Основная функция предприятия – это производство продукции или оказание услуг, пользующихся спросом. Объем продаж, издержки производства продукции, ее технический уровень и качество определяют величину прибыли предприятия, рентабельность его финансово-хозяйственной деятельности и, следовательно, его финансовое состояние. Цель анализа – выявить возможности увеличение объема реализации продукции по сраврению с конкурентами, расширить свою нишу на рынке при максимальном использовании производственных мощностей предприятия. Основная задача анализа – анализ конкурентного потенциала предприятия и его способности быстро реагировать на изменения рынка. Анализ производства и реализации продукции проводится по следующим направлениям:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- оценка выполнения договоров по объему, качеству, комплектности и ритмичности поставок продукции;
- выявление и оценка факторов, влияющих на эти показатели;
|
|
- выявление внутренних резервов роста объема производства и реализации продукции и количественная их оценка.
Объектами анализа являются максимальный, минимальный и оптимальный объем производства, ассортимент, структура и качество продукции. Объем производства может измеряться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Показателями объема продукции являются:
валовая продукция (ВП) – это стоимость всей продукции и услуг, произведенных предприятием, включая незавершенное производство, в сопоставимых ценах;
товарная продукция (ТП) – это стоимость продукции и услуг, произведенных предприятием и предназначенных для реализации, в сопоставимых ценах;
реализованная продукция (РП) – это стоимость проукции, отгруженной и оплаченной покупателями, в действующих ценах;
отгруженная продукция (ОП) – продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от её оплаты;
номенклатура – перечень наименований видов изделий, установленных в классификаторе промышленной продукции.