Варианты сочетанных нарушений:
• различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений (сложное сенсорное нарушение зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушения зрения и движений);
• сочетание вышеперечисленных дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость; слепота и умственная отсталость; двигательные нарушения и умственная отсталость; разные Сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).
По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха можно выделить:
— тотально или практически слепоглухих;
— слепых слабослышащих;
— слабовидящих глухих;
— слабовидящих слабослышащих.
По выраженности нарушений зрения и речи:
— слепые алалики;
— слабовидящие алалики;
— слепые с ОНР;
— слабовидящие с ОНР.
По выраженности нарушений зрения и движений:
— не передвигающиеся самостоятельно слепые;
— не передвигающиеся самостоятельно слабовидящие;
|
|
— слепые с нарушениями движений;
— слабовидящие с остаточными нарушениями ДЦП.
Сочетание нарушений слуха и движений:
— тяжелые формы ДЦП и глухоты;
— тяжелые формы ДЦП и тугоухости;
— легкие формы ДЦП и глухоты;
— легкие формы ДЦП и тугоухости.
В процессе воспитания и обучения детей со сложными дефектами используется метод совместно-разделенного действия. В первую очередь, необходимо сформировать практические действия с предметами, т. е. предметные, соотносящие, орудийные, затем социальные способы действий с окружающими предметами. На основе вышеперечисленного ребенок постепенно учится удовлетворять свои потребности.
В ходе предметно-практической деятельности ребенок со сложным дефектом овладевает коммуникативной деятельностью (жесты — короткие слова — фразы — развернутая фраза — письменная речь).
В процессе обучения детей со сложным дефектом используются специальные технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепо-глухих,