double arrow

Анализ и оценка показателей производства и реализации продукции

Анализ производства и реализации продукции начинают с оценки динамики валовой, товарной и реализованной продукции, базисных и цепных среднегодовых темпов роста и прироста как в текущих, так и в сопоставимых ценах.

ВП = ТП + (НЗП н.г. – НЗП к.г.),

где НЗП - остатки незавершенного производства на начало и конец года.

ОП = ТП + (ОГП н.г. – ОГП к.г.),

где ОГП – остатки готовой продукции на складе на начало и конец года.

РП = ОП + (ООП н.г. – ООП к.г

где ООП – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции на начало и конец года.

Оперативный анализ проводят по фактическим и плановым данным по объему, номенклатуре и ассотименту продукции нарастающим итогом с начала планового периода. Среднегодовые темпы роста (прироста) рассчитывают по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Производство продукции является отправной точкой ее реализации при условии, что произведена продукция, пользующаяся спросом.Объем реализации определяет финансовые результаты и финансовое состояние предприятия, поэтому его анализу уделяется большое значение.

Анализ реализации проводят подекадно, помесячно, раз в квартал, полгода и год, сравнивают фактические показатели с плановыми и базисными и рассчитывают процент выполнения плана и абсолютные отклонения, темпы роста (прироста), абсолютное значение одного процента прироста. На изменение объема реализации влияют факторы изменения выпуска продукции и остатков готовой продукции на складах предприятия на начало и конец анализируемого периода, а также изменение объма продукции, по которой не наступил или истек срок оплаты и продукции, находящейся на ответственном хранении у покупателей.

Если выручка от реализации продукции определяется по отгрузке, то объм реализации равен сумме товарной продукции и изменению остатков готовой продукции на складах предприятия на начало и конец периода.

Если выручка от реализации определяется по оплате продукции, то объем реализации равен сумме товарной продукции, изменению остатков готовой продукции на складах и изменению остатков отгруженной, но неоплаченной продукции на начало и конец периода.

В процессе анализа выясняются причины образования сверхплановых остатков продукции на складах и несвоевременной ее оплаты и разрабатываются меры по ускорению реализации продукции и получении выручки.

Анализ реализации проводится во взаимосвязи с анализом выполнения договорных поставок, проводимый ежемесячно нарастающим итогом в целом по предприятию, по отдельным видам продукции и отдельным потребителям. Срыв договоров поставок ведет к потере рынков сбыта, уменьшению прибыли, выплате штрафов, пени, неустоек. Обязательно в процессе анализа выясняются причины невыполнения договоров, особенно по кооперированным поставкам. Анализируются также причины роста поставленной в срок, но неоплаченной потребителями продукции, т.к. рост дебиторской задолженности отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия. В завершение анализируются факторы ресурсной обеспеченности предприятия и их влияние на объем реализации продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: