double arrow

Конституційне, муніципальне право


1) Поняття, предмет, метод та система галузі конституційного право України

Структура та задачі конституційного права України

Конституционное право Украины - это ведущая отрасль национального права, что составляет систему конституционно-правовых норм и принципов, регулирующих и охраняют наиболее важные и общие политико-правовые общественные отношения, имеют высшую юридическую силу и обеспечиваются легитимными мерами общественного и государственного воздействия.

Предмет конституционного права - это особый круг общественных отношений, которые регулируются, охраняются и гарантируются конституционно-правовыми нормами и принципами. Отношения, составляющие предмет конституционного права, состоят во всех сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной, духовной), связанные с основами общественного строя и государственного устройства, правовым статусом лица, организацией и деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также другими общественными отношениями, возникающими при осуществлении публичной власти и народовластия.




Метод конституционно-правового регулирования - это совокупность способов, приемов и средств правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Метод обеспечивает единство правового регулирования в рамках определенной отрасли права.

Система отрасли конституционного права Украины состоит из важнейших конституционно-правовых институтов, к которым относятся институты: основ конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; территориального устройства; органов государственной власти и местного самоуправления; непосредственной демократии.

В системе отрасли конституционного права Украины этот институт предшествует институту, что закрепляет систему государственных органов и органов местного самоуправления.

Структура Конституции Украины отражает ее содержание, дает представление об основных вопросах, подлежащих конституционно-правовому регулированию. Категория "структура конституции" является составным элементом такого явления, как форма конституции, под которой принято понимать способ организации и упорядочения нормативного материала, который содержит каждая отдельно взятая конституция.

Под структурой Конституции Украины следует понимать внутреннюю взаимосогласованную построение Основного Закона как нормативно-правового акта высшей юридической силы.

2) Поняття, правова природа та види джерел конституційного права. Конституція в системі джерел конституційного права України

В науке конституционного права под источниками конституционного права, как правило, понимают внешнюю форму выражения (объективации) конституционно-правовых норм.



Источники конституционного права Украины являются достаточно різноманітними. их классифицируют по характеру (сущностью) волеизъявление, по содержанию, по форме, по территории или по времени действий по силой, по национальной принадлежности и т.д.

Система источников конституционного права Украины представлена Конституцией Украины, законами Украины и подзаконными конституционными актами.

Основным источником конституционного права является Конституция Украины. Это единый нормативно-правовой акт высшей юридической силы, который является

Основным Законом общества и государства, регулирует важнейшие общественные отношения, содержит нормы прямого действия, имеет особый порядок принятия, внесения в него изменений И дополнений и его защиты, гарантирование. Конституция Украины как основной источник конституционного права Украины имеет ряд характерных признаков.

3) Поняття, склад та особливості конституційно-правових відносин. Поняття та ознаки конституційно-правової відповідальності.

Конституционно-правовые отношения - это нормативно определенные общественно-политические отношения, которые возникают, изменяются или прекращаются вследствие деятельности или поведения субъектов конституционно-правовых отношений, или же независимо от их воли, как результат определенного состояния или статуса и порождают конституционные права и обязанности участников этих отношений



Конституционно-правовые отношения имеют определенные квалифицирующие признаки, позволяющие отличать их от других видов правоотношений. Во-первых, конституционно-правовые отношения-это вид общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются на основании действия конституционно-правовой нормы. По сути и содержанию эти правоотношения связаны в основном с реализацией властных, политических интересов субъектов конституционного права.

Во-вторых, конституционно-правовые отношения имеют динамический характер. Они возникают, изменяются (дополняются) и прекращаются (приостанавливаются) в результате деятельности, поведения субъектов конституционно-правовых отношений или же независимо от их воли.

Конституционно-правовые отношения можно классифицировать и по содержанию отдельных обособленных групп конституционно-правовых норм, на основе которых возникают, изменяются и прекращаются конституционно-правовые отношения. Согласно существующей системы институтов конституционного права (системы конституционного права) можно выделить следующие основные виды конституционно-правовых отношений: правоотношения, связанные с основами общественного и государственного строя; правоотношения, возникающие в связи с реализацией прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; правоотношения, связанные с осуществлением непосредственной демократии; правоотношения в сфере осуществления государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной); правоотношения в сфере административно-территориального устройства; правоотношения в сфере местного самоуправления.

За субъектами конституционно-правовые отношения можно разделить на три основные группы в зависимости от доминирования в конкретном виде правоотношений интересов того или иного субъекта конституционно-правовых отношений. Это правоотношения, связанные с интересами Украинского народа; правоотношения, связанные с реализацией интересов государства и его органов; правоотношения, связанные с реализацией интересов территориальных общин и органов местного самоуправления.

По форме конституционно-правовые отношения могут быть формализованными и неформалізованими. Формализованные конституционно-правовые отношения четко определяются нормами Конституции Украины и законов, например, процедура приема в гражданство. Неформализованные правоотношения характеризуются отсутствием четко определенного порядка реализации конкретных конституционно-правовых норм при наличии нормативных оговорок относительно времени, места и круга субъектов, на которых распространяется действие этих норм. Например, реализация активного избирательного права.

За территорией действия конституционно-правовые отношения могут быть общегосударственными и местными (локальными). К первому виду правоотношений можно отнести выборы Президента Украины, до второго - проведение местного референдума.

За время, то есть действием во времени конституционно-правовые отношения являются постоянными и временными.

Юридическая ответственность в конституционном праве - это вид общественных отношений, урегулированных нормами права, содержание которых заключается в поощрении за надлежащую правомерное поведение, предусмотренную конституционно-правовыми нормами, или принуждении к выполнению конституционных предписаний норм права в случае их нарушения, которые осуществляются государством в рамках действующего национального законодательства. Юридической ответственности в конституционном праве присущи общие признаки юридической ответственности, а именно: наличие позитивного и негативного аспектов; наличие правонарушения; социальная опасность деяния и его последствий; виновность субъекта правонарушения; наличие нормы права, предусматривает юридическую ответственность.

Юридическая ответственность в конституционном праве предполагает как прямую ответственность, виды и мера которой определяется конституционным правом (конституционно-правовая ответственность), так и опосредованное (бланкетную) ответственность, виды и мера которой определяется другими отраслями права (административно-правовая, уголовно-правовая). В комплексе конституционная, административная и уголовная ответственность за нарушение конституционно-правовых норм является системой, механизмом юридической ответственности в конституционном праве Украины.

Конституционно-правовая ответственность в широком смысле представлена собственно конституционной ответственностью, административной ответственностью и уголовной ответственностью за нарушение норм конституционного права.

4) Система, поняття і види основних прав, свобод та обов’язків людини і громадянина в Україні

Права человека - это гарантированная законом мера свободы личности и ее возможность свободно действовать, самостоятельно выбирать вид и меру собственного поведения с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей за пользование достижениями и благами общества и государства в пределах, определенных национальным и международным законодательством. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Украины.

Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляется с целью структуризации знаний о конституционные права и свободы, что позволяет комплексно их проанализировать и сделать соответствующие выводы, 1) за субъектами - права и свободы индивида (право на гражданство) и права и свободы группы индивидов (право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей); 2) по происхождению - природные (право на жизнь, выбор профессии) и позитивные (активное и пассивное избирательное право и др.); 3) по сферам жизнедеятельности (по содержанию): а) личные права и свободы (ч. 1 ст. 27 Конституции - право на жизнь, ч. 1 ст. 33 Конституции - право на свободу передвижения и др.); б) политические права и свободы, связанные с участием граждан Украины в процессе формирования государственных органов, органов местного самоуправления и управлении обществом и государством (ст. 36 Конституции - право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей, ст. 38 Конституции - право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления, ч. 1 ст. 39 Конституции - право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления); в) экономические права и свободы (ч. 1 ст. 42 Конституции - право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом, ч. 1 ст. 43 Конституции - право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь работой, которую лицо свободно выбирает или на который свободно соглашается, ч. 1 ст. 44 Конституции - право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов); г) социальные права и свободы (ч. 1 ст. 46 Конституции Украины граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и др.); г) экологические права и свободы (ч. 1 ст. 50 Конституции - право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда, ч. 2 ст. 50 Конституции - право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена); д) образовательно-культурные права и свободы (ст. 53 Конституции - право на образование имеет каждый, полное общее среднее образование является обязательным; ст. 54 Конституции - право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности, их авторских прав, моральных и материальных интересов и др.).  

Конституционный долг человека и гражданина - это вид и мера необходимого поведения, определенные Конституцией Украины. Признаки конституционного долга: необходима поведение человека, который не опосредуется ее желанию; обязанность предусматривает соответствующее ограничение прав человека (запрет пропаганды насилия, войны); выполнение обязанностей обеспечивается юридической ответственностью. Виды обязанностей, предусмотренных Конституцией Украины: 1. Обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ч. 1 ст. 68 ) - имеет общее значение и не имеет исключений, поскольку касается всех лиц, которые находятся на территории Украины.

2. Обязанность защиты Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов (ст. 65).

3. Обязанность получения полного общего среднего образования (ч. 2 ст. 53). Этот долг обеспечивается родителями и государством.

4. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителей. Родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителей (ч. 2 ст. 51).

5. Обязанность уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом (ч. 1 ст. 67).

5) Поняття та основні принципи інституту громадянства України. Конституційно-правовий статус іноземців, біженців та осіб без громадянства в Україні.

Гражданство - это постоянный правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимных правах и обязанностях. Такая связь возникает с рождением человека и сохраняется в течение всей ее жизни.

Принципы гражданства - это наиболее важные нормативно-регулятивные правила поведения гражданина и государства:

1) единого гражданства - гражданство государства Украина, что исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины. Принцип единого гражданства соответствует требованиям Конвенции о сокращении случаев багатогромадянства от 6 мая 1963 г., которая регламентирует возможность потери гражданства при приобретении гражданства другого государства;

2) предотвращение возникновения случаев безгражданства. Обычно законодательством предусмотрено, что ребенок, найденный на территории определенного государства, приобретает гражданство этого государства (Украина, Австрия). Законодательство этих государств обеспечивает практическую реализацию Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.;

3) невозможности лишения гражданства Украины. Гражданин Украины не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству;

4) признание права любого гражданина Украины изменить свое гражданство, что соответствует требованиям Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.;

5) невозможности автоматического приобретения гражданства Украины иностранцем или лицом без гражданства в результате заключения брака с гражданином Украины (необходимо прожить два года в браке, чтобы получить гражданство Украины) или приобретения гражданства Украины его женой (мужем) и автоматического прекращения гражданства Украины одним из супругов вследствие прекращения брака или прекращения гражданства Украины вторым из супругов. Вместе с тем, в мусульманских странах, в частности в Саудовской Аравии, действует принцип автоматического приобретения подданства в случае заключения брака;

6) равенства перед законом всех граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины,

7) сохранение гражданства Украины независимо от места жительства гражданина Украины,

8) защиты граждан Украины, которые находятся за ее пределами.

Иностранцами признаются иностранные граждане - лица, принадлежащие к гражданству иностранных государств и не являются гражданами Украины, и лица без гражданства - апатриды, то есть лица, которые не принадлежат к гражданству какого-либо государства. В Конституции и Законе Украины "О правовом статусе иностранцев" пошли по пути уравнивание в правах своих граждан и иностранцев, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. Разница здесь заключается в том, что все права, свободы и обязанности принадлежат гражданам Украины, другие, как права человека, - иностранцам. Осуществление иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерб национальным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам ее граждан и других лиц, которые проживают в Украине. Иностранцы обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Украины, уважать традиции и обычаи народа Украины. Закон Украины "О правовом статусе иностранцев" определяет статус иностранцев, которые иммигрируют в Украину на постоянное проживание или для трудоустройства на определенный срок, и иностранцев, которые временно находятся в Украине. Иностранец может получить разрешение на иммиграцию и иммигрировать на постоянное жительство, если он: - имеет в Украине законный источник существования; - находится в близких родственных отношениях (отец, мать, дети, брат, сестра, супруг, дед, бабка, внуки) с гражданами Украины; - находится на иждивении гражданина Украины; - имеет на своем иждивении гражданина Украины; - в других случаях, предусмотренных законами Украины. Иностранцы, которые иммигрировали на постоянное место жительства или для временного трудоустройства, получают удостоверения на постоянное или временное проживание. Иностранцы, которые находятся в Украине на ином законном основании, считаются временно находятся в Украине. Они обязаны в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, зарегистрировать свои национальные паспорта или документы, их заменяющие, и выехать из Украины после окончания соответствующего срока пребывания. Согласно Конституции и законодательству Украины иностранцам может предоставляться убежище. Иностранцы могут также приобрести статус беженца по основаниям и в порядке, предусмотренных Законом Украины "О беженцах" от 21 июня 2001 г. До основных прав, свобод и обязанностей иностранцев относятся права на: инвестиционную и предпринимательскую деятельность; трудовую деятельность; здравоохранение и социальная защита; жилье; образование; пользование достижениями культуры; участие в объединениях граждан (если иное не предусмотрено законами Украины и если это предусмотрено уставами этих объединений, однако иностранцы не могут быть членами политических партий Украины); свободу совести; права в брачных и семейных отношениях. Иностранцы также могут в соответствии с законодательством Украины иметь в собственности любое имущество, наследовать и завещать его, а также иметь личные неимущественные права. При этом законодательство Украины гарантирует иностранцам неприкосновенность личности, жилища, невмешательство в личную и семейную жизнь, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, уважение их достоинства наравне с гражданами Украины. На иностранцев возлагаются и определенные обязанности. Так, согласно ст. 21 Закона, иностранцы облагаются налогами и сборами в соответствии с законодательством Украины и международных договоров. Иностранцы, которые постоянно проживают в Украине, имеют право на жилье, если иное не предусмотрено законом; бесплатное образование наравне с гражданами Украины. В то же время иностранцы ограничены в реализации некоторых прав и обязанностей. В частности, иностранцы не могут назначаться на некоторые должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины (ст. 8. Закона). Иностранцы не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и самоуправления, а также участвовать в референдумах (ст. 23 Закона). На иностранцев не распространяется всеобщая воинская обязанность, они не проходят военную службу в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Украины. Украина предусматривает также защиту прав иностранцев. Согласно ст. 22 Закона, иностранцы имеют право на обращение в суд и другие государственные органы за защитой их личных, имущественных и других прав. В судопроизводстве иностранцы как участники процесса пользуются такими же процессуальными правами, что и граждане Украины.  

6) Поняття Верховної Ради України – парламенту України. Порядок формування, структура та строк повноважень Верховної Ради України.

Действующая Конституция Украины определяет Верховную Раду Украины как единственный общенациональный постоянно действующий коллегиальный, выборный орган законодательной власти в составе 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (статьи 75-76 Конституции).

Приоритетной чертой украинского парламента как органа законодательной власти является его исключительность как единого органа законодательной власти в государстве, универсальность в системе органов государственной власти, что обусловлено, прежде всего, унитарным характером нашего государства, то есть государственным устройством, разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, внутренней структурой парламента и другими обстоятельствами.

Сейчас в Украине не существует других органов законодательной власти и общенациональных или местных, кроме Верховной Рады Украины. Не предусмотрена и возможность делегирования им своих законодательных полномочий.

Верховная Рада с общенациональным представительным органом государственной власти, поскольку она имеет право представлять весь Украинский народ - граждан Украины всех национальностей и выступать от имени всего народа. Это следует как из преамбулы Конституции и ее содержания, так и из названия парламента - "Верховная Рада Украины".

Коллегиальный характер Верховной Рады как парламент Украины заключается прежде всего в ее составе и порядке работы. Верховная Рада состоит из 450 народных депутатов и является полномочной при условии избрания не менее двух третей от ее конституционного состава. Решение Верховной Рады принимаются на ее пленарных заседаниях путем голосования (ст. 84 Конституции).

Выборный характер украинского парламента, как и парламентов других стран, заключается в том, что он формируется исключительно путем выборов народных депутатов Украины. Эти выборы являются, как правило, свободными и демократическими. Они проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

Постоянный, постоянно действующий характер украинского парламента заключается, в частности, в том, что народные депутаты избираются в Верховную Раду сроком на пять лет и осуществляют свои полномочия в ней на постоянной основе. Верховная Рада Украины, как отмечается в ее Конституции (ст. 82) и в Законе Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины", работает сессионно.

Эти и другие черты парламента предопределяют присущее лишь ему место в системе органов государственной власти. Парламент Украины является приоритетным органом в системе органов государственной власти Украины, первым среди равных. Он осуществляет приоритетный вид государственной власти - законодательную власть, принимает участие в формировании органов исполнительной и судебной власти, является общим представителем народа И выразителем его воли. Парламент Украины имеет многогранные отношения с другими органами государственной власти и субъектами политической системы; политическими партиями и т.д.

В Конституции Украины 28 июня 1996 года было четко закреплено, что в состав Кабинета Министров Украины входят три вице-премьер-министры. Но после внесения изменений в Основной закон количество вице-премьер-министров не указывается, что является целесообразным, поскольку иногда возникает необходимость введения дополнительных должностей вице-премьер-міністрів. которые отвечают за определенное направление государственной деятельности. Количество министров, которые входят в состав правительства в настоящее время определяется указами Президента. Согласно конституционных изменений от 8 декабря 2004 года формирование правительства является полностью прерогативой парламента, который назначает Премьер-министра и всех членов Кабинета Министров Украины. Премьер-министр Украины назначается Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины. Кандидатуру для назначения на должность Премьер-министра Украины вносит Президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины, сформированной в соответствии со статьей 83 Конституции, или депутатской фракции, в состав которой входит большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Президент Украины вносит представление о назначении Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины в срок не позднее, чем на пятнадцатый день после получения такого предложения.

Функции Кабинета Министров Украины и функциональные полномочия членов правительства:

Кабинет Министров Украины является органом общей компетенции, поэтому его функции являются многочисленными и разнообразными. Среди них выделяются следующие.

Политическая - заключается в осуществлении внутренней и внешней политики государства, основы которой определяются парламентом. К этой функции следует также отнести обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности, что предусматривает осуществление правительством ряда мер относительно предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, поддержания обороноспособности государства, создания условий для построения суверенного государства.

Экономическая - заключается в обеспечении проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; организации и обеспечении осуществления внешнеэкономической деятельности и таможенного дела; управление объектами государственной собственности.

Бюджетная - заключается в разработке проекта основных направлений бюджетной политики на следующий год, проекта закона о Государственном бюджете Украины; в обеспечении выполнения утвержденного парламентом Государственного бюджета Украины и отчетности о его исполнении.

Социальная - заключается в реализации политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, разработке и осуществлении общегосударственных программ социального развития Украины.

Гуманитарная - заключается в реализации политики в сфере образования, науки, культуры, разработке и осуществлении общегосударственных программ научно-технического и культурного развития.

Экологическая - заключается в обеспечении охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Административно-организационная - заключается в направлении и координации работы Совета министров Автономной Республики Крым, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций; обеспечении исполнения Конституции, законов, актов Президента и Кабинета Министров Украины; контроле за текущей деятельностью органов исполнительной власти.

7) Загальна характеристика конституційно-правового статусу Президента України. Функції та повноваження Президента України

Согласно статье 102 Конституции Украины Президент Украины является главой государства...». Ряд исследователей утверждают, что вышеуказанное положение статьи 102 Основного Закона означает не то, что Президент Украины является высшим государственным органом, а то, что он является высшим представителем государства в его отношениях с другими странами [4, с. 230; 5, с. 210]. В государственном механизме Украины, построенном на принципах разделения власти, Президент Украины должен выступать лишь одним из высших органов государственной власти, наряду с Верховной Радой Украины, Кабинетом Министров Украины и Конституционным Судом Украины. Термин «глава государства», следовательно, должно означать, что Президент Украины не стоит над ветвями власти (фактически всем аппаратом государства), а между ними, обеспечивая единство государственной власти и координацию взаимодействия ее структурных элементов [9, с. 146-147]. Взаимодействие Президента Украины с другими ветвями власти проявляется, в частности, в следующем.

В политико-правовых отношениях с Верховной Радой Украины глава государства имеет широкие полномочия в области законотворчества относительно использования права законодательной инициативы, права вето и права промульгации. Право законодательной инициативы в соответствии со статьей 93 Основного закона Украины реализуется Президентом Украины путем внесения в Парламент законопроектов двух видов: тех, которые в обычном порядке и тех, что признаны Президентом неотложными [9, с. 193]. По мнению отдельных конституционалистов, право законодательной инициативы Президента Украины характеризуется двухуровневой структурой [12, с. 120]. Первый уровень - непосредственное право законодательной инициативы, которое вытекает из конституционно-правового статуса самого Президента Украины. Второй уровень - опосредованное право законодательной инициативы, которое характеризуется правом законодательной инициативы Кабинета Министров Украины, который, в соответствии со статьей 113 Конституции Украины ответственен перед Президентом Украины. Ведь в реализации собственного права законодательной инициативы Правительство Украины должно исходить из положений Программы деятельности Кабинета Министров Украины, что согласно ч. 1 ст. 10 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» базируется на предвыборной программе Президента Украины.

Президент Украины владеет відкладальним вето, которое считается одним из главных элементов системы сдержек и противовесов, что принадлежит главе государства, и осуществляет существенное влияние на деятельность законодательной ветви власти. Вето дает возможность Президенту Украины играть активную роль в государственном управлении, использовать его как достаточно эффективное средство противодействия Верховной Раде Украины в случае принятия ею законов, которые не соответствуют нормам Конституции Украины [9, с. 194].

Еще одним существенным средством воздействия Президента на законодательную ветвь власти является возможность досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться (ч. 2 ст. 90 Конституции Украины). Данная норма призвана побудить Верховную Раду Украины в надлежащей самоорганизации, обеспечивать его эффективную работу, поиск депутатским корпусом компромиссных решений выхода из сложных политических ситуаций [11, с. 91].

С другой стороны, важнейшим средством влияния Верховной Рады Украины на Президента Украины, по нашему мнению, является определение парламентом границ полномочий главы государства. В частности, согласно п. 3 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины к полномочиям Верховной Рады Украины входит принятие законов. Кроме того, Парламент принимает решение о внесении изменений в Основной Закон Украины, чем может ограничить конституционно-правовой статус главы государства.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины Верховная Рада Украины заслушивает ежегодные и внеочередные послание Президента Украины о внешнем и внутреннем положении Украины. Верховная Рада Украины дает согласие на назначение на должности и увольнение с должностей Президентом Украины Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества украины, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, чем существенно ограничивает влияние главы государства на исполнительную ветвь власти. Также Верховная Рада Украины утверждает закон Украины о Государственном бюджете на соответствующий год, в котором содержится размер расходов на содержание Президента и его аппарата. Однако, все же одним из основных рычагов влияния Парламента на Президента Украины является устранение последнего с поста в порядке импичмента.

Политико-правовые отношения Правительства и Президента Украины характеризуются, прежде всего, тем, что Кабинет Министров Украины ответственен перед главой государства. Характерной чертой взаимоотношений вышеупомянутых государственных институтов является дисбалансовані возможности влияния друг на друга в системе сдержек и противовесов.

Глава государства может принять решение об отставке Премьер-министра Украины, что приведет, как следствие, прекращения полномочий Кабинета Министров Украины. Следует заметить, что в настоящее время отсутствует законодательное регулирование оснований возбуждения вопроса об отставке Кабинета Министров Украины, которое дает возможность главе государства злоупотреблять этим правом.

Основные функции и полномочия Президента Украины определяются Конституцией Украины. По Конституции Украины Президент Украины является главой государства и выступает от ее имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина. Президент Украины обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства (статьи. 102,106 Конституции).

Одними из приоритетных полномочий Президента Украины в осуществлении указанных функций является его полномочия по представительству государства внутри страны и в международных отношениях. Как представитель государства в своей стране Президент Украины имеет право обращаться с посланиями к народу и с ежегодными внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. Он также представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины. Как представитель нашего государства в международных отношениях и руководитель ее внешнеполитической деятельности Президент Украины принимает решение о признании иностранных государств, назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представительств иностранных государств.

Как глава государства Президент Украины имеет ряд полномочий по назначению и объявления выборов и референдумов как формы непосредственной демократии и относительно формирования и функционирования органов государственной власти. В частности, Президент Украины назначает всеукраинский референдум относительно изменений в Конституции Украины (ст. 156), провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе; назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины по основаниям тау сроки, установленные Конституцией Украины.

8) Система органів виконавчої влади. Місце і роль Кабінету Міністрів у механізмі державної влади в Україні

Система органов исполнительной власти, по Конституции Украины, имеет трехзвенную структуру: высшие органы, центральные, местные. До первого звена принадлежит Кабинет Министров в функциональном связи с Президентом; ко второй - министерства, государственные комитеты, центральные органы исполнительной власти, подведомственные Кабинета Министров; на местном (территориальном) уровне действуют органы исполнительной власти общей компетенции (Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации), органы специальной (отраслевой и функциональной) компетенции, которые непосредственно подчиненные центральным органам исполнительной власти (действует управленческая вертикаль), а также находящихся одновременно в подчинении центральному и местному органу исполнительной власти. Последнее предпринята попытка согласовать отраслевые и функциональные полномочия при осуществлении исполнительных функций.

Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти (ст. 113 Конституции Украины), который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти (п. 9 ст. 116). Он, как отмечает А. Скакун, является своеобразным штабом по организации исполнительно-распорядительной деятельности всех органов исполнительной власти, который возглавляет Премьер-министр[7, с. 113].

9) Система судів загальної юрисдикції в Україні та їх компетенція

Систе му судов общей юрисдикции, как отмечалось, составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды;

3) высшие специализированные суды;

4) Верховный Суд Украины.

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и межрайонные суды.

Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды АРК, областей, городов Киева и Севастополя.

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом.

Порядок создания судов общей юрисдикции определяется законодательством Украины. Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины по представлению министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда (ч. 1 ст. 19 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей"). Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим Законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройства.

Количество судей в суде определяется Государственной судебной администрацией Украины по представлению министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда, с учетом объема работы суда и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов.

Должности председателя и заместителя (заместителей) председателя суда являются административными должностями в суде. В состав местного суда входят судьи местного суда, из числа которых назначаются председатель и заместитель председателя суда. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет Из числа судей этого суда и освобождаются от должности Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Увольнении судьи с административной должности не прекращает его полномочий судьи. Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков подряд.

Председатель местного суда выполняет такой объем полномочий:

1) представляет суд как орган государственной власти в отношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда;

3) сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования;

4) обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда;

5) определяет административные полномочия своего заместителя председателя;

6) контролирует ведение в суде судебной статистики и др.

Председатель местного суда по вопросам, относящимся к административных полномочий, издает приказы и распоряжения.

Полномочия местного суда - это предусмотрены и гарантированы Конституцией и законами Украины его права и обязанности, а именно:

* местный суд является судом первой Инстанции рассматривает дела, отнесены процессуальным законом к его подсудности;

* местные суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом;

* местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесены процессуальным законом к их подсудности;

* местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела) и др.

Апелляционные суды в системе судов общей юрисдикции действуют как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел, дел об административных правонарушениях.

Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: - апелляционные суды областей;

o апелляционные суды городов Киева и Севастополя;

* Апелляционный суд АРК.

Апелляционными судами рассмотрения хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел € апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом Президента Украины.

10) Прокуратура України: поняття та система органів, функції та повноваження

Прокуратура Украины составляет единую централизованную систему органов, связанных общими задачами и функциями, система органов прокуратуры строится в соответствии с государственным устройством и административно-территориальным делением Украины, а также по функциональным признакам и определяется ст. 13 Закона. Система органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные, другие приравненные к ним прокуратуры, а также военные прокуратуры[1]. (Приложение 1)

В органы военных прокуратур относятся военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Военно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских).

Высшим звеном системы является Генеральная прокуратура, которая под руководством Генерального прокурора определяет стратегию и тактику деятельности прокуратуры, осуществляет надзор за соблюдением и правильным применением законов юридическими и физическими лицами.

Следующим звеном системы является прокуратура Автономной Республики Крым, прокуратуры областей, приравненные к ним прокуратуры городов Киева и Севастополя, военная прокуратура ВМС Украины и военные прокуратуры регионов, которые подчиняются Генеральному прокурору Украины и осуществляют руководство прокуратурами низшей инстанции.

К прокуратур низшего звена относятся городские, районные, межрайонные прокуратуры и военные прокуратуры гарнизонов.

Кроме перечисленных выше прокуратур Законом предусмотрено создание и других прокуратур, к которым относятся киевская межобластная специализированная прокуратура, специальные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за додержаннями законов при исполнении судебных решений в уголовных делах.

Специализированные (отраслевые) прокуратуры строятся по общим принципам, они выполняют те же задачи и имеют такие же полномочия, что и территориальные прокуратуры, но с учетом специфики предмета надзора.

На транспорте действуют транспортные прокуратуры на правах областных и подчиненные им прокуратуру с правами районных. На них возлагается надзор за соблюдением и правильным применением законов органами, учреждениями, предприятиями и организациями железнодорожного, воздушного, речного транспорта, органами внутренних дел на транспорте, а также расследование преступлений, совершенных на транспорте, которые относятся к компетенции прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах действуют на правах межрайонных с подчинением прокуратурам области и осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов в тюрьмах, исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых колониях, лечебно-трудовых профилакториях и временных следственных изоляторах на территориях исправительно-трудовых колоний.

Природоохранные прокуратуры действуют на правах межрайонных с подчинением прокурорам областей и осуществляющим надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране природы органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной независимости[2].

Генеральную прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины.

Генеральный прокурор Украины назначается на должность по согласию Верховной Рады Украины по представлению Президента Украины сроком на пять лет. В деятельности по осуществлению надзора за законов Генеральный прокурор Украины ответственен перед Верховным Советом Украины и только ей подотчетен. Генеральный прокурор Украины не менее чем один раз в год отчитывается перед Верховной Радой Украины о деятельности прокуратуры.

Под функцией прокуратуры следует считать такую часть деятельности ее органов, которая характеризуется определенные предметом ведения, спрямованаа на решение соответствующей задачи и осуществляется с помощью присущей ей компетенции.

Функции прокуратуры объективно обуславливают права и обязанности ее органов, правовые средства их осуществления.

Главными функциями прокуратуры Украины сформулированными в Конституции Украины являются :

1) поддержание государственного обвинения в суде;

2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

3) надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан .

В ст. 5 Закона предусмотрено, что одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, или, другими словами, - общий надзор.

К предмету общего надзора в соответствии со ст. 19 Закона относятся:

Ш соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, требованиям Конституции Украины и действующим законом;

Ш соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономические, политические, личные права и свободы граждан, защиту их чести и достоинства, если законом не предусмотрено иного порядка защиты этих прав;

Ш соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.

Проверку выполнения законов осуществляют за заявлениями и другими сообщениями о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования, а при наличии оснований - также по собственной инициативе прокурора.

При осуществлении общего надзора прокурор имеет следующие полномочия:

Ш беспрепятственно за удостоверения, подтверждающего должность, входит в помещения государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненные или принадлежности к воинских частей, учреждений без специальных пропусков, где такие внедрено; иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию и содержащих коммерческую или банковскую тайну или конфиденциальную информацию.

Ш требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности, а также о мерах по ее обеспечению;

11) Правова природа міжнародних стандартів місцевого самоврядування та їх роль в формування місцевого самоврядування в Україні

Следовательно, международные стандарты - это нормы международного права, содержащиеся в международных договорах, разрабатываемых государствами в рамках международных межправительственных организаций (международных организаций). На процессы разработки таких норм влияют глобальные тенденции интернационализации международной жизни. Они косвенно влияют на внутригосударственные и межгосударственные отношения, в результате чего субъекты международного права разрабатывают стандартизированные правила поведения и признают их юридически обязательными. Таким образом, международные стандарты представляются как "правовой вестник" будущей человеческой цивилизации, что осознает себя единым целым, они отражают качественно новый уровень сознания человеческой цивилизации - осознание всемирной общности.

Использование международно-правовых норм и стандартов в нормативном регулировании организации и функционирования местного самоуправления является очень своевременным. Вхождение Украины в мировое сообщество в качестве полноправного члена наделило ее определенными обязанностями по реализации своих международно-правовых обязательств не только на международной арене, но и у себя в стране. С последним возникают существенные сложности, обусловленные как тяжелым экономическим кризисом, в котором оказалась Украина, и, как следствие, отсутствием материальных условий и политической воли, так и особенностями менталитета народа, который прожил и вырастил не одно поколение в условиях тоталитарного мышления, что предполагает достаточно низкий уровень правосознания и правовой культуры.

12) Форми діяльності територіальних громад

Основными формами деятельности территориальных общин является формы их непосредственного (прямого) волеизъявление, направленные на обеспечение осуществления непосредственно территориальными общинами самоуправления в пределах Конституции и законов Украины.

Существование и законодательное закрепление таких форм деятельности территориальных общин является не только свидетельством широкой локальной децентрализации, но и дополнением ее внутрішньомуніципаль-ной децентрализацией, что проявляется развитием и совершенствованием общественных начал в деятельности местных сообществ и раскрепощением самодеятельной активности членов таких сообществ - жителей определенных территорий, объединенных в общину.

Становление и развитие форм деятельности территориальных громад в Украине - это очень актуальные проблемы в становлении и функционировании самого института местного самоуправления, потому что эти формы основаны на розкріпаченні гражданской инициативы местных сообществ, росте социальной активности каждого жителя, вовлечении населения в самоуправляемый процесс

Формы непосредственного волеизъявления территориальных общин, получивших свое законодательное закрепление, относятся местные выборы и референдумы, общие собрания граждан по месту их проживания, местные инициативы, общественные слушания.

Местные выборы являются такой формой деятельности территориальной общины, в которой наиболее ярко и рельефно проявляется ее статус первичного субъекта местного самоуправления: с помощью местных выборов территориальная община формирует представительный орган местного самоуправления, который затем, в соответствии с действующим законодательством, действует от ее имени и реализует в большей части ее функции и полномочия.

13) Правовий статус і повноваження депутата місцевої ради

Статус депутатов местных советов закреплено Конституцией Украины, законами "О местном самоуправлении в Украине", "О статусе депутатов местных Советов народных депутатов". Решением Конституционного Суда Украины № 6-рп/98 от 13.05,1998 г., другими правовыми актами.

Полномочия депутата начинаются с момента официального объявления соответствующей территориальной избирательной комиссией на сессии совета решения об итогах выборов и признания полномочий депутатов и заканчиваются в день открытия первой сессии совета следующего созыва. Депутат местного совета осуществляет свои полномочия без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он не может быть судьей или арбитром, использовать свой депутатский мандат в целях, не связанных с депутатской деятельностью. Одно и то же лицо может быть депутатом только одного совета.

Он представляет интересы всей территориальной громады, имеет всю полноту прав, что обеспечивают его активное участие в деятельности совета и создаваемых ею органов, несет обязанности перед избирателями, советом и его органами, выполняет их поручения. Депутат, кроме секретаря совета, должен входить в состав одной из постоянных комиссий совета, принимать участие в работе сессий местного совета, заседаний постоянной и других комиссий совета, в состав которых он избран.

Полномочия депутата касаются как внутренне организационных аспектов деятельности совета, так и выполнение ею своих полномочий как представительного органа местного самоуправления. Он пользуется правом голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях совета и его органов, в состав которых он входит. Каждый депутат в совете и его органах, в состав которых он входит, имеет один голос.

Основными формами деятельности депутатов в местном совете являются: участие в пленарных заседаниях, работа в постоянных и контрольных комиссиях, подкомиссиях, рабочих группах, выполнение поручений совета и ЕГО органов. Она осуществляется по плану, который утверждается ежегодно на пленарном заседании совета, где может быть предусмотрено участие депутатов в сессиях, заседаниях постоянных комиссий, аппаратных совещаниях, общественных слушаниях, подготовке предложений по совершенствованию законодательства, проведении массовых мероприятий на территории общины.

Депутаты в раде могут объединяться в депутатские группы, которые образуются и действуют в соответствии с регламентом совета. Местный совет содействует деятельности зарегистрированных ею депутатских групп, координирует их работу и может заслушивать сообщения об их работе.

Депутат имеет право вносить предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений руководителям (владельцам) предприятий, учреждений, организаций и органов, деятельность которых проверялась, а также органам, которым они подчинены, ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушение. При обнаружении нарушений действующего законодательства Украины депутат может обратиться по этому поводу в соответствующих государственных органов.

14) Статус службовців органів місцевого самоврядування

С принятием Конституции Украины 1996 p., Закона Украины от 21 мая 1997 г. "О местном самоуправлении в Украине", в которых устанавливалась система местного самоуправления, встал вопрос о правовой статус служащих, работающих в органах местного самоуправления, порядок и особенности функционирования и прохождения службы.

В Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" решались отдельные вопросы относительно должностных лиц органов местного самоуправления: сельского, поселкового, городского председателя, их заместителей, председателей и заместителей председателей районного в городе совета, районной и областной советы и т.д. Но детальный статус должностных лиц органов местного самоуправления было не определен из-за отсутствия специального закона.

В соответствии с п. 5 раздела V "Заключительные и переходные положения" указанного Закона, на должностных лиц местного самоуправления распространялось действие Закона Украины "О государственной службе". Они приравнивались к соответствующим категориям должностей государственных служащих, если иное не предусмотрено законодательством Украины. Условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определялись Кабинетом Министров Украины.

С целью устранения пробелов в правовом регулировании вопросов, связанных со службой в органах местного самоуправления, постановлением Кабинета Министров Украины от 18 апреля 1994 г. "Об отнесении должностей работников местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов к соответствующим категориям должностей государственных служащих и присвоения им рангов государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления было приравнено к соответствующих должностей государственных служащих. Вместе с тем был сохранен различия службы в органах местного самоуправления, например, в отношении возрастных ограничений пребывания на службе (ст. 23 Закона "О государственной службе" с изменениями, внесенными Законом от 13 мая 1999 г.).

Муниципальная служба является одним из инструментов, средств осуществления местного самоуправления.

Выделяют следующие основные признаки муниципальной службы:

1) особый вид государственной службы, то есть службы в органах местной власти;

2) профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают заработную плату из местного бюджета; муниципальные служащие - это лица, которые несут службу на должностях в органах местного самоуправления;

3) деятельность по исполнению полномочий органов местного самоуправления, то есть деятельность, которая находится в подчинении муниципального образования;

4) деятельность, которая организуется на постоянной основе, то есть муниципальные служащие осуществляют полномочия органа местного самоуправления как основную работу в течение неопределенного времени (постоянно); должностные лица, избираемые, наоборот, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). "Постоянная основа" деятельности муниципальных служащих должна обеспечивать профессионализм муниципальной службы, ее стабильность, и в определенном смысле ее можно сравнить с принципом несменяемости чиновников в европейских государствах'.

Муниципальная служба не входит в систему государственной службы и требует соответствующего правового регулирования.

7 июня 2001 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О службе в органах местного самоуправления"2, который урегулировал правовые, организационные, материальные и социальные условия реализации гражданами Украины права на службу в органах местного самоуправления, определил общие принципы деятельности должностных лиц местного самоуправления, их правовой статус, порядок и правовые гарантии пребывания на службе в органах местного самоуправления.

По этому Закону, служба в органах местного самоуправления - это профессиональная, на постоянной основе деятельность граждан Украины (которые занимают должности в органах местного самоуправления), направленная на реализацию территориальной громадой своего права на местное самоуправление и реализацию отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.

Право на службу в органах местного самоуправления имеют граждане Украины независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, срока проживания на соответствующей территории.

На должность могут быть назначены лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку, владеют государственным языком в объемах, достаточных для выполнения служебных обязанностей.

Государственная политика относительно службы в органах местного самоуправления осуществляется по следующим направлениям:

- законодательное урегулирование службы в органах местного самоуправления и обеспечения ее эффективности;

- защита прав местного самоуправления;

- организация подготовки и переподготовки кадров для службы в органах местного самоуправления;

- правовая и социальная защита должностных лиц местного самоуправления;

- методическое и информационное обеспечение службы в органах местного самоуправления.

Консультативное и методическое обеспечение службы в органах местного самоуправления осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной службы с учетом требований действующего законодательства о местном самоуправлении в Украине.

Методическую помощь по организации и прохождении службы в органах местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине", могут предоставлять соответствующие комитеты Верховной Рады Украины.

Контроль за соблюдением законодательства относительно службы в органах местного самоуправления осуществляется соответствующими органами государственной власти в установленном законом порядке.

Служба в органах местного самоуправления осуществляется на следующих основных принципах:

- служение территориальной общине;

- сочетание местных и государственных интересов;

- верховенства права, демократии и законности, гуманизма и социальной справедливости;

- гласности;

- приоритета права и свобод человека и гражданина;

- равных возможностей доступа граждан к службе в органах местного самоуправления с учетом их деловых качеств и профессиональной подготовки;

- профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу;

- подконтрольности, подотчетности, ответственности за нарушение дисциплины и ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;

- соблюдение прав местного самоуправления;

- правовой и социальной защищенности должностных лиц местного самоуправления;

- защиты интересов соответствующей территориальной общины;

- финансового и материально-технического обеспечения службы за счет средств местного бюджета;

- самостоятельности кадровой политики в территориальной общине.

Должностным лицом местного самоуправления является лицо, работающее в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета.

Действие Закона "О службе в органах местного самоуправления" не распространяется на технических работников и обслуживающий персонал органов местного самоуправления.

Должность в органах местного самоуправления - это предусмотренная законодательством Украины и определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица органов местного самоуправления, на которое законодательством возложено соответствующее круг служебных полномочий, осуществляемых на возмездной основе.

Должности в органах местного самоуправления делятся на три категории:

а) выборные должности, на которые лица избираются территориальными общинами;

б) выборные должности, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;

в) должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским председателем, председателем районной, районной в городе, областного совета на конкурсной основе

15) Муніципально-правові відносини

В наиболее общем виде муниципально-правовые отношения можно определить как урегулированы нормами муниципального права и гарантированные государством общественные отношения в области местного самоуправления, участники которых считаются носителями юридических прав и обязанностей.

Их содержанием является организация и осуществление местной публичной власти в пределах прав и обязанностей субъектов этих отношений в предусмотренных Конституцией, законами и другими нормативно-правовыми актами формах.

Муниципально-правовые отношения имеют в подавляющем большинстве общие черты с другими правоотношениями и прежде всего с конституционно-правовыми, административно-правовыми, финансово-правовым, поскольку муниципальное право является комплексной отраслью публичного права и институтом конституционного права.

Вместе с тем муниципально-правовые отношения







Сейчас читают про: