ЖЦТ - это модель, описывающая изменения спроса на продукт с момента его первоначального появления на рынке до полного прекращения его продаж. Считается, что эти изменения носят именно циклический характер, поэтому с помощью модели ЖЦТ маркетинг может делать более реальные стратегические планы.
Рассматривают 4 основных этапа ЖЦТ: - выход на рынок;- рост; - зрелость; - спад. Иногда еще рассматривают еще один этап жцт – этап насыщения, который явл-ся промежуточным между этапами зрелости и спада.
Выход на ры-к - фирма большое знач-е придает политике прод-я тов на ры-к, особое внимание покупат которые готовы соверш покупки. Чтобы устроить переход к этапу роста фирма улучш кач-во тов или увел затраты на политику продвиж, может снизить цену на тов.
Этап роста – на рынке увел число конкурентов, что приводит к усилению конкур борьбы за позиции на р-ке, по этому производитель должен акцентировать свое вним-е на продвижении прод-и. фирма должна решить что для нее важнее на данном этапе: получить наибольшую прибыль или завоевать прочные позиции.
|
|
Этап зрелости – спрос на тов на это этапе становится массовым, многие покуп-ли совершают повторные покупки., в то время появл новые товары, часть покупат апробируют новые товары, спрос на прежний тов уменьшается. Фирма ищет пути сохр своих позиций на рынке:
1. Модифицировать р-к (выход на новые р-ки, сегменты; выявление новых способ использ тов, перепозиционирование тов на рынке)
2. Модифицировать товар (улучш кач-ва, модернизац, улучш оформ тов)
3. Модифицировать комплекс мар-га – за счет совершенств его основных элементов (ТП, ценов П, полит распред-я, полит продвиж-я).
Этап спада – приход время когда объемы продаж сущ-но сокр-ся и уменьш-ся прибыль от реализ-и, это говорит что наступает этап спада, фирма может принять след решения: постепенно уменьшить произ-во тов, не уменьш затр на маркет-г; сокр произ-во тов при уменьш затрат на маркет; прекратить произ-во тов и распродать имеющиеся запаса по низким ценам; организ произ-во нового товара.