Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.п. нередко приводит к конфликтам. Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.). Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.
С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре основных типа конфликтов:
1) внутриличностный (ролевой конфликт - когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; конфликт, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);
2) межличностный (столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);
3) между личностью и группой (возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);
4) межгрупповой.
Конфликты классифицируют по сферам жизнедеятельности:
– политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета.
– социально-экономические – это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.
– национально-этнические – это конфликты, возникающее в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
Известный исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:
• действительные (существуют объективно в определенной социальной подсистеме);
• случайные (зависят от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызвавшим конфликт);
• заместительные (являются видимым проявлением скрытых конфликтов);
• основанные на плохом знании (результат неумелого управления);
• скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);
• фальшивые (создающие только видимость).
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:
• конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами.
• соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации.
• конкуренция – особый тип конфликта, его цель – получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Есть конфликты типа:
• схватки, когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;
• дебатов, где возможны спор, маневры, и обе стороны могут рассчитывать на компромисс;
• игр, если обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они действуют постоянно и могут завершаться разрушением всей структуры отношений.
Социальный конфликт в своем развитии, как правило, проходит через следующие основные этапы:
1) скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;
2) формирование конфликта – четко осознаются претензии, которые высказываются противоположной стороне в виде требований;
3) инцидент, т.е. событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;
4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;
5) завершение конфликта, необходимо помнить, что это не означает, что притязания сторон удовлетворены.
Социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Однако конфликты не только возможны, но желательны, если они ведут к повышению эффективности организации. Позитивная функция состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон, что способствует взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения. Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая функция. Участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
2 Теории социального конфликта:
Марксистская классовая теория конфликта: К.Маркс исходил из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений, которые в условиях антагонистических формаций в социально-экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. Выдвигая на первый план экономические факторы социальных конфликтов, марксистская социология полагает, что политические факторы являются их следствием и проявлением.
Основное положение теории конфликта Зиммеля заключается в том, что конфликт представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. «Конфликтная модель общества» Дарендорфа у тверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Социальные конфликты неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявления любых человеческих страстей. Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа социальной структуры, степени ее открытости. Наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является открытое демократическое, высокомобильное общество, в котором развертывание и протекание конфликтов предельно формализовано.
Согласно теории «позитивно-функционального конфликта» Козера, каждое общество хотя бы потенциально содержит социальные конфликты. Козер определяет социальный конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы, причем целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников. Козер в своей работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет не только деструктивную функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал.
«Общая теория конфликта» Боулдинга (США) изложена в его работе «Конфликт и защита: Общая теория». Все конфликты, по его мнению, имеют общие элементы и общие образцы развития. Знание «общей теории конфликта» позволяет общественным силам контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия. Согласно ученому, конфликт неотделим от общественной жизни. В природе человека – стремление к постоянной вражде и борьбе. Конфликт Боулдинг определяет как ситуацию, в которой стороны сознают несовместимость своих позиций и каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную интересам другой. В то же время конфликты являются таким видом социального взаимодействия, когда стороны осознают как свое противостояние, так и свое отношение к нему. Они сознательно организуются, разрабатывая стратегию и тактику борьбы, но это не исключает того, что конфликты можно и нужно преодолевать или, по крайней мере, существенно ограничивать. Таким образом, в социологической мысли выделяются два основных направления к осмыслению конфликта. Марксистская традиция рассматривает конфликт как явление, причины которого кроются в самом обществе – противостоянии классов и идеологий. Немарксистская традиция (Козер, Зиммель, Дарендорф, Боулдинг) рассматривает конфликт как часть жизни общества, которым необходимо управлять.