111) Право державної власності на природні ресурси
Относительно экологического права объективное право собственности - это система правовых
норм земельного, водного, лесного, горного, фаунистических,
природоохранного законодательства, регламентирующих правоотношения в сфере
реализации полномочий, порожденных собственностью на природные ресурсы.
Право собственности в субъективном смысле - это закрепленная в соответствующих
нормах возможность конкретного собственника владеть, пользоваться,
распоряжаться принадлежащей ему собственностью (предметами, объектами, имуществом) на
собственному усмотрению, но в пределах, предусмотренных законом.
Субъективное право собственности на природные ресурсы - это совокупность полномочий
субъектов экологических правоотношений относительно владения, пользования и
распоряжения принадлежащими им природными ресурсами. Субъективное право собственности
носит абсолютный характер. Это означает, что именно правомочному субъекту
принадлежат исключительные права в отношении владения, пользования и распоряжения
природными ресурсами и поведение всех других лиц - не собственников - должна
быть соответствующей:
такой, что не препятствует владельцу осуществлять принадлежащее ему субъективное право.
Субъективное право собственности возникает вследствие вступления ее через события, которые по
юридическим составом можно классифицировать как:
- приобретение через покупку, обмен, выкуп и другие юридические факты;
- передача в собственность - дарение, залог, наследие;
- национализация около принудительное, безвозмездное преобразования в государственную собственность
собственности отдельных собственников (земель, железных дорог, предприятий, банков);
- реквизиция - принудительное отчуждение или временное изъятие государством за
плату имущества, принадлежащего частным лицам и кооперативным или общественным
организациям.
Следовательно, основанием возникновения субъективного права собственности на природные ресурсы
как и права собственности в отношении другого имущества есть юридический факт - обстоятельство, с
которым законодательство связывает изменение владельца (формы права собственности) на землю,
недра, растительный и животный мир и другие объекты природы.
112) Юридична відповідальність за порушення вимог поводження з небезпечними речовинами та об’єктами підвищеної небезпеки
По общему правилу, за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность. К юридическим лицам применяются предупредительные меры. Общие правонарушения в сфере обращения с отходами определяет Закон Украины «Об отходах» (ст. 43), а именно: - нарушение установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямого или косвенного вредного воздействия на здоровье человека и экономических убытков; - самовольное размещение или удаление отходов; - нарушение порядка ввоза в Украину, вывоза и транзита через ее территорию отходов как вторичного сырья; - невыполнение распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль и надзор по операциям обращения с отходами и за местами удаления; |
Предупредительные меры применяются к предприятиям, учреждений, организаций, как правило, в форме негативных финансовых последствий за то или иное правонарушение. Примером может быть внесение сбора за размещение отходов при превышении лимитов который взимается в соответствии с Законом Украины «Об охране окружающей природной среды (ст. 44) за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц, а не относится на валовые расходы производства и обращения, если сбор взимается в пределах лимитов. В этом заключаются негативные финансовые последствия для субъектов хозяйствования.
Дисциплинарная ответственность применяется в случае нарушения виновным лицом законодательства в сфере обращения с отходами в процессе выполнения трудовых обязанностей. Дисциплинарные взыскания на физическое лицо налагаются в таком случае на основании Кодекса законов о труде Украины.
Конкретные составы правонарушений законодательства о отходы с установлением соответствующих санкций за их совершение, определяются в Коап и УК.
Коап предусматривается административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц и граждан за такие правонарушения, как:
- порча и загрязнение сельскохозяйственных и других земель: загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, производственными и другими отходами (ст. 52);
- повреждение леса сточными водами, химическими веществами, нефтью и нефтепродуктами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, что влечет его усыхание или заболевание (ст. 72);
113) Нормативи якості та ліміти використання природних ресурсів
Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются в порядке, определяемом Верховным Советом Автономной Республики Крым, областными, городскими (города общегосударственного значения) Советами, кроме случаев, когда природные ресурсы имеют общегосударственное значение. Лимиты использования природных ресурсов общегосударственного значения устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Так, например, лимиты использования лесных ресурсов общегосударственного значения устанавливаются в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Украины, лимиты использования рыбных запасов и других объектов водного промысла, отнесенных к природным ресурсам общегосударственного значения, в разрезе речных бассейнов, морских районов промысла, основных типов и категорий водоемов ежегодно утверждаются Минэкоресурсов по представлению Укргосрыбхоза на основании обоснований научно-исследовательских учреждений и организаций.
114) Поняття та особливості державного екологічного контролю та моніторингу навколишнього середовища
Государственная система мониторинга окружающей среды - это система наблюдений, сбора, обработки, передачи, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений о предотвращении негативных изменений окружающей среды и соблюдению требований экологической безопасности. Она создается с соблюдением международных требований и является совместимой с аналогичными международными системами.
Государственный экологический контроль осуществляется в процессе выполнения государством своей экологической функции. Особенность этого вида контроля заключается в том, что он является прерогативой соответствующих государственных органов, которые могут применять в предусмотренных законом случаях меры государственного принуждения. Государственный экологический контроль проводится центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными органами управления в области охраны окружающей природной среды (органами специальной компетенции). Правовые основы этого контроля определяются Конституцией Украины, экологическим законодательством, нормативными актами, которыми регулируется правовой статус соответствующих государственных органов, и т.д.
115) Державний кадастр природних ресурсів та об’єктів
Кадастры природных ресурсов - систематизированный свод данных, включающий качественное и количественное описание объектов и явлений, в ряде случаев с их экономической оценкой, содержит физико-географическую характеристику, классификацию, данные о динамике, степень изученности и эколого-социально-экономическую оценку с приложением картографических и статистических материалов. Целью ведения государственных кадастров природных ресурсов являются: учет количественных, качественных и других характеристик природных ресурсов, объема, характера и режима их использования. Такие учеты необходимы прежде всего для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, принятия эколого-управленческих решений и определения их эффективности, обеспечения необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, других заинтересованных субъектов. Данные, содержащиеся в кадастровой документации, используются также для определения границ и денежной оценки природных ресурсов, мероприятий по их восстановления, возмещения причиненного экологическими правонарушениями вреда. Экологическим законодательством предусматривается ведение таких видов кадастров: - государственный земельный кадастр (гл. 34 ЗК Украины); - государственный водный кадастр (ст. 28 УК Украины); - государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 43 КУпН); - государственный лесной кадастр (гл. 9 ЛК Украины); -государственный кадастр животного мира (ст. 56 Закона Украины "О животном мире"); -государственный кадастр растительного мира (ст. 38 Закона Украины "О растительном мире"); - государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда (разд. VIH Закона Украины "О природно-заповедном фонде"); -государственный кадастр природных территорий курортов Украины (ст. 36 Закона Украины "О курортах"); - градостроительный кадастр населенных пунктов (Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности"). |