний факторинг. Подразумевает нахождение всех участником конкретного факторингового договора в пределах одной страны.

2. Международный факторинг. Обслуживает расчеты между конрагентами из разных стран.

а) экспортный. При проведении операций экспортного факторинга банк, клиентом которого является экспортер («фактор экспортера»), непосредственно осуществляет выкуп у клиента долговых обязательств зарубежных покупателей его продукции. После погашения обязательств импортера фактор получает свой доход в форме процента по кредиту;

б) импортный. Предполагает выставление банком (“фактором импортера”) платежных гарантий за своего клиента, а также инкассирование выручки и своевременный перевод ее на счет фактора экспортера. Интерес фактора, в данном случае, представлен в виде комиссионного вознаграждения за выдачу гарантии и инкассацию документов;

в) прямой. Объединенная операция, при которой один и тот же фактор может проводить как импортный, так и экспортный факторинг. При этом факторинг именуется соответственно экспортным или импортным, в зависимости от того, экспортера или импортера обслуживает фактор;

г) взаимный или двухфакторный. Его смысл заключается в том, что при обслуживании экспортера банк передает определенный объем работ банку (факторинговой компании), действующему в стране импортера, и сам, в свою очередь, действует в своей стране по поручению иностранного фактора. Т.е. экспортеру достаточно заключить только договор с банком, в котором он обслуживается.

Помимо перечисленных видов факторинга можно выделить следующие:

- факторинг самообслуживания. При данном виде факторинга осуществляется исключительно финансирование дебиторской задолженности под уступку денежного требования. Оказание сопутствующих бухгалтерских услуг не предусмотрено. Это означает, что клиент самостоятельно ведет счета, инкассирует выручку и принимает на себя риск неплатежа. При этом между фактором и клиентом возникают следующие обязательства: клиент должен обязательно уведомлять своих партнеров об уступке задолженности, а банк, в свою очередь, - регулярно и своевременно извещать о поступающих суммах, которые предназначены для погашения уступленной задолженности. В связи с тем, что отслеживание графика погашения долга требует объемной операционной работы, факторинг самообслуживания более выгоден для фактора нежели для его клиента, так как для фактора он менее рискованный;

- дисконтирование счетов-фактур, или факторинг с финансированием. Дисконтирование счетов-фактур предполагает только предварительную оплату долговых требований без оказания сопутствующих услуг. Более того, фактор - отдел банка не требует от своего клиента уступки дебиторской задолженности. При дисконтировании счетов-фактур весь риск неплатежа берет на себя поставщик, то есть клиент фактора, который также самостоятельно осуществляет администрирование и инкассирование задолженности. Клиентами при данном виде факторинга чаще всего являются крупные предприятия, имеющие устойчивое положение и значительные обороты по расчетным счетам, а также обладающие достаточным опытом и возможностями для самостоятельного управления дебиторской задолженностью. Предметом уступки, в данном случае, являются, как правило, отдельные контракты. Дисконтирование счетов-фактур является наименее доходным из всех видов факторинга;

- факторинг без финансирования (“инкассовый факторинг”). Этот вид факторинга прямо противоположен операции дисконтирования счетов-фактур. Смысл заключается в том, что клиент предъявляет счета своим покупателям через обслуживающий его банк. Банк, в свою очередь, должен получить платеж в пользу своего клиента в соответствующие хозяйственному договору сроки, как правило, от 30 до 120 дней. Основной целью факторингового обслуживания, в данном случае, является инкассирование банком дебиторской задолженности своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Фактор в данном случае выполняет весь набор услуг, сопутствующий факторингу, то есть контролирует погашение задолженности, инкассирует поступающую выручку, принимает на себя риск непогашения обязательств покупателя, но не выполняет основную функцию факторинга: финансирование клиента против уступки долговых обязательств его партнера. Таким образом, фактор принимает на себя риск, не имея никакого обеспечения. Базируясь на результатах проведенного им исследования финансового состояния и истории ведения коммерческой деятельности клиента(клиентов), фактор устанавливает лимит риска, который он может на себя принять. Доходы фактора в данном случае складываются, прежде всего, из сумм комиссии, которая устанавливается в виде процента от сумм счетов-фактур, проведенных через факторинговое обслуживание.

С юридической точки зрения факторинг создает непосредственное правоотношение между двумя сторонами: фактором (финансовым агентом, цессионарием) и поставщиком товаров или услуг (клиентом), каждая из которых имеет определенные обязанности друг перед другом. В роли финансовых агентов могут выступать специализированные факторинговые компании или коммерческие банки. В соответствии со статьей 825 ГК РФ (Глава 43) в России в качестве финансовых агентов могут выступать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации. Банкам и иным кредитным организациям предоставляется право на проведение факторинговых операций без получения лицензии на основании статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 “О банках и банковской деятельности”. Коммерческие же организации, желающие оказывать факторинговые услуги, должны иметь на это разрешение (лицензию). Однако порядок лицензирования факторинговой деятельности в России не определен.

Факторинговые отношения затрагивают не только непосредственных участников факторингового договора, которыми являются фактор и его клиент, но также и третьих лиц, не фигурирующих в факторинговом договоре, например покупатели (контрагенты клиента). В этом случае факторинговые отношения носят следующий характер:

а) покупатель должен быть письменно уведомлен об уступке денежного требования. Именно наличие уведомления дает фактору право на получение долга;

б) если у покупателя имеются встречные требования к поставщику (клиенту фактора), которые возникли до уступки денежного требования, то он имеет полное право отказаться платить долг и, в свою очередь, предъявить своему клиенту встречный иск.

Поскольку в процессе осуществления факторинговой операции участвуют три стороны, а именно: поставщик, банк, оказывающий поставщику факторинговую услугу, и дебитор поставщика, то представляется необходимым конкретизировать преимущества факторинга для всех трех сторон.

Прежде всего, следует иметь в виду, что факторинг значительно упрощает расчеты между партнерами. Использование факторинга позволяет достичь ускорения оборачиваемости средств в расчетах, улучшения финансового состоянияорганизаций, создания необходимых условий для их работы при рыночных условиях. Более того, так как процедурой отслеживания погашения задолженности занимается фактор, все связанные с этим административные издержки перекладываются с покупателя на фактора.

А теперь рассмотрим преимущества факторинга для его участников.

Преимуществами факторинга для фактора являются:

- расширение клиентуры. Связано это с тем, что при факторинге банк предлагает своим клиентам большой объем финансово - расчетных услуг, в результате чего становится очень сложным для клиента быстро переориентироваться на сотрудничество с новым банком. С другой стороны, предоставление клиенту полного финансово - расчетного обслуживания со всеми его дебиторами дает фактору реальную картину о финансовом состоянии как самого клиента, так и его партнеров, что позволяет банку установить оптимальный для обеих сторон лимит финансирования;

- операции факторинга могут служить хорошим связующим звеном между самостоятельными филиалами (или региональными дочерними компаниями) банков и их центральными органами, т. е. решается проблема невозможности эффективного обслуживания клиентов по факторингу, если их дебиторы находятся в других регионах страны.

Для поставщика факторинг имеет следующие преимущества:

- предоплата. Клиент банка немедленно или в удобные для него сроки после осуществления поставки товаров (оказания услуг) получает не менее 80 % от суммы уступленной задолженности. Это, в свою очередь, дает фактору следующие положительные моменты:

- минимизация возникновения дебиторской задолженности. В результате этого решается проблема дефицита оборотных средств, что дает возможность поставщику нормально функционировать и увеличивать объем продаж и, как следствие, получать дополнительную прибыль;

- независимость поставщика от финансового состояния и платежеспособности его дебиторов;

- постоянное наличие оборотных средств, которые поставщик получает в результате предоплаты, позволяет ему постоянно держать на складе расширенный ассортимент продукции и мгновенно удовлетворять заказы покупателей. А это, в свою очередь, способствует расширению клиентской базы поставщика;

- снижение отпускной цены на свою продукцию и установление льготных условий оплаты. Во-первых, это объясняется тем, что поставщику нет необходимости завышать торговую наценку с целью ограничения продажи товара в кредит. А, во-вторых, благодаря предоплате поставщик снимает с себя валютный риск и, следовательно, не подстраховывается на случай резкого скачка курса иностранной валюты. Это важно в тех случаях, когда в цене товара есть валютная составляющая, а продажа осуществляется в рублях;

- стабилизация денежных потоков. На денежные потоки предприятий влияют такие факторы, как сезонность спроса на поставляемую продукцию, изменения конъюнктуры на рынке товаров, банкротство партнера и так далее. Факторинг посредством предоплаты страхует денежные потоки поставщика от подобных событий;

- сокращение кредиторской задолженности, так как предоплата позволяет поставщику вовремя расплачиваться со своими поставщиками. Своевременная оплата также может способствовать усилению кредитного потенциала поставщика;

- объем финансирования выражается не в виде фиксированной суммы, как в случае с кредитом, а в виде процента от дебиторской задолженности. То есть он прямо пропорционален объему продаж клиента (объем ресурсов, на который может рассчитывать клиент), а следовательно, увеличивается автоматически по мере роста масштабов производства;

- факторинг не требует специального обеспечения. Уже упоминалось о том, что при факторинге именно фактор отслеживает процесс погашения дебиторской задолженности. В зависимости от качества погашения, то есть объема, своевременности, фактор устанавливает лимит финансирования и его условия. А поскольку должником перед банком является не его клиент, а покупатель клиента, то для банка представляет интерес финансовое состояние именно покупателей, а качество финансовой отчетности клиента принципиального значения для банка не имеет. Поэтому все возможные виды обеспечения, находящиеся в распоряжении клиента фактора, могут быть им использованы для получения дополнительных финансовых ресурсов из других источников;

- факторинг помимо непосредственного финансирования под уступку денежного требования может включать целый комплекс услуг, что избавляет клиентов от таких процедур, как, например, осуществление контроля за погашением дебиторской задолженности, самостоятельное ведение счетов, инкассирование поступающих средств и тому подобные операции;

- банк покрывает значительную часть рисков поставщика:

o кредитные риски – риски, которым подвергается поставщик в случае неоплаты при поставках с отсрочкой платежа. Данный вид риска покрывается банком только в случае факторинга без права регресса;

o валютные риски связаны с резким изменением курсов иностранных валют. Данный риск имеет место в том случае, если в цене продаваемого товара есть валютная составляющая. При использовании факторинга поставщик имеет возможность моментально конвертировать денежные средства, полученные от банка в виде предоплаты, с целью оплатить валютный контракт;

o процентные риски возникают в том случае, если в основе деятельности компании лежат заемные и привлеченные оборотные средства. То есть резкое удорожание стоимости этих средств (например, кредитные ресурсы банка) ведет к росту себестоимости товара или услуги;

o ликвидные риски связаны с возникновением кассовых разрывов. Кассовые разрывы возникают из-за несовпадения денежных потоков, которые поставщик получает от своих дебиторов за поставки товара или оказание услуг, и которые сам поставщик должен направить на погашение своей кредиторской задолженности.

Для покупателей можно выделить следующие преимущества факторинга:

- приобретение товара с отсрочкой платежа на срок, достаточный для оплаты, результатом чего является лучшее использование оборотных средств;

- приобретение качественной продукции, так как в случае товара низкого качества покупатель может вернуть ее поставщику до совершения оплаты;

- приобретение продукции по сниженным отпускным ценам или льготным условиям оплаты, что позволяет покупателю увеличить объем закупок и ассортимент товара;

- укрепление позиций на рынке.

Следует также отметить определенное число недостатков, присущих факторингу, поскольку они часто вынуждают потенциальных клиентов отказываться от использования услуг факторов, считая, что они значительно снижают эффективность финансирования их текущей коммерческой деятельности:

- немаловажным условием при использовании той или иной банковской услуги является ее стоимость. Так, размер комиссионного вознаграждения за факторинг выше процента за кредит, как правило, на 2 – 3 %;

- выше уже говорилось о том, что при факторинговом обслуживании контроль за графиком погашения задолженности берет на себя банк. И многие компании опасаются потерять этот контроль либо неправильно истолковать характер изменений и сделать неверные выводы. Более того, они боятся вмешательства третьей стороны в лице банка в их отношения с дебиторами. Однако здесь следует отметить, что банки, как никто, заинтересованы в поддержании неразрывных связей между поставщиками и покупателями, поскольку это влияет на размер и количество заказов со стороны покупателя, а, следовательно, и на размер комиссионного вознаграждения банка. Но, с другой стороны, особенно если речь идет о факторинге с полным обслуживанием, клиент рискует попасть под полную зависимость и контроль от фактора, поскольку фактор, оказывая полный набор услуг, как основных, так и дополнительных, должен быть осведомлен о делах своих клиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: