double arrow

Адміністративне право та процес


71) Поняття, предмет та особливості адміністративного права України

По субъективным пониманием административное право-это совокупность закрепленных нормами объективного права возможностей человека и гражданина, реализуемых в сфере государственного управления.

Административное право Украины имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Предметом административного правового регулирования являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления. Особенностями отношений, которые составляют предмет административного права являются:

- они возникают в результате государственной властно-управленческой деятельности;

- субъектом подобных отношений является исполнительно-распорядительный орган;

- их возникновение, изменение или прекращение является результатом сознательной, волевой, целеустремленной деятельности.

Методы административного права - это средства, способы и приемы, с помощью которых осуществляется правовое воздействие на предмет административного права. Анализируя средства, с помощью которых законодатель осуществляет правовое воздействие на предмет административного права, следует сказать, что в основном это обязательства, запреты и административно-правовое принуждение. В ряде случаев применяются и определенные разрешения. Например, разрешение получать определенную информацию для осуществления возложенных на орган или должностное лицо задач.




Среди способов как составного элемента административно-правового метода, следует выделить авторитарный (повелительное, чтобы не сказать властный или диктаторский) и субординаційний. Авторитарный способ оправдан "неравенством" сторон административных правоотношений, а именно: наличием властного субъекта управления и підвладністю объекта управления. Например, отношения налоговой администрации с любым налогоплательщиком. Субординаційний способ предусматривает получение обязательного согласия на действия объекта управления от субъекта управления.

Следовательно, наличие собственного предмета и метода правового регулирования позволяет отделять административное право от других отраслей украинского права.

72) Адміністративно-правовий статус фізичних осіб

Основным индивидуальным субъектом административного права является физическое лицо (гражданин, иностранец, лицо без гражданства), поскольку, согласно Конституции Украины, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наибольшей социальной ценностью. При этом особую значимость для комплексного раскрытия места и роли физического лица в административном праве составляет категория административно-правового статуса.
Под статусом (от лат. status - положение, положение») понимается правовое положение (совокупность прав и обязанностей) физического или юридического лица.



Итак, административно-правовой статус личности - это совокупность юридических средств, характеризующие место и роль физического или юридического лица в административно-правовых отношениях. Определяющими для анализа административно-правового статуса личности есть такие юридические институты: 1) публичные субъективные права и юридические обязанности; 2) правосубъектность лица; 3) административная ответственность; 4) в некоторых случаях - дисциплинарная ответственность должностных лиц публичной администрации.

73) Поняття, особливості та види актів державного управління

Итак, установления и применения правовых норм непосредственно связано с актами управления. Более того, акты управления - это единственный способ создания и применения правовых норм в процессе управленческой деятельности. Определение понятия правовых актов управления - одна из самых сложных проблем современного административного права. В юридической литературе, в том числе и учебной, их чаще всего определяют как форму государственного управления, документ, волеизъявления, предписание, действие.

Следовательно, акты управления имеют два источника особенностей: во-первых, правовое, во-вторых, управленческое. Без правовых актов не может быть государственного управления как такового, в то же время без них правовая система государства теряет свое регулирующее назначения в сфере действий исполнительной власти.



В теории административного права правовые акты государственного управления принято классифицировать по следующим критериям:

1. За юридическими свойствами;

2. За чертой действия;

3. По характеру компетенции органов, принимающих акты;

4. По положению органов, выдающих акты, по иерархии.

74) Адміністративні правовідносини та їх особливості

Административно-правовые отношения - это отношения, которые возникают по поводу выполнения административных обязательств публичной администрацией. Характерным признаком административно-правовых отношений является то, что органы публичной администрации выступают в них властной стороной, которая реализует свои исполнительно-распорядительные полномочия. То есть имеет право на принятие властного (обязательного) решение. Особенности административно-правовых отношений: 1) они являются видом правовых отношений и формой существования социальных отношений. Они возникают, изменяются и прекращаются в сфере публичного администрирования; 2) они формируются в рамках и на основе административно-правовых норм, которые содержат в себе абстрактную конструкцию отношений; 3) отношения объективируются с возникновением юридических фактов, предусмотренных административно-правовыми нормами; 4) одна из сторон административно-правовых отношений всегда является носителем властных полномочий (публичная администрация), без которого существование административно-правовых отношений невозможно; 5) такие отношения могут существовать по принципу "власть - подчинение", когда одна сторона имеет властные полномочия относительно другой (например, отношения между областным и районными государственными администрациями); 6) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения, так же, как и наличие или отсутствие у нее властных полномочий. Ярким примером в этой ситуации есть реординационные отношения, возникающие по инициативе граждан, в том числе при обжаловании действий и решений публичной администрации; 7) споры между сторонами таких отношений преимущественно решаются в административном порядке, хотя могут быть решены и в судебном (в том числе в порядке административного судопроизводства).  

75) Поняття та види адміністративного примусу

Административное принуждение - это применение уполномоченными субъектами лиц, которые не находятся в их подчинении, независимо от воли и желания последних мер воздействия морального, имущественного, личного и иного характера, предусмотренных административно-правовыми нормами, с целью охраны общественных отношений путем предупреждения и пресечения правонарушений, наказание виновных в их совершении.

В зависимости от конкретной цели применения меры административного принуждения делятся на три вида:

1) административно-предупредительные меры (проверка документов, личный досмотр и досмотр вещей, ограничения (запрет) движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог и др.);

2) меры административного пресечения (требование прекратить противоправное поведение, административное задержание, отстранение водителей, находящихся в состоянии опьянения, от управления транспортными средствами, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и др.);

3) меры административного взыскания (предупреждение, штраф, административный арест и др.).

76) Поняття та особливості адміністративної відповідальності

Административная ответственность - это принудительное, с соблюдением установленной процедуры, применение правомочным субъектом предусмотренных законодательством за совершение административного проступка мер воздействия, которые выполнены правонарушителем.

Институт административной ответственности является определяющим институтом административного права, важным средством охраны общественного порядка, которому присущи все признаки юридической ответственности. С помощью этого института осуществляется защита не только административно-правовых отношений, но и отношений, урегулированных нормами финансового, экологического, трудового, таможенного права, а в некоторых случаях - гражданского права и процессуальных отраслей права.

Важная задача административной ответственности вызвано, прежде всего, необходимостью усиления и укрепления законности и правопорядка в обществе.

77) Загальні правила накладання адміністративних стягнень

Административного взыскания - это меры принуждения, применяемые уполномоченными государственными органами, как правило исполнительной власти, от имени государства к лицам, виновным в совершении административного правонарушения.

Выполнение общих правил при применении административных взысканий проявляется, прежде всего, в неукоснительном соблюдении принципа законности. Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное, в точном соответствии с Коап и другими актами об административных правонарушениях. Это правило означает, во-первых, что за совершенный проступок налагается взыскание только того вида, который установлен в санкции соответствующей статьи Коап. Не можно, например, применять административный арест за мелкое хищение, исправительные работы - при проявлении неуважения к суду, поскольку эти взыскания санкциями согласно ст.51 и ст. 185-3 Коап не предусмотрено.

Во-вторых, возмездное изъятие и конфискация предмета как дополнительные взыскания могут налагаться только в случаях, когда их применение прямо предусмотрено законом; эти взыскания не могут подменять друг друга; не допускается неприменении дополнительного взыскания, если санкция статьи предусматривает обязательность его наложения вместе с основным взысканием.

В-третьих, взыскание налагается в точно определенных законом пределах. Не допускается применение взыскание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, а также превышение его максимального размера. Например, за мелкое хищение установлен штраф от 3 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан, именно в этих рамках его и необходимо применять.

В-четвертых, при наложении административного взыскания должно быть соблюдено всех других требований законодательства об административных правонарушениях. Имеются в виду требования о наличии состава административного проступка, отсутствии обстоятельств, исключающих административную ответственность, подведомственности дел, сроков давности. Важно также учитывать, что некоторые виды взысканий вообще не применяются к определенным категориям граждан, о чем говорилось выше.

С целью индивидуализации ответственности закон (ч.2 ст.33 Коап) требует от органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, при наложении взыскания учитывать ряд факторов: характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

О характере правонарушения свидетельствуют его объект, то есть общественные отношения, на которые посягает проступок (например, права и свободы граждан, и т.д.), а также признаки, характеризующие объективную сторону правонарушения (действие или бездействие, характер и размер причиненного вреда, время, место, способ, средства совершения правонарушения и т.д.).

Личность нарушителя характеризуют, прежде всего, признаки, присущие субъекту проступка (возраст, пол, служебный, социальное положение, противоправное поведение в прошлом), а также поведение в трудовом коллективе и в быту, отношение к семье, коллегам по работе, учебе и т.п. Все эти обстоятельства должны быть установлены органом (должностным лицом), рассматривающим дело, чтобы иметь полное представление о личности нарушителя.

Степень вины правонарушителя зависит от формы вины, с которой совершен проступок, а также от мотива и цели его совершения. Понятно, что совершение правонарушения умышленно отличается от совершения его по неосторожности. В первом случае степень вины нарушителя выше. Некоторые правонарушение может быть совершено только умышленно. В этих случаях для определения степени вины нарушителя имеет значение вид умысла - прямой или косвенный. Если правонарушение совершено с прямым умыслом, то степень вины нарушителя может повысить наличии корыстного или иного низкого мотива.

Имущественное положение правонарушителя также должно быть учтено при применении отдельных административных взысканий: штраф, конфискация, лишение специального права (например, в случае применения лишения права управления транспортным средством относительно профессионального водителя), исправительных работ. При этом учитывается не только размер заработной платы лица, но и все другие виды ее прибыли, подлежащей налогообложению, а также наличие или отсутствие у нее иждивенцев.

78) Система органів (посадових осіб), уповноважених розглядати справи про адміністративні правопорушення, розмежування їх компетенції

Важное место в системе субъектов, решающих дела, отведенное органам и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Система таких органов определена третьим разделом Куоап. В ст. 213 Куоап закрепляется, что дела об административных правонарушениях рассматривают:

1) административные комиссии при районных государственных администрациях и исполнительных комитетах, городских, районных в городах, поселковых и сельских советов. Они решают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов. Комиссия создается соответствующей госадминистрацией или исполнительным комитетом в составе председателя, секретаря и членов комиссии;

2) исполнительные комитеты поселковых и сельских советов уполномоченные рассматривать дела о нарушении общественного порядка, правил торговли и другие аналогичные нарушения;

3) местные суды (судьи) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции Кодексом. Судьи единолично рассматривают дела об мелкое хулиганство, нарушение правил административного надзора и т.п.;

4) органы внутренних дел (ОВД), органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы (их должностные лица) рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством. Так, например, ОВД (их должностные лица) рассматривают дела о нарушении общественного порядка, нарушение правил паспортной системы, правил пограничного режима, правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины иностранных граждан и лиц без гражданства, правил дорожного движения, правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта, правил пользования средствами транспорта, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, а также о незаконном отпуск и незаконное приобретение бензина или других горюче-смазочных материалов.

Следовательно, закон определяет систему органов, которые имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и определяет их подведомственность.

79) Поняття державної служби, види державних службовців

Государственная служба - юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.

В соответствии с административно-правовым разделением государственные служащие традиционно рассматриваются с точки зрения юридической классификации, которая разделяет их на:

- представителей власти;

- должностных лиц;

- вспомогательно-технический или обслуживающий персонал.

Для управленческих целей чаще всего используется функциональная классификация, согласно которой принято выделять три категории работников:

- руководителей;

- специалистов;

- вспомогательный состав.

К руководителям относятся государственные служащие, отвечающие за принятия и организации выполнения управленческих решений, контролируют работу подчиненных, проверяют и оценивают выполнение поручений, применяют различные средства стимулирования деятельности. Иначе говоря, они обладают правами внутреннего и внутренне-организационного руководства. Эту категорию государственных служащих можно разделить на три уровня [11, с.11]:

- высшего;

- среднего;

- низового звена.

80) Види звернень громадян, порядок їх розгляду

Виды обращений:

а) индивидуальными или коллективными; б) письменными или устными.

Процедура по разрешению административных дел по обращениям граждан продвигается определенными стадиями производства. Такими стадиями являются:

а) подача гражданином обращения и принятия его к рассмотрению органом (должностным лицом), что ведет производство;

б) рассмотрение дела (установления и исследования фактических обстоятельств);

в) принятие решения;

г) пересмотр решения в связи с его обжалованием или опротестованием;

д) выполнение решения.

81) Адміністративно-процесуальне право як самостійна галузь права, наука та навчальна дисципліна

Административно-процессуальное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с решением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти государства и некоторыми другими компетентными субъектами.

Самостоятельной отраслью права следует считать такую систему норм, которая:

o имеет свой предмет регулирования, т.е. регулирует определенную систему общественных отношений, отличную от других отраслей и сфер общественной жизни;

o есть не просто совокупность правовых норм, а их система, с четкой внутренней организацией;

o имеет способность взаимодействовать не с отдельными нормами или группами правовых норм других отраслей, а с отраслями в целом, как системами такой же степени организации.

Только наличие всех трех признаков, что находятся в неразрывной связи и определяют друг друга, дает основание рассматривать ту или иную совокупность правовых норм как самостоятельную отрасль права. Между указанными признаками существует взаимозависимость и взаимосвязь. Определяющим из них, конечно, есть первый признак - наличие особого предмета правового регулирования.

Проанализируем наличие указанных выше признаков в многочисленной группы административно-процессуальных норм.

Предмет административно-процессуального права.

На свойствах предмета процессуальной группы норм существенным образом отражаются, по меньшей мере, три обстоятельства:

1) на свойства предмета процессуальной отрасли влияют, прежде всего, особенности предмета "обслуживаемой" отрасли материального права. Поскольку административно-процессуальное право, в основном и главным образом, обеспечивает реализацию норм материального административного права, то, соответственно, основной составной частью предмета его регулирования входят управленческие общественные отношения, т.е. те связи, которые возникают в сфере государственного управления и находятся в "ведении" материального административного права;

2 ) административно-процессуальное право "обслуживает" не только материальное административное право, но и потребности других материальных отраслей права - трудового, жилищного, финансового, корпоративного, хозяйственного и т.п. Соответственно, второй составной частью предмета административно-процессуального права входят те отношения, складывающиеся в сфере действия указанных материальных отраслей и для своего осуществления (воплощения в жизнь) требуют применения административно-процессуальных норм;

3) на предмет процессуальной отрасли права оказывает влияние и наличие соответствующего вида процесса - гражданского, административного и уголовного. Дело в том, что процессуальное право регулирует не только отношения, которые складываются в ходе осуществления того или иного вида процесса, но и разные стороны самой процессуальной деятельности путем установления определенных правил ее осуществления.

Таким образом, предмет административно-процессуального права является сложным явлением, которое объединяет три составные части: 1) общественные отношения, которые регулируются материальным административным правом, и, соответственно, являются материальными административно-правовыми отношениями, реализация которых осуществляется с помощью административного процесса;

2) общественные отношения, которые регулируются нормами материального гражданского, трудового, аграрного, финансового, других отраслей права, которые связаны с решением задач государственного управления и для своей реализации требуют процессуальных действий органов исполнительной власти государства;

3) процессуальную деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а в предусмотренных законом случаях - и других государственных и общественных органов.

82) Система та джерела адміністративно-процесуального права

Система административного права состоит, таким образом, из двух частей: Общей и Особенной.

Общая часть объединяет нормы, имеющие общий характер и присущи для всей системы государственного управления, для всех отраслей и сфер. Это - административно-правовые нормы, которые закрепляют:

- основные принципы осуществления государственного управления;

- административно-правовой статус субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций и граждан);

- формы и методы осуществления управленческой деятельности (издание юридических актов, убеждение и принуждение и т.д.); ответственность за совершение административных правонарушений;

- порядок административно-процессуальной деятельности;

- порядок обеспечения законности в государственном управлении. Особенная часть объединяет нормы, которые действуют в масштабе отраслей и сфер государственного управления. Это - административно-правовые нормы, которые определяют организацию управления экономической, социально-культурной, административно-политической сферами и отдельными отраслями общественной жизни государства.

Каждая из указанных сфер государственного управления регулируется как в целом, так и отдельно по отраслям. Например, экономическая сфера имеет такие области управления: промышленность; сельское хозяйство и агропромышленный комплекс; капитальное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт и дорожное хозяйство; торговля и внешние экономические связи; связь и т.д.

Особенная часть административного права конкретизирует нормы Общей части, исходя из специфических условий их применения, например, в пределах определенной области государственного управления.

Источником административного права является правотворческий акт органа законодательной или исполнительной власти государства, содержит административно-правовые предписания, с помощью которых и осуществляется регулирование исполнительно-распорядительной деятельности.

Главным источником административного права является Конституция Украины, которая определяет основы общественного строя и политики государства, закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан, регулирует основные принципы организации и деятельности центральных и местных органов исполнительной власти государства.

Следующим источником является такая юридическая единица как международный договор, который прошел ратификационную процедуру в Верховной Раде Украины. Согласно концепции примата международного права, которую поддерживает Украина, положения, содержащиеся в таких актах являются априорными относительно других юридических регуляторов национального характера.

Среди законов Украины особое место занимают комплексные законы, которые называют кодексами. В кодексах собраны по определенным критериям, согласованы и размещены в определенном порядке правовые нормы, регулирующие отдельную сферу или отрасль управления. Например, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и др. В целом в Украине разработаны и приняты 17 кодексов.

На третьем месте, по юридической силе, являются законы Украины. Они, в свою очередь, подразделяются на конституционные законы и законы, принятые в порядке текущего законодательства. Конституционные законы, наличие которых предусмотрено Конституцией Украины, содержат нормы, которые устанавливают систему органов исполнительной власти, принципы их деятельности, определяют круг основных прав и обязанностей организаций и граждан в сфере управления и др. Например, законы Украины "О гражданстве", "О местном самоуправлении в Украине".

Следующими, по юридической силе, нормативно-правовыми актами являются указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, различные положения, правила, инструкции, уставы и другие документы, утвержденные постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины (например, Дисциплинарный устав органов внутренних дел). Они содержат значительное количество норм административного права и регулирующие отдельные вопросы государственного управления в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах государственного управления.

Отдельную группу составляют приказы руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Нормы административного права являются в общих актах управления, выданных государственными и негосударственными органами (например, администрацией предприятия и профессиональными союзами, общественными организациями и т.п.).

83) Характеристика провадження по підготовці й прийняттю нормативно-правових актів керування

Указанный вид административного производства регламентирует порядок подготовки и принятия подзаконных нормативно-правовых актов разного уровня. В зависимости от уровня, а точнее - от сферы организующего воздействия разрабатываемых нормативных актов, принято выделять такие нормотворческие производства: - с принятия постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины; - издание приказов, инструкций и других актов министерств, государственных служб, инспекций, агентств; - с издания решений местных государственных администраций, с издания локальных актов (приказов, положений, правил) руководителями государственных предприятий, учреждений и организаций; - издание нормативных актов органами местного самоуправления. Нормотворческая деятельность в публичной сфере, как правило, представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Составления соответствующей процедуры, введение ее в четкие процессуальные рамки служит важной гарантией целесообразности и законности подзаконных актов, изданных в сфере функционирования органов публичной администрации. Несмотря на некоторую усложненность административных производств, которую, на первый взгляд, якобы тянет их детальная административно-правовая регламентация, последняя лишь способствует оперативности принятия управленческих решений. Ведь путем выполнения установленных определенных стадий и этапов, осуществляется в четкой последовательности, субъект нормотворчества достигает своей основной цели - принятия качественного и безупречного с точки зрения юридической техники, нормативного акта.  

В каждой стадии нормотворческого производства назван ученый выделяет следующие процессуальные этапы:

И. а) правовая инициатива; б) анализ ситуации и вариантов правового воздействия (на данном этапе выясняются фактическое состояние дел и возможные варианты решения возникших вопросов); в) подготовка проекта нормативного акта (включает обсуждение, согласование и надлежащее оформление проекта);

II. а) обсуждение и голосование (необязательный этап, характерный для принятия решений коллегиальными органами); б) доработка проекта; в) оформление решения (окончательное редактирование проекта нормативного акта, его подписания и присвоение акта порядкового номера);

III. Оглашение нормативного акта в средствах массовой информации или доведение его содержания до сведения исполнителей и заинтересованных лиц другим способом1.

На наш взгляд, современная структура административного производства имеет следующие стадии:

1) переди проектная стадия;

2) проектная стадия;

3) стадия принятия проекта нормативно-правового акта;

4) засвідчувальна стадия;

5) информационная стадия.

84) Поняття та загальна характеристика стадій дозвільних адміністративних проваджень. Поняття дозвільної системи

Стадия возбуждения разрешительного производство начинается с подачи в соответствующий орган публичной администрации заявления заинтересованной в получении соответствующего разрешения лица или органа.

К заявлению прилагаются копии заверенных в установленном порядке учредительных документов, а также документы, удостоверяющие способность заниматься соответствующей деятельностью.

Следующая стадия разрешительного производства - это непосредственное изучение компетентным органом публичной администрации представленных документов или обследование помещений, вещей относительно соответствия их требованиям разрешительной системы.

Соответствующим компетентным органом государственного регулирования проводится предварительное рассмотрение заявления с целью оценки выполнения заявителем требований относительно номенклатуры и состава представленных документов.

Следующей является стадия принятия решения о выдаче разрешения на соответствующую деятельность.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается компетентным органом публичной администрации в течение месяца после получения заключений государственных экспертиз представленных документов и акта инспекционного обследования.

Четвертой стадией такого производства с обжалование и опротестование принятого решения.

Действия и решения должностных лиц компетентных органов публичной администрации разрешительной системы, связанные с отказом в выдаче разрешительного документа, его аннулированием и изъятием подконтрольных предметов, материалов и веществ, закрытием предприятий, мастерских и лабораторий, выполнением других функций по осуществлению разрешительной системы, может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования неправомерных действий органов публичной администрации и их должностных лиц, ущемляющие права громадян.П'ятою стадией является выполнение рішення.Заявник получает разрешительные документы на право заниматься соответствующей деятельностью и использовать соответствующие предметы.

Разрешительная система это регламентированный правом порядок, обязывающий государственные и общественные учреждения, предприятия, а также граждан получить в соответствующих государственных органах разрешение на изготовление, реализацию, приобретение, перевозка (хранение и использование) определенных предметов.

85) Загальна характеристика та стадії реєстраційних проваджень

Регистрационное производство - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность уполномоченных органов публичной администрации, в ходе которой решаются вопросы: официального признания законности правовых актов; законности действий юридических и физических лиц; наделение субъектов права соответствующими правами или обязанностями; а также учета и фиксации юридических фактов путем закрепления их в регистрационных документах.

В структуре каждого отдельного производства можно выделить стадии отношении отграничены, выделенные во времени, и логически связаны:совокупности процессуальных действий (процедур), которые отличаются кругом субъектов и закрепляются соответствующими процессуальными актами.

Регистрационные производства также имеют определенную структуру, которая представлена отдельными стадиями. А именно:

o возбуждение и рассмотрение дела;

o принятие решения о регистрации или отказе в регистрации;

o обжалования и опротестования принятого решения;

o выполнение принятого решения.

86) Характеристика проваджень щодо розгляду звернень громадян. Строки розгляду звернень громадян

Конспект!

87) Поняття та принципи провадження у справах про адміністративні проступки

Производство по делам об административных проступках - это нормативно урегулирована деятельность повноважених субъектов по применению административной ответственности за совершенное административный проступок, а также предупреждение административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на основе строгого соблюдения законности и принципов презумпции невиновности, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока обратное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Наряду с общими принципами, характерными для всего административного процесса (законности, объективной истины, равенства граждан перед законом, оперативности и т.д.), производству по делам об административных правонарушениях в значительной степени больше, чем другим производством, присущ принцип экономичности, что, однако, не означает, что дела должны рассматриваться поверхностно. Сроки рассмотрения дел об административном правонарушении являются короткими: 15 суток, 7 дней, 5 дней, 3 дня, 1 сутки. Такое положение объясняется тем, что административное правонарушение в основном легко устанавливается и, как правило, не требует много времени для расследования и рассмотрения сравнению с уголовными делами. В то же время срок рассмотрения административных дел об административных коррупционных правонарушениях останавливается судом в случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном коррупционное правонарушение, умышленно уклоняется от явки в суд или по уважительным причинам не может туда явиться (болезнь, нахождение в командировке или на лечении, в отпуске и т.д.). Анализ законодательства Украины позволяет выделить два вида производства по делам об административном проступке: обычное и упрощенное. Обычное осуществляется в большинстве дел и детально регламентировано действующим законодательством. Оно предусматривает составления протокола: определяет содержание, меры и порядок их применения; права и обязанности участников производства; порядок рассмотрения дел; факты, обстоятельства, являющиеся доказательствами. Упрощенное производство применяется относительно небольшого количества правонарушений, прямо предусмотренных ст. 258 Коап. Такое производство характеризуется минимумом процессуальных действий и их оперативностью. Так, протокол не составляется в случае совершения административных проступков, направленных на самовольное сенокошение и выпас скота, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод; засорение лесов отходами; нарушение требований пожарной безопасности в лесах; нарушение правил осуществления других видов специального использования объектов животного мира; уничтожение или повреждение зеленых насаждений или других объектов озеленения населенных пунктов, если размер штрафа не превышает трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; нарушение правил использования объектов животного мира, если размер штрафа не превышает семи необлагаемых минимумов доходов граждан, нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта; нарушение правил пользования средствами морского транспорта; нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах; нарушения, связанные с выбрасыванием за борт речного или маломерного судна мусора и других предметов и т.п., если лицо не оспаривает допущенное нарушения И административное взыскание, что на нее накладывается. Протоколы не складываются и в других случаях, когда в соответствии с законом штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения. Уполномоченный орган (должностное лицо) на месте совершения правонарушения выносит постановление по делу об административном правонарушении. Если во время составления постановления по делу об административном правонарушении лицо оспорит допущенное нарушение и административное взыскание, что на нее накладывается, то уполномоченное должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении. Этот протокол является приложением к постановлению по делу об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности. В случае выявления административного правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированного с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи или средств фото - и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи или средств фото - и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, привлекаемого к административной ответственности, в течение трех дней со дня вынесения такого постановления.  

88) Заходи забезпечення провадження у справах про адміністративні проступки

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются: 1) административное задержание; 2) доставление; 3) осмотр; 4) изъятие вещей и документов; 5) передача грузов и иного имущества по назначению.

89) Поняття та загальна характеристика стадій адміністративно-позовного провадження

  Исковое производство - это вид производства в гражданском процессе, в котором рассматривается спор о праве гражданском, то есть спор, возникающий из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений. Наличие спора о праве гражданское определяет и другую характерную черту этого производства - участие в нем двух сторон - истца и ответчика.

+ конспект!

90) Заходи процесуального примусу в адміністративно-позовних провадженнях

Меры процессуального принуждения в административном процессе - это способы принудительного воздействия на участников процесса с целью обеспечения полного, объективного и беспристрастного решения административных дел, а также поддержание определенного порядка во время их рассмотрения.

В процессах административного судопроизводства установлено четыре вида мер процессуального принуждения (ст. 269 КАССУ):

1) предупреждение;

2) удаление из зала судебного заседания;

3) временное изъятие доказательств для исследования судом, ор-
ганом властных полномочий;

Привод - это принудительное доставление лица в суд руководителем органа внутренних дел по постановлению суда. Основаниями применения поводу есть:

а) обязательности личного участия в деле лица, признанного
судом;

б) неявка надлежащим образом вызванной лица в суд. Надлежащим образом
вызванной лицом считается лицо, которому вручена повестка
в соответствии со ст. 35 КАС Украины;

в) неприбытия в судебное заседание свидетелей без уважительных при-
чин или неуведомление причин неявки.







Сейчас читают про: