Принципы организации бухгалтерского учета на предприятии

Методологические принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях регламентированы Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [16] и Федеральным законом о бухгалтерском учете в РФ [15]:

¨ Принцип соблюдения в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и имущества предприятия.

¨ Принцип сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения имущества, обязательств и хозяйственных операций с использованием натуральных и стоимостных измерителей.

¨ Принцип соблюдения методологии - при помощи единых методов, которые использует бухгалтерский учет.

¨ Принцип полноты отражения результатов инвентаризации имущества и обязательств.

¨ Принцип разграничения текущих затрат на производство и капитальных вложений, разработки плановых (нормативных) и отчетных калькуляций себестоимости готовой продукции, работ и услуг.

¨ Принцип составления отчетности (по объемам и срокам).

Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуется руководителем экономического субъекта. Руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта с профессиональными организациями (консалтинговыми, аудиторскими фирмами), либо принять ведение бухгалтерского учёта на себя.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учёте» [15]. Для ведения учёта в организации создаётся специальное подразделение - бухгалтерия.

Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Для этого необходимо обеспечить:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации;

- обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности;

- предотвращение отрицательных явлений хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости.

Основные функции, выполняемые бухгалтерией:

1) учет материально-технических ценностей;

2) учет расчетов по оплате труда (начисление и удержания);

3) учет затрат на производство;

4) учет финансовой деятельности;

5) учет денежных операций и расчетных отношений;

6) составление бухгалтерской отчетности.

Предприятие, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно может установить:

- организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида предприятия и конкретных условий хозяйствования;

- форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации (мемориально-ордерная, журнал - Главная, журнально-ордерная, упрощенная, автоматизированная);

- систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и внутреннего контроля;

- учётную политику.

Руководитель предприятия утверждает приказом сформированную главным бухгалтером учётную политику, согласно нормативным документам.

Под учётной политикой понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учёта - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Формируют учётную политику все предприятия независимо от форм собственности, а раскрывают только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

При формировании учётной политики предполагается ряд допущений:

1) имущественной обособленности предприятия, т.е. имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников;

2) непрерывность деятельности предприятия, т.е. организация будет продолжать свою деятельность в будущем и у неё нет намерения и необходимости ликвидации или существенного сокращения деятельности;

3) последовательности применения учётной политики, т.е. выбранная учётная политика применяется последовательно от одного отчётного периода к другому;

4) временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. факты хозяйственной деятельности предприятия, относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от поступления и выплаты денежных средств.

К формированию учётной политики предъявляются следующие требования:

1) полноты, т.е. отражение в учёте всех фактов хозяйственной жизни;

2) осмотрительности, т.е. обеспечение большей готовности к учёту потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создание скрытых резервов);

3) приоритета содержания перед формой, т.е. отражение в бухгалтерском учёте хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы, но и из экономического их содержания и условий хозяйствования;

4) непротиворечивости, т.е. обеспечение тождества аналитического учёта с оборотами и остатками синтетического учёта;

5) рациональности, т.е. обеспечение рационального и экономного ведения бухгалтерского учёта, исходя из условий хозяйствования и величины предприятия.

Варианты выбора методов по элементам учётной политики предприятия представлены в Приложении 2.

Вместе с приказом (распоряжением) об учётной политике должны утверждаться:

- рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- порядок контроля хозяйственных операций и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: