Анализ качества и конкурентоспособности продукции

Под качеством продукции понимается совокупность свойств, определяющих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствие с её назначением. Требования к качеству продукции устанавливаются сертификатом качества. Многообразие продукции по её экономическому назначению определяет и многообразие свойств, отражающих её качество. Показатели качества, характеризующие продукцию производственно-технического назначения, отличаются от показателей качества товаров народного потребления. Так, к основным показателям качества первой продукции производственно-технического назначения относятся надежность, долговечность,производительность,технологичность,степень стандартизации и унификации, патентной защиты; различные технологические, физико-механические и химические свойства для характеристики качества предметов труда. Качество предметов потребления может быть отражено эстетическими и вкусовыми свойствами, питательностью, сроком использования, соответствия моде и т.п.

Обобщающими показателями качества независимо от вида и назначения продукции являются: а) удельный вес новой продукции в общем её выпуске, б) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции, в) удельный вес сертифицированной продукции, г)удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам, д) удельный вес экспортируемой продукции и др.

Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию, стоимость забракованной продукции, потери от брака и др.

Качество продукции является одной из основных характеристик, обеспечивающей устойчивый рынок её сбыта и высокую конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимается способность продукции обеспечивать устойчивый сбыт на рынке при наличии изделий- аналогов. Оценка конкурентоспособности основывается на совокупности определенных характеристик продукции: технических, эстетических, эргономических, нормативных, экономических и др. Оценка конкурентоспособности ведется по каждому параметру путем сопоставления параметра анализируемой продукции и продукции-конкурента. Не все параметры продукции имеют равное значение в оценке её конкурентоспособности. Один из методов расчета обобщающего показателя конкурентоспособности основан на присвоении каждому параметру определенного количества баллов, характеризующих его значимость. Обобщающая оценка определяется отношением суммы произведения количества баллов каждого параметра на удельный вес этого параметра в общей оценке к общей сумме баллов продукции-эталона. В условиях рынка достаточно информативной оценкой конкурентоспособности продукии является её доля на рынке аналогичной продукции. Увеличение этой доли по сравнению с прошедшим периодом или по сравнению с долей предприятий-конкурентов говорит о росте конкурентоспособности продукции.

Анализ качества и конкурентоспособности заключается в изучении динамики показателей качества, отклонение фактических значений от плановых, выявление причин этих отклонений и определение стоимостных показателей деятельности предприятия при изменении качества продукции. Повышение показателей ведет к росту цены реализации продукции и, следовательно, к приросту дохода от продаж. Величина прироста определяется произведением разницы фактической и расчетной (плановой) цены реализации на фактический объем производства. Прирост прибыли вследствие повышения качества и конкурентоспособности определяется разностью между приростом дохода и величиной изменения себестоимости продукции, рассчитанных на фактический объем производства. Повышение качества обычно ведет к увеличению затрат предприятия, т.е. к росту себестоимости. Выпуск некачественной продукции также отражается на росте её себестоимости. Выявляются причины брака и виновные лица, а также возможности возмещения потерь предприятия виновными лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: