Методы оценки и пути повышения эффективности использования капитала предприятия

Любая организация, ведущая коммерческую деятельность должна обладать определенным капиталом, который представляет собой совокупность материальных ценностей и денежных средств, финансовых вложений и затрат, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.

Капитал предприятия можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, целесообразно различать капитал реальный, т.е. существующий в форме средств производства, и капитал денежный, т.е. существующий в форме денег.

Капитал предприятия – это части финансовых ресурсов, задействованных организацией в оборот с целью получения дохода.

Необходимо отметить основные характеристики капитала:

1. Капитал предприятия является основным фактором производства.

2. Капитал характеризует финансовые ресурсы предприятия, приносящие доход.

3. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников.

4. Капитал предприятия является главным измерителем рыночной стоимости организации.

5. Динамика капитала предприятия является важнейшим показателем уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Способность собственного капитала к самовозрастанию высокими темпами характеризует высокий уровень формирования и эффективное распределение прибыли предприятия, его способность поддерживать финансовое равновесие за счет внутренних источников. В то же время, снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.

Управление финансовыми ресурсами и источниками их формирования – одна из важнейших задач финансового менеджмента. Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие предприятия, т.е. его финансовую устойчивость и платежеспособность. Поскольку же финансовые ресурсы вовсе не бесплатны и стоимость из зависит от источника, то возникает задача оптимизации структуры источников финансирования как в долгосрочном, так и в краткосрочном аспекте.

Процесс формирования капитала предприятия неразрывно связан с оценкой его стоимости. Оценка осуществляется по следующим трем этапам.

Первый этап, оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала. Проведение такой оценки имеет ряд особенностей:

а) необходимость постоянной корректировки балансовой суммы собственного капитала предприятия. Если предоставленный заемный капитал оценен в ценах приближенных к рыночным, то собственный капитал, отражаемый балансом, текущей рыночной стоимости существенно занижен. В связи с этим сумма собственного капитала в расчетах завышается. Оценка суммы собственного капитала в текущей рыночной стоимости определяется:

На первом этапе определяется стоимость чистых активов.

ЧА=А – ЗК, (1.36)

где ЧА – стоимость чистых активов предприятия;

А – совокупная стоимость активов предприятия;

ЗК – сумма используемого предприятием заемного капитала.

На втором этапе определяется состав чистых активов предприятия.

МОАс = ЧА – ВАо, (1.37)

где МОАс – сумма материальных оборотных активов предприятия, сформированных за счет собственного капитала;

ЧА – стоимость чистых активов предприятия;

ВАо – стоимость внеоборотных операционных активов предприятия.

На третьем этапе проводится индексация балансовой стоимости отдельных элементов внеоборотных операционных активов и собственных материальных активов с целью их оценки по рыночной стоимости.

б) оценка стоимости вновь привлекаемого собственного капитала носит вероятностный, условный характер. Если привлечение заемного капитала основывается на конкретных обязательствах предприятия, то привлечение собственного капитала таких контрактных обязательств не содержит (за исключением эмиссий привилегированных акций).

в) суммы выплат собственникам капитала входят в состав налогооблагаемой прибыли, что увеличивает стоимость собственного капитала в сравнении с заемным. Выплаты собственникам капитала процентов и дивидендов осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, в то время как выплаты процентов за заемный капитал осуществляется за счет издержек (себестоимости), а, следовательно, в состав налогооблагаемой базы по прибыли не входят.

г) привлечение собственного капитала связанно с более высоким уровнем рисков инвесторов, что увеличивает его стоимость на размер премии за риск. Претензии собственников основной части капитала (инвесторов) подлежат удовлетворению при банкротстве предприятия в последнюю очередь;

д) привлечение собственного капитала не связано, как правило, с возвратным денежным потоком по основной его сумме, что определяет выгодность использования этого источника предприятием, несмотря на более высокую его стоимость. Собственный капитал включает, только платежи процентов и дивидендов собственникам. Это определяет большую безопасность использования собственного капитала с позиций обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Рассмотрим механизм управления стоимостью собственного капитала.

Стоимость функционирующего собственного капитала имеет наиболее надежный базис расчета в виде отчетных данных предприятия. В процессе такой оценки учитывается:

а) средняя сумма используемого собственного капитала в отчетном периоде по балансовой стоимости. Расчет этого показателя осуществляется по методу средней хронологической за ряд внутренних отчетных периодов;

б) средняя сумма используемого собственного капитала в текущей рыночной оценке.

в) сумма выплат собственникам капитала (в форме процентов и т.п.) за счет чистой прибыли. В большинстве случаев эту цену определяют сами собственники, устанавливая размер процентов или дивидендов на вложенный капитал в процессе распределения чистой прибыли. Стоимость функционирующего собственного капитала определяется по формуле:

СКфп = ЧПс * 100 / СКс, (1.38)

где СКфп – стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в отчетном периоде, %;

ЧПс – сумма чистой прибыли, выплаченная собственникам предприятия в процессе ее распределения за отчетный период;

СКс – средняя сумма собственного капитала предприятия в отчетном периоде.

Стоимость функционирующего собственного капитала в плановом периоде определяется:

СКфп = СКфо * ПВт, (1.39)

где СКфп – стоимость функционирующего собственного капитала предприятия в плановом периоде, %;

ПВт – планируемый темп роста выплат прибыли собственникам на единицу вложенного капитала, выраженную десятичной дробью.

Стоимость нераспределенной прибыли последнего отчетного периода. Ценной выступают планируемые на ее сумму выплаты собственникам, которым она принадлежит. С учетом такого подхода стоимость нераспределенной прибыли (СНП) приравнивается к стоимости функционирующего собственного капитала предприятия (СКфп) в плановом периоде:

СНП = СКфп. (1.40)

Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированно по привилегированным акциям и по простым акциям.

- Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии привилегированных акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Кроме выплаты дивидендов, к расходам относятся эмиссионные затраты по выпуску акций (рассчитывается по формуле):

ССКпр = Дпр * 100 / Кпр * (1 – ЭЗ), (1.41)

где ССКпр – стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций, %;

Дпр – сумма дивидендов, предусмотренных к выплате;

Кпр – сумма собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии привилегированных акций;

ЭЗ – затраты по эмиссии акций, выраженные в десятичной дроби по отношению к сумме эмиссии.

- Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций требует учета таких показателей: суммы дополнительной эмиссии простых акций; суммы дивидендов, выплачиваемых в отчетном периоде на одну акцию; планируемый темп роста выплат прибыли собственникам капитала; планируемые затраты по эмиссии акций.

По стоимости привлечения данный вид капитала является дорогим, так как расходы по его обслуживанию не уменьшают базу налогообложения прибыли, а премия за риск – наиболее высокая, так как этот капитал при банкротстве защищен в меньшей степени. Расчет стоимости дополнительного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций находится:

ССКпа = Ка * ДпаПВт * 100 / Кпа * (1 – ЭЗ), (1.42)

где ССКпа – стоимость собственного капитала, привлекаемого за счет эмиссии простых акций, %;

Ка – количество дополнительно эмитируемых акций;

Дпа – сумма дивидендов, выплачиваемых на одну простую акцию, %.

С учетом стоимости элементов собственного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть рассчитан показатель средневзвешенной стоимости собственного капитала предприятия.

Второй этап, оценка стоимости отдельных элементов привлекаемого предприятием заемного капитала учитывает ряд особенностей:

а) относительная простота формирования базисного показателя оценки стоимости. Показателем является стоимость обслуживания долга за кредит, купонной ставки по облигациям. Этот показатель прямо оговорен условиями кредитного договора, условиями эмиссии;

б) учет в процессе оценки стоимости заемных средств налогового корректора. Так как выплаты по обслуживанию долга относятся на издержки, соответственно снижают размер стоимости заемного капитала на ставку налога на прибыль. Налоговый корректор – это множитель: (1 – Снп), где Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

в) стоимость привлечения заемного капитала имеет высокую степень связи с уровнем кредитоспособности предприятия, оцениваемым кредитором. Чем выше уровень кредитоспособности предприятия, тем ниже стоимость привлекаемого этим предприятием заемного капитала;

г) привлечение заемного капитала всегда связано с возвратным денежным потоком не только по обслуживанию долга, но и по погашению обязательства по основной сумме этого долга. Так, ставка процента по долгосрочному кредиту во всех его формах, позволяющая предприятию снизить риск неплатежеспособности в текущем периоде, всегда выше, чем по краткосрочному.

Рассмотрим особенности оценки и управления стоимостью заемного капитала в разрезе базовых его элементов.

- Стоимость финансового кредита включает:

стоимость банковского кредита, определяется на основе ставки процента за кредит, оценивается по следующей формуле:

СБК = ПКб * (1 – Снп) / (1 – ЗПб), (1.43)

где СБК – стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита, %;

ПКб – ставка процента за банковский кредит, %;

ЗПб – уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.

- Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней:

СОЗк = СК * (1 – Снп) / (1 – ЭЗо), (1.44)

где СОЗк – стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, %;

СК – ставка купонного процента по облигации, %;

Снп – ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

ЭЗо – уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью.

Во втором случае расчет стоимости определяется:

СОЗд = Дг * (1 – Снп) * 100 / (Но – Дг) * (1 – ЭЗо), (1.45)

где Дг – среднегодовая стоимость дисконта по облигации;

Но – номинал облигации, подлежащий погашению;

- Стоимость товарного (коммерческого) кредита оценивается в разрезе двух форм:

Стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа – оценивается размером скидки с цены продукции, при наличном расчете за нее и рассчитывается по формуле:

СТКк = (ЦС * 360) * (1 – Снп) / ПО, (1.46)

где СТКк – стоимость товарного кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, %;

ЦС – размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию, %;

ПО – период предоставления отсрочки платежа за продукцию, в днях.

2 Стоимость товарного (коммерческого) кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем. Формируется на тех же условиях, что и банковского, однако должна учитывать при этом потерю ценовой скидки за наличный платеж за продукцию. Расчет осуществляется по формуле:

СТКв = ПКв * (1 – Снп) / (1 – ЦС), (1.47)

где СТКв – стоимость товарного кредита, предоставляемого на условиях долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя, %;

ПКв – ставка процента за вексельный кредит, %;

Управление стоимости этой формы товарного кредита, как и банковской, сводится к поиску вариантов поставок аналогичной продукции, минимизирующих размеры этой стоимости.

- Стоимость текущих обязательств предприятия по расчетам при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование предприятия за счет этого вида заемного капитала. Сроки выплаты этой задолженности (по з/п, налогам, страхованию) строго детерминированы, она не относится к управляемому финансированию с позиций оценки стоимости капитала.

Третий этап, оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия. С учетом приведенных исходных показателей определяется средневзвешенная стоимость капитала (ССК):

ССК = ∑Ci * Уi (1.48)

Рассчитанная средневзвешенная стоимость капитала является главным критериальным показателем оценки эффективности формирования капитала предприятия.

Процесс стратегического управления капиталом предприятия, по мнению Бланка И.А., связан с оценкой и отбором стратегических альтернатив, которые кроме конкретных факторов требуют учета особенностей использования предприятием как собственного, так и заемного капитала.

1. Анализ капитала предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является выявление тенденций динамики объема и состава капитала в предплановом периоде и их влияния на финансовую устойчивость и эффективность использования капитала.

На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема и основных составных элементов капитала в сопоставлении с динамикой объема производства и реализации продукции; определяется соотношение собственного и заемного капитала и его тенденции; в составе заемного капитала изучается соотношение долго- и краткосрочных финансовых обязательств; определяется размер просроченных финансовых обязательств и выясняются причины просрочки.

На второй стадии анализа, как отмечает Канке, рассматривается система коэффициентов финансовой устойчивости предприятия, определяемая структурой его капитала. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и изучаются в динамике следующие коэффициенты:

- коэффициент автономии – чем выше данный коэффициент, тем больше шансов у предприятия справится с рыночной неопределенностью:

Ка = СК / ВБ, где (1.49)

СК – источник собственных средств;

ВБ – общая сумма источников (валюта баланса).

Рекомендуемое значение должно быть меньше либо равно 0,5.

- коэффициент финансирования;

Кфин = СК/ЗК, где (1.50)

СК – собственный капитал;

ЗК – заемный капитал

Рекомендуемое значение больше либо равно 1.

- коэффициент долгосрочной финансовой независимости;

К незав. = (СК + ДО) / ВБ, где (1.51)

ДО – долгосрочные обязательства.

Рекомендуемое значение 0,8 – 0.9.

- коэффициент соотношения долго- и краткосрочной задолженности.

Кдкз = Зд/ПО (1.52)

Зд – долгосрочные обязательства

ПО – текущие обязательства

Нормативный показатель – 1.0

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет оценить степень стабильности его финансового развития и уровень финансовых рисков, генерирующих угрозу его банкротства.

На третьей стадии анализа оценивается эффективность использования капитала в целом и отдельных его элементов. В процессе проведения такого анализа рассчитываются и рассматриваются в динамике следующие основные показатели:

- период оборота капитала;

Поб = Т / Коб, где (1.53)

Т – продолжительность (в календарных днях) анализируемого периода

Коб – коэффициент оборачиваемости капитала, который рассчитывается по формуле:

Коб = Чистая выручка от реализации (сумма оборота) / среднегодовая стоимость капитала (1.54)

Коэффициент оборачиваемости капитала показывает, сколько оборотов за период делают средства, которые были вложены в имущество предприятия. Если данный коэффициент растет, то повышается деловая активность предприятия.

- коэффициент рентабельности всего используемого капитала;

Ра = ЧПо / Ас, где (1.55)

ЧПо – общая сумма чистой прибыли предприятия, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в рассматриваемом периоде;

Ас – средняя стоимость всех используемых активов предприятии в рассматриваемом периоде

- коэффициент рентабельности собственного капитала;

Рск = ЧПо / СКс, где (1.56)

ЧПо – сумма чистой прибыли предприятия, полученная от всех видов хозяйственной деятельности в рассматриваемом периоде

- капиталоотдача, характеризует эффективность использования основного капитал:

К = Стоимость произведенной продукции / стоимость основного капитала (1.57)

- капиталоемкость реализации продукции фиксирует стоимость затрат основного капитала на единицу произведенной продукции

Ке = Стоимость основного капитала / стоимость произведенной продукции (1.58)

2. Оценка основных факторов, определяющих формирование структуры капитала. Практика показывает, что не существует единых рецептов эффективного соотношения собственного и заемного капитала не только для однотипных предприятий, но даже и для одного предприятия на разных стадиях его развития и при различной конъюнктуру товарного и финансового рынков. Вместе с тем, существует ряд объективных и субъективных факторов, учет которых позволяет целенаправленно формировать структуру капитала, обеспечивая условия наиболее эффективного его использования на каждом конкретном предприятии.

Управление капиталом на предприятии сводится к двум основным направлениям – 1) установлению оптимальных для данного предприятия пропорций использования собственного и заемного капитала; 2) обеспечению привлечения на предприятие необходимых видов и объемов капитала для достижения расчетных показателей его структуры.

3. Оптимизация структуры капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности. Для проведения таких оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа. Проведение многовариантных расчетов с использованием механизма финансового левериджа позволяет определить оптимальную структуру капитала, обеспечивающую максимизацию уровня финансовой рентабельности.

Финансовый леверидж (эффект финансового рычага) рассчитывается по следующей формуле:

ЭФР = (1 – Нп / 100) × (ЭР – ССПС) × ЗС/ СС, где (1.59)

ЭФР – эффект финансового рычага, %;

Нп – ставка налога на прибыль;

ЭР – экономическая рентабельность, %;

СССП – средняя расчетная ставка процента по кредитам (заемным средствам);

СС – собственные средства;

ЗС – заемные средства.

Формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя:

1) (1 – СНП) – не зависит от предприятия

2) (ЭР – СРПС) – разница между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит, которая носит название дифференциал (Д)

3) (ЗК / СК) – финансовый рычаг (ФР).

Следовательно, формулу эффекта финансового рычага можно записать в более коротком виде:

ЭФР = (1 – СНП) × Д × ФР (1.60)

Таким образом:

- Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов – использование заемного капитала убыточно.

- При прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.

4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости. Процесс оптимизации основан на предварительной оценке стоимости собственного и заемного капитала при разных условиях его привлечения и осуществлении многовариантных расчетов средневзвешенной стоимости капитала.

5. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации уровня финансовых рисков. Этот метод оптимизации связан с процессом дифференцированного выбора источников финансирования различных составных частей активов предприятия. В этих целях все активы предприятия подразделяются на такие три группы:

1) Внеоборотные активы.

2) Постоянная часть оборотных активов. Это неизменная часть активов, размер которых не зависит от сезонных и других колебаний объема операционной деятельности

3) Переменная часть оборотных активов, которая связана с сезонными и другими колебаниями операционной деятельности

Существуют три подхода к финансированию различных групп активов предприятия: консервативный, умеренный или агрессивный (рис. 1.8).

Состав активов предприятия Консервативный подход к финансированию активов предприятия Умеренный подход к финансированию активов предприятия Агрессивный подход к финансированию активов предприятия
Переменная часть оборотных активов КЗК КЗК КЗК
Постоянная часть оборотных активов ДЗК+СК ДЗК+СК  
Внеоборотные активы     ДЗК+СК

Рис. 1.8. Принципиальные подходы к финансированию активов предприятия

В зависимости от своего отношения к финансовым рискам собственники или менеджеры предприятия избирают один из рассмотренных вариантов финансирования активов. Учитывая, что на современном этапе долгосрочные займы и ссуды предприятиям практически не предоставляются, избранная модель финансирования активов будет представлять соотношение собственного и заемного (краткосрочного) капитала, т.е. оптимизировать его структуру с этих позиций.

6. Формирование показателя целевой структуры капитала. Предельные границы максимально рентабельной и минимально рискованной структуры капитала позволяют определить поле выбора конкретных его значений на стратегический период. В процессе этого выбора учитываются ранее рассмотренные факторы, характеризующие индивидуальные особенности деятельности данного предприятия.

Окончательное решение, принимаемое по этому вопросу, позволяет сформировать на предстоящий период показатель "целевой структуры капитала", в соответствии с которым будет осуществляться последующее его формирование на предприятии путем привлечения финансовых средств из соответствующих источников.

Таким образом, оптимальная структура капитала конкретного предприятия зависит от многочисленных факторов, комбинация которых приводит к тому, что предприятие далеко не всегда стремится использовать преимущества заемного финансирования, а предпочитает прибегать к другим источникам увеличения капитала.

2. Анализ финансового состояния ООО "Стек СПб"

2.1. Характеристика предприятия ООО "Стек СПб"

Компания "Стек" – это холдинг, основанный в 2000 году. Основные направления деятельности компании – производство и продажа стретч-пленки и скотча. Центральный офис компании расположен в центре г. Москвы. Широко развита филиальная сеть, что позволяет обслуживать клиентов практически во всех городах России. Филиалы расположены в таких городах как Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург и Челябинск. В каждом филиале есть склады со значительным запасом продукции для обеспечения бесперебойных поставок.

Целью компании является успешное функционирование на рынке упаковочных материалов.

В выпускной квалификационной работе будет рассматриваться финансово-хозяйственная деятельность предприятия ООО "Стек СПб", которое является филиалом ООО "Стек" в городе Санкт-Петербург.

Филиал "Стек СПб" был организован в январе 2005 года. Это был первый филиал, открытый компанией "Стек".

Организационно-правовая форма предприятия ООО "Стек СПб" – общество с ограниченной ответственностью.

Своим клиентам предприятие предлагает следующий ассортимент:

1. Упаковочные материалы: стретч-пленка для машинного паллетирования, стретч-пленка для ручного паллетирования, скотч (прозрачный, тонированный, цветной, с логотипом), пленка воздушно-пузырьковая, мешки полиэтиленовые для мусора, пакеты с защелкой и др.

2. Специальные ленты: крепп, скотч двухсторонний, лента сантехническая (ТПЛ), лента оградительная и др.

3. Расходные материалы: скоба ПП для скрепления пропиленовых лент, скоба ПЭТ для скрепления лент из полиэстера, пряжки, уголок защитный и др.

4. Средства защиты: перчатки (х/б с ПВХ, х/б без ПВХ, спилковые и др.)

Каждому клиенту компании предоставляются:

- гарантированные поставки;

- высокое качество продукции;

- гибкое ценообразование;

- внимательное и профессиональное обслуживание;

- возможность бесплатно заказать исследование применения упаковочных материалов, которое специалисты компании "Стек" проведут у клиента и дадут различные рекомендации с расчетами экономической эффективности;

- бесплатная доставка;

- удобные условия оплаты;

- возможность в течение 24 часов заказать и получить нестандартную продукцию.

Предприятие возглавляет генеральный директор, который организует работу предприятия и несет ответственность за его состояние перед учредителями и трудовым коллективом. Директор представляет компанию во всех учреждениях, заключает договора, издает приказы по предприятию, принимает решение о приеме на работу или увольнении работников. Однако все важные вопросы, касающиеся ведения дел компании, директор согласовывает с учредителями.

Коммерческий директор руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов, осуществляет контроль за реализацией товаров, планированием продаж и т.д. Ему подчиняются отдел продаж, транспортный отдел, работники склада.

Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, следит за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия, производит финансовые расчеты с заказчиками.

Отдел кадров разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы для отдела продаж и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда.

Отдел продаж занимается поиском клиентов компании, отслеживает работу клиентов и своевременную оплату за отгруженный товар.

Транспортный отдел отвечает за своевременную доставку товара покупателю.

Работники склада отвечают за соблюдение норм и сроков хранения продукции, приемку товара на склад и отгрузку продукции покупателям в необходимом количестве и ассортименте.

Рис. 2.1 Организационная структура управления ООО "Стек СПб"

На деятельность предприятия оказывает большое влияние внешняя среда. Прежде всего, это поставщики, потребители и конкуренты.

Компания "Стек СПб" обладает клиентской базой, в которую входят около 400 клиентов. Основными клиентами являются: ООО "Авангард", ООО "Балтик Трейдинг", ЭсСиЭй Хайджин ПродРаша, ЗАО "Агротехника", ООО "Данон Индустрия", ООО "Крафт Фудс Рус", ООО "Лента", ЗАО "ТД Перекресток", ОАО "ЮНИМИЛК Компания", ООО "Проект-Север", ООО "Новый век", ОАО "Павловский завод", ООО "БАХУС" и др. Самыми крупными клиентами выступают ЗАО "ТД Перекресток", ООО "Авангард", ЭсСиЭй Хайджин ПродРаша, ООО "Проект-Север", ОАО "ЮНИМИЛК Компания" и ООО "БАХУС". На их долю приходится более 50% всех продаж.

На рисунке 2.2. представлены основные покупатели ООО "Стек СПб" и указаны объемы продаж, которые приходятся на данные компании.

Рис. 2.2 Основные покупатели ООО "Стек СПб"

Вторым, не менее важным, фактором являются поставщики. У предприятия "Стек СПб" не большой список поставщиков, т.к. большая часть продукции поступает на склад предприятия из материнской компании ООО "Стек" (г. Москва). Поставщиками ООО "Стек СПб" являются ООО "Вир Пак ТД", ООО "КЛАСС", ООО "Лаура", ООО "ТСН" и ООО "Эрида".

Третий фактор внешней среды – конкуренты. Основными конкурентами предприятия ООО "Стек СПБ" на рынке упаковочных материалов являются компании ООО "Гофротара", ООО "ТопРол", ООО "ЛароПак", ООО "АВА-ЛОТ", ООО "Северо-Западная Упаковочная Компания", ООО " Аура-Пак" и производственное объединение "АКС-Пак".

Поставщики компании представлены на рисунке 2.3.

Рис. 2.3 Поставщики компании ООО "Стек СПб"

По оценке руководства предприятия, компания ООО "Стек СПб" в г. Санкт-Петербурге занимает долю на рынке в размере 8%.

2.2. Выбор и обоснование методики проведения анализа финансового состояния ООО "Стек СПб"

Финансовое состояние предприятия определяет возможность предприятия конкурировать на рынке, его потенциал в деловом сотрудничестве; отражает конечные результаты деятельности, характеризующиеся определенной совокупностью показателей, которые интересуют различные группы пользователей.

Основные задачи анализа финансового состояния – определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности организации.

По мнению большинства авторов, финансовый анализ включает следующие обязательные этапы:

1. Оценка имущества предприятия и источников его формирования.

2. Оценка эффективности использования средств предприятия (оценка оборачиваемости и продолжительности производственно-сбытового цикла).

3. Анализ финансовой устойчивости.

4. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия.

5. Анализ финансовых результатов и показателей рентабельности.

6. Оценка риска банкротства.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния предприятия составляет бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет об изменениях капитала (форма №3), отчет о движении денежных средств (форма №4) и приложение к балансу (форма №5)

Для проведения анализа финансового состояния существуют различные методики западных и российских ученых и специалистов. Широко применяются методики таких известных авторов как А.Д. Шеремет, Г.В. Савицкая, С.В. Дыбаль, Е.С. Стоянова, В.В. Ковалев и др..

Рассмотрим особенности самых популярных методических подходов к анализу финансового состояния предприятия.

1. Методика проведения анализа финансового состояния, предложенная А. Д. Шереметом и Е. В. Негашевым.

Таблица 2.1

Основные этапы проведения анализа финансового состояния и их краткое содержание

Наименование этапа Содержание этапа
1) Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - Анализ уровней, динамики и структуры финансовых результатов; - Факторный и предельный анализ прибыли.
2) Анализ финансового состояния предприятия - Общая оценка финансового состояния; - Анализ финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности, платежеспособности.
3) Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия - Выявление факторов и причин достигнутого финансового состояния; - Обоснование принимаемых управленческих решений; - Выявление и мобилизация резервов повышения эффективности деятельности.

Основными методами финансового анализа, согласно методике Шеремета А. Д. и Негашева Е.В., являются:

1) Горизонтальный анализ – определяются абсолютные и относительные изменения отдельных статей баланса за определенный период.

2) Вертикальный анализ – вычисление удельного веса отдельных статей в итоге баланса, т.е. выяснение структуры активов и пассивов на определенную дату.

3) Трендовый анализ – сопоставление величин балансовых статей за ряд лет.

4) Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин балансовых статей или других абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета.

Основной целью анализа финансового состояния по данной методике является обеспечение действенного управления финансовым состоянием предприятия и оценка финансовой устойчивости его деловых партнеров.

2. Методика для проведения анализа финансового состояния, предложенная Савицкой Г. В..

Таблица 2.2

Основные этапы проведения анализа финансового состояния и их краткое содержание

Наименование этапа Содержание этапа
1) Оценка имущественного положения и структуры капитала  
2) Анализ источников формирования капитала - Изучение состава, структуры и динамики источников формирования капитала предприятия; - Выявление факторов изменения их величины; - Оценка уровня финансового риска; - Обоснование оптимального варианта соотношения собственного и заемного капитала.
3) Анализ размещения капитала и оценка имущественного состояния предприятия - Изучение структуры активов предприятия; - Изучение состава, структуры и динамики основного капитала и оборотных активов; - Анализ состояния производственных запасов, дебиторской задолженности; - Анализ остатков денежных средств.
4) Анализ эффективности и интенсивности использования капитала предприятия - Расчет коэффициентов рентабельности, оборачиваемости капитала; - Оценка эффективности использования заемного капитала (эффект финансового рычага)
5) Анализ финансовой устойчивости предприятия - Рассчитываются следующие показатели: коэффициент финансовой автономии (независимости), коэффициент финансовой зависимости, коэффициент текущей задолженности, коэффициент долгосрочной финансовой независимости (коэффициент устойчивого финансирования), коэффициент платежеспособности, коэффициент финансового риска.
6) Анализ платежеспособности и диагностика риска банкротства предприятия - Расчет показателей ликвидности баланса; - Изучение потоков денежных средств.

Автор данной методики подразделяет анализ финансового состояния на внутренний и внешний.

Внутренний анализ финансового состояния предприятия – это исследование механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния.

Внешний финансовый анализ – это исследование финансового состояния субъекта хозяйствования с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

3. Методика проведения анализа финансового состояния, предложенная С. В. Дыбаль.

Таблица 2.3

Основные этапы проведения анализа финансового состояния и их краткое содержание

Наименование этапа Содержание этапа
1) Анализ имущественного состояния предприятия - Изучение состава и структуры имущества предприятия; - Анализ состояния запасов и дебиторской задолженности
2) Анализ источников образования имущества предприятия - Изучение структуры собственного и заемного капитала; - Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженности
3) Анализ показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия - Расчет коэффициентов, характеризующих общую финансовую устойчивость (коэффициент автономии, коэффициент концентрации заемного капитала, коэффициент соотношения замены и собственных средств); - Оценка обеспеченности текущей деятельности предприятия собственными источниками финансирования (коэффициент обеспеченности запасов и затрат, коэффициент обеспеченности оборотных активов, коэффициент маневренности); - Определение типа финансовой устойчивости (абсолютная финансовая устойчивость, нормальная финансовая устойчивость, предкризисное финансовое положение); - Определение текущей и перспективной платежеспособности; - Расчет относительных коэффициентов ликвидности.
4) Анализ финансовых результатов финансовой деятельности предприятия - Исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (сумма прибыли или убытка); - Оценка показателей прибыли (валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли предприятия); - Расчет показателей рентабельности; - Оценка темпов экономического роста; - Составление агрегированного бухгалтерского баланса;

Важнейшим приемом финансового анализа автора данной методики является сравнительный анализ, различающий горизонтальный, вертикальный и трендовый виды.

Исходя из целей анализа и особенностей объекта исследования считаем целесообразным проведение анализа финансового состояния ООО "Стек СПб" в соответствии с методикой С.В. Дыбаль. Данная методика позволяет дать наиболее полную оценку финансового состояния предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: