double arrow

Управление организацией

Управление организацией – деятельность, которая обеспечивает функционирование всех элементов организации, удерживает в разумных рамках отклонение организации от поставленных целей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида с целью побудить его совершать определенные действия, в которых заинтересована организация, но в которых сам индивид может быть не заинтересован.

Средствами управления являются приказ (задание) и стимулирование. С этой точки зрения можно выделить: 1) организации, основанные на самоорганизации, т.е. спонтанном регулировании, которое предполагает принятие решений всеми членами организации в зависимости от обстоятельств;

2) организации, в которых управление осуществляется конкретными личностями.

Социальную организацию можно представить в виде иерархического построения, в котором социальные позиции и роли «нижнего» уровня контролируются «верхними». Оптимальным воплощением такой власти является бюрократия. Социологическую теорию бюрократии разработал М.Вебер. Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила) – это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию. Согласно М.Веберу, бюрократия, возникшая в начале XIX века, способствовала

четкости в принятии решений в организациях и требовала от чиновников высокого профессионального мастерства.

Можно выделить отличительные признаки бюрократии:

• индивиды, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, существующих в данной организации;

• ярко выраженная иерархия должностей и обязанностей;

• индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта;

• людям, занимающим должности в организациях, выплачивают заработную плату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии;

• бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника;

• деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Таким образом, М.Вебер разработал идеальный тип управления организацией. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Однако американский социолог Р.Мертон определил и негативные последствия деятельности бюрократических организаций:

– узкая специализация внутри бюрократической организации может тормозить

процесс их прогрессивных изменений, отчего может страдать и общество в целом;

– бюрократический стиль мышления, порожденный рутинизацией и формализацией, формирует особый тип личности, консервативной по складу ума и психологии;

– реальное выполнение задач и целей, признанных обществом в качестве позитивных ценностей, может подменяться внутренними целями безупречного формального стиля исполнения должностных инструкций, а служебная карьера для членов бюрократической организации выдвигается на первое место;

– в результате идеология и интересы бюрократии становятся выше интересов тех людей, которых они призваны обслуживать. Интересы бюрократии становятся выше общественных интересов, и бюрократия превращается в тормоз общественного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: