Фінансове право

91) Поняття, принципи і методи публічної фінансової діяльності

Финансовая деятельность государства - это планируемая деятельность в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения задач и функций государства.

Характеризуя финансовую деятельность государства и органов местного самоуправления, следует отметить принципы ее осуществления. К ним относятся общеправовые, отраслевые, межотраслевые принципы и принципы отдельных правовых институтов данной отрасли права.
К общеправовых принципов относят законность, принцип верховенства права, суверенитет государства, равенство всех форм собственности и право собственности народа на природные объекты и другие принципы, заложенные в Конституции Украины.

К отраслевых принципов финансовой деятельности относятся: 1) публичный характер финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Например, Закон Украины “О Государственном бюджете Украины” на текущий год принимается путем открытого парламентского обсуждения и голосования публикуется в средствах массовой информации. Согласно Закону Украины “О банках и банковской деятельности” банки обязаны публиковать в СМИ ежеквартально отчеты о своей деятельности, капитал и т.п.; 2) основанный на конституционном принципе разделения властей принцип распределения функций между представительными органами и органами исполнительной власти в сфере финансовой деятельности. Согласно с Конституцией Украины Государственный бюджет Украины принимается исключительно в форме закона Верховной Радой Украины. Кабинет Министров Украины является центральным органом исполнительной власти и организует составление проекта закона о государственном бюджете, выполнение принятого основного финансового плана государства и готовит отчетность о его исполнении; 3) приоритет представительных органов государства и местного самоуправления перед исполнительными органами. Этот принцип и предыдущий взаимосвязаны и дополняют друг друга; 4) приоритет публичных расходов над доходами. Это один из основополагающих принципов, который отделяет государственные и частные финансы, поскольку для последних характерна определяющая роль доходов при формировании расходов. Этот принцип базируется на положении о том, что осуществление государством своих задач и функций объективно не может находиться в прямо пропорциональной зависимости от объема доходов государственной казны. Для государства расходы являются первичными, а доходы - вторичными; 5) всесторонний контроль в сфере финансовой деятельности государства, который объясняется пониманием значения финансов для выполнения функций государством. Он осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности и имеет широкий круг участников, наделенных компетенцией в сфере финансового контроля.  

Методы, то есть способы осуществления финансовой деятельности государства, разделяют на три основные группы, что связано с ролью и назначением государственных финансов: 1) методы мобилизации средств фондов; 2) методы распределения средств фондов; 3) методы использования фондов денежных средств.

92) Правові форми публічної фінансової діяльності

Финансовая деятельность государства и местного самоуправления проявляется в соответствующих формах как внешнем выражении такой деятельности, что обусловлено содержанием последней. Такие формы можно разделить на правовые и неправовые.

Правовые формы финансовой деятельности осуществляются путем принятия и реализации финансово-правовых актов, которые являются решениями органов государственной власти и местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в соответствии с действующим законодательством в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и местного самоуправления.

93) Поняття фінансової системи України

Финансовая система, как и любая система, является совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Она делится в зависимости от теоретической точки зрения на категории "финансы", "финансовые ресурсы", "финансовые отношения" и т.д.

Финансовая система Украины как предмет исследования финансового права состоит из следующих основных звеньев (элементов):

• государственный бюджет;

• местные финансы;

• финансы государственных предприятий, учреждений и организаций;

• специальные целевые фонды;

• кредит.

Государственный бюджет - крупнейший централизованный фонд денежных средств, который находится в распоряжении КМУ и выполняет государственную политику. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть НД, перераспределяется финансовыми методами. В государственном бюджете органично связаны основные финансовые институты - налоги, займы и расходы.

Бюджетный кодекс Украины: бюджет - план формирования и использования финансовых ресурсов с целью обеспечения задач и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти АРК и органами местного самоуправления на протяжении бюджетного периода.

Государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы и является координирующим центром, который в условиях рыночной экономики предоставляет необходимую им помощь. Это, в частности, бюджетные дотации, субвенции, субсидии, кредиты, гарантии, которые способствуют обеспечению нормального функционирования остальных звеньев финансовой системы.

Местные (муниципальные) финансы. Компетенция по их формирования определяется действующим законодательством Украины: Конституцией Украины, законами Украины "О местном самоуправлении", "О местных государственных администрациях" и т.д. В сфере финансовой деятельности их компетенция устанавливается в первую очередь Бюджетным кодексом Украины и периодическими актами о бюджете местных органов.

Структура местных финансов определяется государственным устройством и административно-территориальным делением государства. В Украине это бюджеты областей, районов, городов, районов в городах, поселков, сел.

94) Фінансовий контроль і принципи його здійснення

Финансовый контроль нельзя определить однозначно. Это сложное явление, поскольку он является составной частью государственного управления и инструментом реализации политики государства, а, с другой стороны, финансовый контроль - это управленческая деятельность со своими методами, формами1. Именно благодаря проведению финансового контроля выявляются недостатки не только в конкретному учреждению. Они являются свидетельством несовершенства действующего законодательства или правоприменительной практики, поэтому финансовый контроль, обеспечивая "обратную связь", помогает устранить недостатки и способствует принятию более совершенных управленческих решений. Как правило, финансовый контроль включают в финансовое право, поскольку в основном финансово-контрольные отношения регулируются нормами финансового права. Однако переход к рыночным отношениям заставил государства СНГ возобновить систему органов финансового контроля, вместе с этим изменились цели, его содержание и сфера применения. В Украине отменено органы народного контроля, партийного контроля. К контрольных органов относится И конституционный орган - Счетная палата. Государство позволило и независимый контроль - аудит. Финансовый контроль - это функция государства, которая проводится в конкретных направлениях ее деятельности: в бюджетной, налоговой, банковской, государственном кредите, страховании, денежном и валютном оборотах'. В финансово-правовой литературе принято включать часть материала с финансового контроля в общей части финансового права (понятие, виды, формы, органы), а затем к каждой пїдгалузі финансового права входят правовые нормы финансового контроля, которые применяет государство и органы аудита, проверяя законность конкретного направления финансовой деятельности.  

95) Податкова система України

Система налогов и сборов - это совокупность предусмотренных налоговым законодательством Украины общегосударственных и местных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты. Система налогов и сборов в Украине устанавливается исключительно законами Украины.

В законодательстве Украины не четко разграничиваются категории "налог" и "сбор". Однако по своей экономической сути они существенно отличаются.

Налог - это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, который уплачивают в бюджет физические и юридические лица в порядке, установленном налоговым законодательством Украины.

Сбор - обязательный платеж, который уплачивают юридические и физические лица за совершение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами действий, имеющих юридическое значение, за предоставление определенных прав, выдачу разрешений и лицензий, а также для обеспечения функционирования системы государственного социального страхования и государственного социального обеспечения.

Не являются налогом или сбором платежи, не установленные налоговым законодательством Украины, а также платежи в виде штрафов и иных имущественных взысканий за нарушения налогового законодательства.

Обязанность по уплате налога (сбора) - это обязанность плательщика налога (сбора) уплатить надлежащую сумму налога (сбора) в порядке и в срок, установленные налоговым законодательством Украины. Налог (сбор) уплачивается только денежными средствами, причем допускается проведение взаимозачета сумм налога (сбора), подлежащих уплате при наличии задолженности бюджета перед таким плательщиком.

Налоговая система-это совокупность установленных в стране налогов, сборов и обязательных платежей, которые взаимосвязаны, органично дополняют друг друга и имеют разную целеустремленность.

96) Правовий механізм податку і його елементи

Правовое регулирование обязательных налоговых платежей определяется как особенностями компетенции органов государственной власти и управления относительно установления, изменения и отмены, так и четким закреплением всех элементов, характеризующих налог как целостный механизм. Законодательные акты в отношении отдельных налогов и сборов отличаются стабильной традиционной структурою. ее составляющими выступают элементы правового механизма налога или сбора. При этом необходимо исходить из того, что регулирование правового механизма налога осуществляется путем закрепления императивного набора элементов, определяющих содержание и особенности реализации налогового долга. Налоговым кодексом Российской Федерации закрепляются эти основания. Например, в ст. 17 закреплено, что налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок начисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В данном случае сформирован определенный алгоритм построения специальных законодательных актов, которыми регулируется уплата соответствующих налогов и сборов. Эти акты имеют традиционную структуру - расположение статей. (Разумеется, мы абстрагируемся от ситуации, когда в акте есть какая-нибудь специальная норма (бюджетное возмещение; бандерольний способ уплаты налога и т.д.), которую невозможно применить в других налогов.) Система элементов правового механизма налога состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательные элементы объединены в две группы. 1. Основные элементы определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, формируют основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из основных элементов правового механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопределенным. До основных элементов правового механизма налога и сбора относятся: а) плательщик налога или сбора; б) объект налогообложения; в) ставка налога или сбора. 2. Дополнительные элементы - детализируют специфику конкретного платежа, создают законченную и полную систему налогового механизма. Стоит учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как и основные, и не имеют факультативного характера. Целостный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор (например, невозможно представить налог, непонятно куда поступает: до какого бюджета, бюджета целевого фонда). Совокупность дополнительных элементов правового механизма налога весьма разнообраз нитна (в зависимости от степени детализации налогового механизма). Однако эта совокупность состоит из двух подгрупп: - дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения - категории, которые прямо зависят от объекта налогообложения); - дополнительные элементы правового механизма налога, имеющих самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи). Итак, в дополнительных элементов правового механизма налога относятся: а) налоговые льготы; б) предмет, база, единица налогообложения; в) источник уплаты налога; г) методы, сроки и способы уплаты налога; г) особенности налогового режима; д) бюджет или фонд поступления налога (сбора); е) особенности налоговой отчетности. Хотелось бы подчеркнуть, что и основные, и дополнительные элементы имеют обязательный характер, без которого невозможно закрепить соответствующий налоговый механизм. Дополнительность элемента подчеркивает не его необовязковість, а особенности регулирования (возможность делегирования компетенции и др.). 3. Факультативные элементы являются необовязковими для правового механизма налога и могут закрепляться в законодательных актах, подчеркивая своеобразие именно этого налогового механизма, но их может и не быть. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особых элементов, характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров; бандерольний способ уплаты и т.п. Подобные элементы и составляют группу факультативных, которые могут быть в налоговом механизме, а могут и не использоваться.  

97) Банківська система України. Види банків в Україні

Банк - это финансовый институт, субъект кредитных отношений, который аккумулирует денежные средства, распоряжается и использует собственные и заимствованные средства с целью получения прибыли.

Банковская система Украины состоит из двух уровней: первый представлен Национальным банком, второй - коммерческими банками. В Украине коммерческие банки могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, или кооперативного баланса.

Современная банковская практика выделяет значительное количество разнообразных признаков, по которым осуществляется классификация банков. Согласно условиям развития отечественной экономической системы украинские банки могут быть классифицированы:

- по форме собственности: в Украине банки создаются и функционируют в виде государственных учреждений, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, кооперативных банков.

- по территориальным характером деятельности: банки, осуществляющие свою деятельность на отдельные территории, - региональные; банки, осуществляющие операции во многих регионах через сеть филиалов - республиканские; банки, активно работающие на мировых рынках и имеющих филиалы и представительства за рубежом-международные;

98) Правовий статус НБУ та його функції

Главное назначение НБУ как центрального банка - это управление денежным обращением с целью обеспечения стабильного не инфляционного развития экономики. Центральный банк влияет на денежный оборот через изменение предложения денег и изменение цены денег. НБУ принимает непосредственное участие в формировании предложения денег, причем как в формировании ее наличного компонента, так и безналичного (депозитного). Он осуществляет эмиссию наличных денег для того, чтобы обеспечить ею банки в обмен на их резервы, размещенные в центральном банке. Банки поставляют наличные своим клиентам (вкладчикам) в обмен на их депозиты, оставляя в своих кассах незначительную сумму наличных средств как резерв. Наличность, эмитированная центральным банком, выпущенная в обращение коммерческими банками и циркулирует в вне банковской сфере, является важным компонентом предложения денег. Еще более важным компонентом предложения денег, учитывая его размеры, есть деньги субъектов экономики, размещенные в банках на депозитных счетах, то есть безналичный компонент. В формировании этих денег центральный банк также играет определяющую роль. Он обеспечивает банковскую систему дополнительными резервами, предоставляя банкам ссуды и покупая у них ценные бумаги на открытом рынке. Таким образом, НБУ как особый орган банковской системы создает так называемые деньги повышенной эффективности - наличные деньги в обращении и резервы банков, которые служат денежной базой для роста предложения денег.  
НБУ имеет особый правовой статус, обусловленный тем, что он сочетает в себе отдельные черты банковского учреждения и государственного органа управления. Он осуществляет банковские операции, приносящие доход (кредитование коммерческих банков, операции с ценными бумагами на открытом рынке, операции с иностранной валютой и т.д.), но целью проведения этих операций не является получение прибыли. Центральный банк использует эти операции как инструменты управления денежным рынком (как инструменты монетарной политики), руководствуясь только государственными интересами и действующим законодательством. Правовой статус НБУ можно охарактеризовать таким образом: это государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями в сфере денежно-кредитных отношений и банковской деятельности.  

Для реализации этих функций НБУ наделяется соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями:

- он является самостоятельным юридическим лицом;

- его имущество обособлено от имущества государства;

- НБУ может им распоряжаться как владелец;

- он не является коммерческой организацией.

99) Поняття грошової системи України

Денежная система-особая категория. ее особенность заключается в том, что она одновременно принадлежит и до экономического базиса и политической надстройки. Как базисная категория денежная система представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе функционирования денежного оборота между его субъектами на территории государства. Будучи надбудовним явлением, эта система является государственно-правовой формой организации денежного оборота, включая совокупность государственных органов, осуществляющих управление денежным оборотом и наделенные для этого соответствующим правовым статусом. Следовательно, денежная система в первом случае является объективной экономической категорией, а во втором - правовой.  

Значение системы правового регулирования обусловливает потребность в осмыслении ее места в структуре денежной системы. Очевидно, систему правового регулирования нельзя рассматривать как однопорядковий элемент национальной денежной системы, поскольку денежная система любого государства является объектом правового регулювання2. Правовое регулирование денежного оборота следует рассматривать не только как способ упорядочения процесса движения денег. Роль права в этом регулировании заключается в том, что оно является формой общественных отношений, неразрывно связанной с содержанием, обусловленным им и такой, что непосредственно влияет на него"3. Поэтому денежная система государства должна рассматриваться именно как правовая форма организации денежного оборота.

100) Поняття банківського регулювання і нагляду

В соответствии со ст. 1 Закона о НБУ банковское регулирование - одна из функций Национального банка Украины, которая заключается в создании системы норм, регулирующих деятельность банков, определяют общие принципы банковской деятельности, порядок осуществления банковского надзора, ответственность за нарушение банковского законодательства. Содержание понятия "банковское регулирование" включает в себя более узкое по содержанию понятие "банковский надзор".

Главной целью банковского регулирования и надзора является безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Целями банковского регулирования являются:

- обеспечение соблюдения государственных, общественных и частных интересов в процессе предпринимательской деятельности кредитных организаций;

- обеспечение непрерывного денежного обращения, эффективности платежей и межбанковских расчетов между субъектами экономического оборота, бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы в пределах банковской системи1.

Банковское регулирование в Украине осуществляется Национальным банком Украины, ведь именно этот государственный орган наделен специальной компетенцией в сфере управления банковской системой. Законодательство определяет формы банковского регулирования. В соответствии со ст. 66 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" государственное регулирование деятельности банков осуществляется Национальным банком Украины в таких формах:

I. Административное регулирование:

1) регистрация банков и лицензирование их деятельности;

2) установление требований и ограничений относительно деятельности банков;

3) применение санкций административного или финансового характера;

4) надзор за деятельностью банков;

5) предоставление рекомендаций относительно деятельности банков.

Банковский надзор законодатель определяет (ст. 1 Закона о НБУ) как систему контроля и активных упорядоченных действий Национального банка Украины, направленных на обеспечение соблюдения в процессе их деятельности законодательству Украины и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков. Сферой надзорной деятельности Национального банка Украины фактически является нижний уровень банковской системы. Надзор распространяется на все банки, их подразделения, филиалы и родственных лиц на территории Украины и за рубежом, учреждения иностранных банков в Украине, а также других юридических и физических лиц в части соблюдения Закона Украины "О банках и банковской деятельности" относительно осуществления банковской деятельности. При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, выполнение нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или нанести ущерб надлежащему ведению банковской деятельности.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: