Находки древних рукописей в каирской генизе

Гениза. В большинстве еврейских синагог, начиная с раннего средневековья, делался чулан без окон и дверей, куда складывали вышедшие из употребления письменные материалы, особенно свитки Торы, чтобы они не подвергались осквернению. Слово переводится «сокрытие, погребение». В нём делалось только небольшое отверстие, чтобы туда никто не мог войти. Время от времени такие генизы вскрывали, и рукописи подвергали захоронению на кладбище (Потому до нас и не дошло древних еврейских рукописей, что они периодически уничтожались). Каирская гениза была явлением необычным, потому что значительная часть материалов в ней оказалась нетронутой. Долгое время тексты не захоранивали. Произошло это потому что, как предполагают, о ней как бы забыли, и там рукописи хранились. Это - дело чистой случайности. Синагога - одна из старейших иудейских синагог, поскольку в Египте вообще древняя диаспора израильская. Климат там сухой. Рукописи в генизе сохранились.

В 1888 году один из английских раввинов посетил эту синагогу, но генизу не смог увидеть. Ему сообщили, что книги уже захоронены, и там, якобы, ничего нет. Когда в синагоге стали проводить ремонт в 1890 году, стало известно, что эта гениза существует. Сторожа синагоги стали оттуда добывать рукописи и приторговывать. На рынке древности появились новые неведомые рукописи.

В 1896 году её посетил известный русский архимандрит Антонин (Капустин), который основал миссию в Иерусалиме. Ему было позволено провести 3‑4 часа в самой генизе и захватить с собой всё, что он может положить в мешок из под Торы. Видимо, сыграли свою роль деньги, золотишко, и его пустили. Эти свитки он привёз в Петербург.

Но особый успех имел Соломон Шеvхтер, который родился в Карпатах. Отец его - выходец из России. Он с детства был признан вундеркиндом. В возрасте 5 лет он знал наизусть всё Пятикнижие на еврейском языке. Потом он учился сначала в синагогальных хедерах, прочих местах. Переехал в Англию и стал профессором в Оксфордском университете, где занимался древнееврейскими рукописями. Когда до Англии дошёл слух о том, что в Каире появились новые рукописи, он был направлен туда, чтобы ознакомиться с рукописями. В 1892 году он направляется в Каир.

Ему дали сначала посмотреть какой-то отрывок. Он сразу определил, что это - отрывок из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова на древнееврейском языке. Т.е. он сразу натолкнулся на очень важный для библеистики текст. Известно, что эта книга - неканоническая. Существует только в греческом переводе. Была ли она на еврейском языке, никто этого до него не знал.

Ему удалось каким-то образом войти в доверие к руководству синагоги. Его допустили в генизу, и он занялся работой.

Он обнаружил ряд псалмов, которые до этого времени считались очень поздними, приписывались маккавейскому времени, но он нашел очень древние оригиналы.

Здесь же были найдены поразительные документы - «Дамасский документ», который является уставом, найденным позже в Кумране. Т.е. в эту генизу каким-то образом попали документы и из Кумрана.

Там же был найден считавшийся утраченным перевод Акилы. Он оказался т.н. палимпсестом, т.е. первоначальный текст был смыт, и записан другой текст. Соломон смог восстановить этот древний текст.

Обнаружены были гекзаплы Оригена (шести­язычная Библия).

Тексты генизы в значительной своей части являются библейскими. Все они очень древние.

Другой диковиной были образцы библейских текстов, выполненные необычным видом скорописи - «решётчатым письмом». В каждом стихе первое ключевое слово даётся полностью, а все остальные слова - только начальные буквы. Т.е. читающий должен был хорошо знать текст. Это, своего рода, памятка.

Следующим выдающимся открытием были стихи древнееврейского поэта Яннаvя. Он жил в период Византийской империи в Палестине. Считалось, что от его наследия ничего не осталось. В генизе было много его стихов. Видимо, они считались диссидентскими. Чтобы они не распространялись, их определили в генизу, где они благополучно дожили до Соломона Шеvхтера.

Судьба Шехтера печальна. Он несколько лет работал в генизе в вековой пыли. Там получил болезнь. Уехал в Англию. Долго ещё работал над рукописями, и скончался в довольно нестаром возрасте. Зато находки в каирской генизе пролили много света на дела библеистики, особенно на библейскую критику, которая на то время большинство книг Ветхого Завета считала очень поздними. Тогда, ведь, кумранские рукописи ещё не были найдены. Библейской критике был сделан существенный удар. Все ветхозаветные книги считались поздними - редко какие после плена. В основном маккавейского периода.

В текстуальном отношении были внесены некоторые коррективы в textus receptus.

Впервые был найден симптом существования какой-то секты, когда Шехтер нашёл «Дамасский документ» с уставом сектантской общины. Никто никаких кумранитов тогда не знал. Поэтому полагают, что когда кумраниты рассеялись, часть их переселилась в Египет и могла с собой принести некоторые документы.

Таким образом, наряду с кумранскими текстами, существует ещё один очень важный корпус рукописей Священного Писания, который до сих пор издаётся Британским музеем.

Конец курса Библейской археологии.



[1] Апсу - пресноводный океан, пресная вода.

[2] Наречь имя - это означить, что предмет существует реально.

[3] [напшиту] - аккад.

[4] т.е бессмертие.

[5] Шамаш - бог солнца.

[6] Сами боги перепугались потопа, из чего видно, что полного бессмертия и за богами не предполагается.

[7] Т.е. вода стала немного спадать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: